Экономика предприятия

Предпринимательство как экономическая категория

Первые теоретические попытки осмысления феномена пред­принимательства относятся к XVII в. Английский экономист Р. Кантильон считается первым теоретиком, давшим систематиче­ское описание этого феномена и введшим в научный оборот термин «предприниматель».

Под предпринимателем Кантильон подразумевал человека, кото­рый за определенную цену покупает средства производства, чтобы произвести определенную продукцию и продать ее в целях получе­ния доходов, и который, принимая на себя обязательство по из­держкам, не знает, по каким ценам может осуществиться реали­зация. Таким образом, предпринимательство понималось им как производственно-хозяйственная деятельность особого рода, вклю­чающая в себя элементы риска.

Ж.-Б. Сэй сделал следующий шаг в области анализа предприни­мательства. Обладая личным опытом в сфере бизнеса, он считал, что предприниматель — центральная фигура в процессе производ­ства и распределения благ, а предпринимательство — деятельность по организации людей в рамках производственной единицы.

А. Смит считал предпринимательскую деятельность в рамках рыночных отношений «естественной», т. е. самоинициирующейся и самоподдерживающейся: при наличии капитала, труда и сырьевых ресурсов она возникает спонтанно. Как многие другие теоретики периода первоначального накопления капитала, он отождествлял собственников (капиталистов) и предпринимателей, что соответст­вовало реалиям рассматриваемого временного периода: историче­
ски собственник-менеджер был преобладающим типом предприни­мателя.

В отечественной литературе встречаются различные определе­ния предпринимательства.

В соответствии с толковым словарем В. Даля предприниматель­ство есть исполнение какого-либо нового дела, совершение че­го-либо значительного (Даль, 1955). В специальных (в частности, в экономических) исследованиях применяется другое определение: предпринимательство — это деятельность, тем или иным путем свя­занная с получением прибыли, дохода. И в этом плане понятие предпринимательства смыкается с понятием бизнеса — ведения ка­кого-либо дела, приносящего доход (Стратегии.., 1998). Однако со­временные интерпретации обсуждаемого термина допускают также и более широкую его трактовку, объединяющую оба приведенных определения.

Следует уточнить, что понятие предпринимательства несет не­сколько иную смысловую нагрузку, нежели часто употребляемое понятие бизнеса. В общественном сознании понятие предпринима­тельства часто связывается с реализацией некоторой масштабной и новой идеи, которая может принести доход как в краткосрочной, так и в отдаленной перспективе, однако с определенной вероятно­стью может и не оправдать возлагаемых ожиданий.

При этом особый слой предприимчивых людей берет на себя риски, связанные с принимаемыми нестандартными решениями. Если бизнес в целом допускает значительную долю рутинной дея­тельности, осуществляемой по некоторым заданным правилам, то экономические новации и пионерские стратегические решения яв­ляются необходимыми условиями предпринимательства, выраже­нием его «духа». Так как и размер вознаграждения за предпринима­тельскую деятельность, и время его получения существенно зависят от фактора неопределенности, в общественном мнении предприни­матели часто отождествляются с «подвижниками» и «первопроход­цами».

Типичными примерами предпринимательства являются освое­ние западных территорий американскими колонистами, «золотая лихорадка», вызванная открытием новых месторождений золота, и т. д. Однако подлинных предпринимателей от авантюристов все­гда отличал большой прагматизм и точный расчет возможных соб­ственных выгод и затрат.

Тем не менее следует признать, что границы между понятиями бизнеса и предпринимательства достаточно условны, размыты, осо­бенно в том случае, если речь идет о высокорисковых видах бизнеса.

Резюмируя вышеизложенное, можно считать, что предпринима­тельство в широком смысле отождествляется с любым бизнесом, в узком смысле — с высокорисковыми видами бизнеса, связанными с реализацией значимой и, как правило, новой идеи.

Классическая модель предпринимательства имеет две модифика­ции в зависимости от способов достижения поставленных целей: рутинно-прагматическую — на основе использования трудноосваи - ваемых производственных ресурсов и потребительскую — на основе более полного, точного и адресного удовлетворения спроса потре­бителя.

Отличительная особенность этой модели состоит в максимиза­ции прибыли и получении наибольшей отдачи от имеющихся в рас­поряжении ресурсов на базе уже сложившихся технологий.

Вторая модель предпринимательства ориентируется на поиск более эффективных технологий переработки ресурсов и экономиче­ских методов ведения хозяйства и приводит к максимизации при­были, как правило, лишь в некотором отдаленном будущем. Ис­пользуя как собственные, так и внешние ресурсы и формируя новые стратегии экономического развития, предприниматель берет на се­бя инновационные риски, связанные с новаторской деятельностью.

В соответствии с этими моделями различают и типы предприни­мательских решений.

Инновационная модель предпринимательского поведения наибо­лее актуальна для большинства стран развитой экономики. Однако реализация ее требует, как правило, участия государства. Науч­но-технический прогресс, повышение требований к надежности, качеству и другим параметрам продукции заставляют многие пред­приятия осуществлять «мозговые атаки» для поиска принципиально новых технико-экономических решений. Особенно велика роль ин­новационной модели предпринимательства в наукоемких отраслях, где небольшие компании при поддержке государства разрабатывают и внедряют принципиально новые, рискованные в коммерческом отношении научно-технические проекты, в которые крупные кор­порации, как правило, избегают вкладывать средства.

В периоды общественных преобразований и экономических ре­форм роль инновационной модели предпринимательского поведе­ния становится особенно значимой. В сфере предпринимательской деятельности высокую важность приобретают нестандартные стра­тегические решения, позволяющие согласовать противоречивые экономические интересы хозяйственных субъектов, инициировать действие неработающих экономических механизмов, обеспечить «взаимность ожиданий» всех функционирующих элементов обще­ственной системы.

Именно в эти периоды открывается широкий простор для твор­ческого подхода в управленческой деятельности, новаторских мето­дов ведения хозяйства и даже для экономического эксперимента. Что касается технологических и технико-экономических иннова­ций, то именно они зачастую оказываются той опорой, на основе которой удается повысить эффективность деятельности предпри­ятий и осуществить подъем экономики, застрявшей в стадии «хро­нических» преобразований.

С точки зрения вышеприведенных моделей предпринимательст­ва сложившаяся в России экономическая ситуация была исключи­тельно неблагоприятна для реализации инновационной модели. Наука, научное обслуживание, а также информационная (консал­тинговая) деятельность, являющиеся базой для этой модели, не только не занимали доминирующего положения в общественной жизни страны, но и долгое время находились в упадке.

В связи с этим в условиях российских реформ инновационную модель предпринимательства можно считать скорее вынужденной, чем необходимой формой экономического поведения предприятия, выживающего в ситуации жесткого трансформационного шока. Та­кие качества, как изобретательность, смекалка, а в ряде случаев и изворотливость, оказались непременными атрибутами большинства процедур принятия стратегических решений в сфере микроэконо­мических процессов. Преобладающим в этой сфере, определяющей успешное экономическое развитие предприятий, становится инно­вационный тип предпринимательских решений. В то же время инно­вационная деятельность в традиционном ее понимании как дея­тельность в технико-экономической области, связанная с разработ­кой и внедрением достижений НТП, находится в фазе стагнации ввиду отсутствия средств на ее осуществление. До последнего вре­мени здесь реализовывались главным образом малозатратные тех­нические решения, соответствующие известной русской пословице «Голь на выдумки хитра». Однако уже сейчас в общественном соз­нании формируется понимание недопустимости создавшегося по­ложения и необходимости поиска путей выхода из него. Один из ва­риантов решения этой проблемы — развитие венчурного капитала.

Другой тип предпринимательских решений — рутинно-прагма - тинеский — широко используется при внедрении и развитии отсут­ствующих в условиях российских экономических реформ современ­ных методов ведения рыночного хозяйства (культуры и этики бизнеса, подготовки кадрового состава и т. п.) и тем самым способ­ствует как совершенствованию институциональной структуры про­мышленности, так и созданию необходимой предпринимательской инфраструктуры.

Центральной фигурой, способной обеспечить динамичное и эф­фективное развитие предприятия, является собственно предприни­матель. Именно предприниматель (какое бы место в ряду участни­ков процесса формирования и реализации предпринимательских решений — директора, менеджера, собственника предприятия и т. д.— он ни занимал) в своей деятельности способен эффективно выполнять комплексные функции:

> осуществлять выбор адекватной модели предприниматель­ского поведения;

> реализовать в рамках этой модели намеченное стратегиче­ское решение;

Проводить долговременную экономическую политику пред­приятия.

Что же представляет собой предприниматель? Можно сказать, что это фигура сложная и противоречивая, а российский предпри­ниматель — в особенности. Социально-экономическое положение российского предпринимателя основывается на двух «китах»: он должен быть одновременно и собственником, и главой (директо­ром) предприятия, так как именно такое сочетание полномочий обеспечивает эффективное выполнение перечисленных выше функ­ций предпринимательской деятельности. Немаловажную роль игра­ют при этом и личные качества: лидерство, недюжинные организа­торские способности, умение уравновешивать авантюрные замыслы точным расчетом, профессионализм, готовность к разумным жерт­вам во имя достижения цели, искусство согласования собственных прагматических интересов с общественными, мобильность и дина­мичная адаптация к рыночной конъюнктуре и т. д.

Указанные качества не являются атрибутивными для определе­ния сущности данного субъекта рынка; как правило, они проявля­ются и укрепляются еще в процессе движения по карьерной лестни­це, и в результате отбора на вершину попадают только лучшие.

Однако такой комбинированный статус российского предпри­нимателя обусловливает не только мощь этой фигуры (необходи­мую для того, чтобы «пробить» реализацию стратегий в жестких ус­ловиях первоначального накопления капитала), но и ее внутрен­нюю противоречивость.

Здесь напрашиваются два сравнения (читатель может выбрать наиболее понравившееся ему). Российского предпринимателя мож­но сравнить с кентавром: как известно, это создание, сотворенное богами для свершения подвигов и объединившее в себе силу и ум двух различных существ, всю жизнь страдало от дисгармонии своего бытия. Второй вариант — двуликий Янус, раздираемый в противо­положные стороны двумя различными ролевыми установками (ди­ректора и собственника).

Истоки дисгармонии коренятся в различии и даже разнона­правленное™ экономических интересов собственника и директо­ра предприятия. Это обусловлено разными источниками, механиз­мами и размерами получаемых ими доходов. Например, интересы директора зачастую состоят в минимизации усилий по управлению предприятием и стремлении получить максимальный эффект в краткосрочной перспективе, в пренебрежении долгосрочными це­лями развития, проведении недальновидной социальной и кадро­вой политики и т. п.

В свою очередь, собственник (хозяин, стратегический инвестор) в принципе заинтересован не столько в извлечении текущих при­былей, сколько в устойчивых темпах развития предприятия и его жизнеспособности, что может потребовать совсем иных стратеги­ческих решений.

Таким образом, двойственность природы предпринимателя, наличие в нем двух разнородных начал не только обусловливают повышенную нагрузку, связанную с выполнением необходимых функций по управлению, но и могут разрушать целостность страте­гической линии развития фирмы в зависимости от того, какая из «ипостасей» окажется доминирующей в конкретной ситуации.

Противоречивость предпринимателя как экономического субъекта проявляется также в том, что его роль в обществе, как показывает анализ экономических реалий, неоднозначна. С одной стороны, предприниматель действует в интересах общества в це­лом, способствуя насыщению рынка продуктами производства и созданию рабочих мест, что в конечном счете обусловливает разви­тие и подъем реального сектора; с другой — он может действовать исходя из собственных экономических интересов, противоречащих народно-хозяйственным или корпоративным целям, что побуждает его использовать различные схемы ухода от налогов, проводить трансферты капитала за границу, осуществлять операции в облас­ти, граничащей с «теневым» бизнесом, и т. д.

Дополняя «социально-экономический портрет» российского предпринимателя, следует остановиться на наиболее распростра­ненных его типах, сформировавшихся в условиях становления ры­ночных отношений.

Поворотные моменты истории всегда предполагают смену ро­левых установок в общественном сознании и вызывают к жизни но­вые типы социально-экономических взаимодействий субъектов. Российский опыт экономических реформ существенно обогатил и модифицировал палитру классических образцов предпринимате­лей, функционирующих в условиях стабильной рыночной эконо­мики (Стратегии.., 1998). К «специалистам по политическим рис­кам» (ориентированным на отслеживание политических событий, влияющих на деятельность организации), «проницательным пре­образователям» (обладающим способностью предвидеть будущие события и адаптировать к ним деятельность предприятия), «страте­гам решающего поворота» (обеспечивающим выживание предпри­ятий на предбанкротной стадии), «антикризисным лидерам» (про­кладывающим, подобно лоцманам, траекторию движения пред­приятия между «рифами» кризисов) добавились новые типы.

«Олигархи» — узкий слой наиболее богатых предпринимате­лей, связанных с самыми прибыльными сферами бизнеса, часто — с экспортно ориентированными отраслями, что облегчает им трансферты собственных капиталов за рубеж. Особенность их предпринимательской стратегии состоит в тесной связи с полити­ческими кругами и лоббированием своих интересов в самых высо­ких эшелонах государственной власти; это позволяет «олигархам» существенно снизить предпринимательские риски и сформировать наиболее благоприятную конъюнктуру для своей деятельности.

Являясь по источнику своих доходов в значительной степени классом рантье, предприниматели этого типа имеют возможность организации своей работы дискретным образом: стратегические решения принимаются не часто, но крупномасштабно и с макси­мальной степенью надежности. «Олигархи» наиболее выпукло от­ражают идеологию «экономики физических лиц». Поскольку они являются собственниками и руководителями крупных компаний (иногда — через круг родственных связей и доверенных лиц), реа­лизация принятых ими решений существенно влияет на общую конъюнктуру и ход экономических процессов.

«Серые кардиналы» — предприниматели, осуществляющие свою деятельность вне поля зрения общественности и СМИ, часто «за спинами» олигархов. Особенность представителей этой группы со­стоит в конспиративном характере действий; передаче части функ­ций по работе с партнерами узкому кругу доверенных лиц; хорошей информированности; гибкости, позволяющей увязывать свои инте­ресы с интересами «олигархов» и следовать в фарватере их страте­гий, а при необходимости — оказывать влияние на процедуры при­нятия решений по собственной системе каналов. Оценить капиталы и даже численность «серых кардиналов» довольно затруднительно: это тот самый случай, когда «страна не знает своих героев». По су­ти — это «олигархи» инкогнито.

«Генералы» — генеральные директора крупных компаний. Как правило, обладают либо контрольным пакетом акций, либо такой их долей, которая позволяет им быть хозяевами в процедурах при­нятия решений. Пользуются авторитетом, базирующимся на боль­шом опыте практической работы в конкретной отрасли, сочетаю­щимся с профессионализмом и знаниями в узкой области отрасле­вой экономики. Вырастают из отраслевых управленческих структур.

Зачастую это хорошо адаптированная управленческая номенк­латура дореформенного периода, принявшая новые «правила игры». При принятии решений опираются на здравый смысл и опыт рабо­ты. В меру консервативны и не склонны к инновационной модели предпринимательского поведения. При выборе стратегии деятель­ности нередко успешно сочетают стремление к личному обогаще­нию с корпоративными интересами, что позволяет им достаточно долго сохранять контроль над предприятием.

«Новые русские» — тип предпринимателей, возникший на волне первого этапа реформ и благодаря особому колориту вошедший в фольклор. Это энергичные, «без комплексов» деловые люди моло­дого или среднего возраста, компенсирующие недостаток знаний и образования практической смекалкой и напором. При выборе стра­тегии поведения преобладают цели личного обогащения. При при­нятии решений обычно руководствуются сиюминутными интереса­ми. Их предпринимательская деятельность характеризуется, как правило, весьма низкой нормой производственного накопления: значительная часть их доходов уходит на то, чтобы жить «на широ­кую ногу» в соответствии с традициями русского купечества.

Чаще всего представители этого типа встречаются в сферах, не требующих специализированных знаний, — коммерции, силовых структурах, индустрии развлечений. Близки к криминальной сфере и «теневой экономике». Как деловые партнеры ненадежны и склон­ны к интригам. Конфликтные ситуации решают обычно силовыми методами. Соблюдают внешнюю атрибутику: определенный тип иномарки, марка одежды, виды досуга. Условия проживания соот­ветствуют уровню, занимаемому каждым из них в сложившейся ие­рархии отношений. Данный тип предпринимателей постепенно вы­тесняется из социально-экономических отношений: его представи­тели либо исчезают (по причине банкротства, становясь жертвами «разборок», попадая в сферу действия судебных органов), либо трансформируются в другие типы.

«Игроки» — особый вид предпринимателей, склонных к авантю­рам и рискам. Типичные их представители — организаторы «пи­рамид» («МММ», «Чара», «Тибет», «Властилина» и др.), активные участники рынков ценных бумаг и валютных операций и т. д. Осо­бенность их стратегии — ставка либо на незрелый менталитет пред­ставителей определенного слоя общества, стремящихся к быстрому и нетрудовому обогащению (отображенных в образе Лени Голубко - ва), либо на нестабильность молодых финансовых рынков. Спеку­лятивная деятельность этих предпринимателей в значительной сте­пени была обусловлена несовершенством законодательства в на­чальной фазе реформ и повлекла за собой отток средств от нужд реального сектора.

«Новая генерация» — как правило, представители среднего клас­са, молодые и квалифицированные кадры, получившие хорошее об­разование и знания в области менеджмента, зачастую обучавшиеся за границей, обладающие энергией, честолюбием, амбициями и же­лающие сделать карьеру в бизнесе. Являются прямыми конкурента­ми «генералов» и «новых русских»; склонны к реализации иннова­ционной модели предпринимательского поведения; часто работают в сфере малого бизнеса, имея собственное дело, или менеджерами крупных компаний с перспективами дальнейшего роста.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что слой занятого населения, который в соответствии с данными нами определениями следует отнести к предпринимателям, не столь уж велик. Чаще всего предприниматели встречаются в малом бизнесе. Именно здесь рас­крываются такие качества, как предприимчивость, мобильность, склонность к нестандартным решениям, и, более того, появляется возможность реального воплощения собственных идей, так как ли­цо, формирующее решение, является хозяином положения и несет прямую экономическую ответственность за последствия своих дей­ствий.

В этом плане малая фирма выступает как мобильная хозяйст­венная структура, экономический потенциал которой основывается на органическом соединении интеллектуальной и финансовой соб­ственности и зависит не столько от количественных парамет­ров (числа занятых, объема производственных мощностей и т. д.), сколько от адаптационных характеристик, от способности работать в условиях жесткой конкуренции. Для российских условий, как по­казал опыт последних лет,— это условия «полудикого рынка» пере­ходного периода. Здесь не приходится рассчитывать на помощь вы­шестоящего ведомства, федеральные субсидии, льготные кредиты банков. Разорился, реорганизовался, начал дело заново — вот базо­вый принцип малого бизнеса. Его основу составляют кадры, успеш­но адаптирующиеся к экономической обстановке, способные нахо­дить «незанятые ниши» с более высокой нормой прибыли и умею­щие наладить работу фирмы в любом направлении.

Что касается крупных предприятий, то масштабы управленче­ской деятельности там существенно крупнее, а возможности совме­щения функций директора и собственника проблематичнее. Фигура предпринимателя, представляющая собой единство двух «ипоста­сей», встречается в крупных корпорациях значительно реже. Эти хо­зяйственные образования более инерционны, имеют, как правило, в большей степени коллегиальный (корпоративный) тип управле­ния. Для принятия решения в этой ситуации требуется не только время, но и определяемое уставом необходимое количество голосов (решение совета директоров, общего акционерного собрания и т. д.). «Пробить» собственную идею в этих условиях довольно сложно: на­до обладать либо контрольным пакетом акций, либо иметь мощное лобби в директорате компании.

Таким образом, инновационная модель предпринимательского поведения зачастую оказывается неприменимой на крупном пред­приятии. Инновационные решения реализуются здесь другим клас­сом функционеров, которых правильнее называть не предприни­мателями, а бизнесменами. Изложенная позиция в значительной степени является дискуссионной, однако имеет право на существо­вание.

Экономика предприятия

Внедрение энергосберегающих программ для производства, промышленных объектов, предприятий

Чем крупнее предприятие, тем важнее для него экономия ресурсов. Это касается любой промышленности и производства. Именно поэтому так важно обратить внимание на современные программы энергосбережения и энергоэффективности. Вы можете использовать стандартные приемы, проверенные компаниями в …

Что такое экономия для бизнеса?

Как вы считаете, что лучше для бизнеса: заработанный рубль или сэкономленный рубль? Ответ очевиден: лучше и то и другое! Если присмотреться повнимательней, то в любом бизнесе можно увидеть огромные дыры, …

Что даст экономика толпы?

Как и любое новое явления, крауд -экономика вызывает множество вопросов. Кто-то говорит, что ничего нового в этом нет, и на это не стоит акцентировать столько внимания. Кто-то скажет, что это …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.