Основные виды предпринимательства
Возникновение и функционирование рынка, в рамках которого осуществляется кругооборот ресурсов, дохода и продукции, возможно при наличии ряда условий. Важнейшие из них:
>► общественное разделение труда, которое неизбежно приводит к обмену продуктами и услугами; >► экономическая обособленность производителей как непременное условие эквивалентного обмена; >► свобода предпринимательской деятельности. Современная рыночная экономика представляет собой сложный механизм взаимодействия спроса и предложения, а в конечном
Счете — производителей и покупателей. Он состоит из большого числа разнообразных производственных, финансовых, коммерческих и информационных структур, взаимодействующих в рамках принятого в стране законодательства.
Основные субъекты хозяйственной деятельности в рыночной экономике — домашние хозяйства, предприятия и государственные учреждения.
Домашние хозяйства как экономический образ средней семьи являются, с одной стороны, условными единицами потребительской сферы, с другой — владельцами экономических ресурсов.
Предприятия и государственные учреждения представляют собой структурные составляющие второй главной сферы человеческой деятельности в области экономики (сферы деловой активности людей).
На рыночную экономику той или иной отдельной страны с разной степенью интенсивности оказывают влияние как «невидимая рука рыночных сил» (по выражению А. Смита), так и государственное регулирование.
Понятие «государственное регулирование» в современной социально ориентированной рыночной экономике включает в себя понятие «государственный заказ», но само по себе обозначает значительно более широкое явление. Государство в первую очередь через правительственные организации:
>► ограничивает монополизм и инфляцию и борется за чистоту окружающей среды;
>► изменяет распределение дохода и регулирует экономическую активность;
>► выполняет функции стабилизации экономики;
>► осуществляет систему трансфертных платежей.
Все субъекты хозяйственной деятельности во взаимосвязи составляют единое целое экономического механизма общества. Однако можно отметить большую роль в нем такой составляющей, как предприятия, поскольку эквивалентный рыночный обмен возможен лишь при наличии произведенных продуктов и услуг. Отсюда появляется необходимость более детального изложения особенностей образования и функционирования предприятий.
Предприятия могут существовать в условиях как рыночной, так и централизованно управляемой экономики. Поэтому признаки, определяющие предприятие, можно разделить на зависящие и не зависящие от экономической системы (табл. 1.1).
Таблица 1.1
|
На каждом предприятии производственные факторы (ресурсы, человеческий труд) должны взаимодействовать друг с другом, чтобы обеспечить выпуск продукции. При этом в любом случае предприятие функционирует в условиях ограниченных производственных ресурсов.
Поэтому в соответствии с экономическим признаком предприятие может свои результаты:
V максимизировать — при заданном объеме производственных ресурсов выпуск продукции должен быть наибольшим;
V минимизировать — определенный объем выпуска продукции должен быть реализован при наименьшем расходовании производственных ресурсов;
V оптимизировать — затраты и результаты находятся в определенном оптимальном сочетании.
Любое предприятие должно находиться в состоянии финансового равновесия — своевременно выполнять свои платежные обязательства перед бюджетом, работниками и поставщиками материальных ресурсов.
Факторы, определяющие предприятие в условиях централизованно управляемой экономики, показаны в табл. 1.1: подчиненность центральному органу; обязательное выполнение плана любой ценой; установление государственной цены, по которой готовый продукт будет реализован. Безусловно, это возможно лишь при основополагающей роли общественной собственности.
Основные признаки, определяющие предприятие |
В рыночных условиях предприятие в значительной степени автономно ориентируется на спрос потребителя, увязывает ресурсы с
требованиями рынка, реализует свою продукцию по рыночным, а не по государственным ценам. Преобладающими формами собственности становятся частная и коллективная.
Реформы, проводимые в российской экономике на протяжении 15 лет, не привели к ожидаемому росту производительности труда и усилению мотивационных стимулов хозяйствования предприятий, наоборот — во многом до крайности ухудшили их положение, особенно в промышленности. В течение 1991—1999 гг. деятельность промышленных предприятий осуществлялась в условиях экономического спада, инфляции, отсутствия инвестиций, разорванных хозяйственных связей.
В результате в 2001 г. свыше 35% предприятий были убыточными или балансировали на грани безубыточности. В настоящее время остро стоит проблема улучшения их финансово-экономического состояния. Основные статистические показатели, характеризующие положение промышленных предприятий (динамика их количества, уровень рентабельности, доля убыточных производств), свидетельствуют об их отставании от предприятий других отраслей народного хозяйства.
В свою очередь, разрушение основного — первичного — звена промышленного производства тормозит поступательное движение экономических реформ и делает недостижимым устойчивый рост экономики в целом. Для современного социально-экономического состояния России характерно наличие лишь предпосылок экономического роста, для реализации которых необходимо осуществить реформирование промышленных предприятий и прежде всего создать благоприятную среду для их функционирования.
В первую очередь это касается реформирования законодательной и налоговой систем в направлении, способствующем развитию промышленных предприятий. В настоящий момент их налогообложение организовано таким образом, что базой для начисления основных видов налоговых платежей (НДС и т. д.) служит вся величина объема реализации готовой продукции, в то время как для торговых предприятий налоговой базой является величина торговой надбавки.
Системы лицензирования и сертификации также недружественны по отношению к промышленным предприятиям: на каждый вид производства требуется своя лицензия, каждый вид выпускаемой продукции должен быть подвергнут отдельным сертификационным испытаниям, что естественным образом приводит к увеличению издержек и отражается на конечной стоимости продукции.
Еще большее давление неблагоприятной экономической среды ощущают малые промышленные предприятия, по своей природе более слабые и уязвимые для негативных воздействий. Тем не менее присущая малым фирмам гибкость и адаптивность позволяют тем из них, что функционируют наиболее эффективно, выживать в сложных экономических условиях. Их деятельность в ряде случаев оказывается более успешной, чем работа многих промышленных предприятий-гигантов. Не случайно, что зачастую малые промышленные предприятия образуются на базе крупных предприятий, подвергнутых процедуре банкротства, или в процессе их реструктуризации путем выделения отдельных производственных контуров. Однако справедливо и то, что значительная доля таких предприятий разоряется, просуществовав недолгое время.
Реальный сектор экономики в российском малом бизнесе представлен довольно слабо: в сфере промышленности действует 15—16% от общего количества российских малых предприятий, где работает 22—23% от среднесписочного числа занятых и производится 21—23% общего объема выпущенной продукции. Более развит малый бизнес в строительстве, где функционирует 16—17% от общего числа малых предприятий и сосредоточено 24% среднесписочного числа занятых. В общем объеме произведенной в стране строительной продукции на малый бизнес приходится около 23%.
Относительно невысокая доля малых промышленных предприятий связана с тем, что условия их функционирования отличаются большей жесткостью, нежели условия функционирования других первичных звеньев народного хозяйства — крупных промышленных предприятий, малых фирм непроизводственной сферы и т. д.
Существует достаточно распространенная точка зрения (и она имеет под собой основания), в соответствии с которой природа промышленного производства плохо сочетается с природой малого предприятия; промышленность слабо приспособлена к развитию в ней малого бизнеса. Действительно, как правило, необходимыми факторами любого промышленного производства являются высокая профессиональная подготовка персонала, наличие достаточно большого стартового капитала, использование высокотехнологичного оборудования, позволяющего производить конкурентоспособную продукцию, и многие другие критерии, входящие в понятие культуры производства, соответствовать которым в условиях малой структуры достаточно сложно.
В пользу вышеприведенного тезиса говорят также и опыт становления малого российского предпринимательства, которое начиналось со сферы обращения, и опыт развития малого бизнеса в других странах, и современные трудности роста рассматриваемого сегмента предприятий. Об этом же свидетельствуют отдельные показатели работы малых предприятий: когда речь идет о более низкой средней производительности труда в малых организациях по сравнению с крупными, то это прежде всего относится к малым предприятиям промышленности, что делает их выживание в конкурентной среде проблематичным.
Будущее российского предпринимательства, в том числе и малого бизнеса, напрямую определяется возможностями развития реального производства и формирования тесных кооперационных связей малых и крупных предприятий. Как показывает зарубежный опыт, в нормальной рыночной экономике значительная, если не доминирующая часть малых фирм так или иначе находится в сфере интересов крупных предприятий. При этом устойчивость положения, доходы, финансовые и инвестиционные возможности малых фирм непосредственно зависят от их отношений с крупными корпорациями. Очевидно, что и в нашей стране необходимо форсировать установление партнерских отношений между малыми и крупными предприятиями как магистральное направление развития всей предпринимательской среды. Стимулирование кооперирования малых предприятий (МП) как между собой, так и с крупными предприятиями — это важная составляющая и государственной, и корпоративной политики.
МП должны стать частью производственной структуры крупных предприятий, которые могут использовать рыночную и структурную гибкость МП, их инновационные возможности. Крупные предприятия заинтересованы в сотрудничестве с малыми уже потому, что такое сотрудничество компенсирует инерционность крупных корпораций в поиске и реализации новых технологических решений, в проникновении на новые рынки сбыта, в оперативном получении важной информации, разработке передовых инноваций.
Кооперирование МП между собой и с крупными предприятиями в определенной степени способно нейтрализовать недостатки государственной политики поддержки малого бизнеса. Развитие подобной кооперации превращает деловые круги в основной объект и субъект данной политики, оставляя за государством функции создания общих рамочных условий хозяйствования.
Основные формы и механизмы хозяйственного взаимодействия крупного и малого бизнеса — это система субподряда, лизинг, франчайзинг, «инкубаторы» малого и среднего бизнеса.
Предпринимательская деятельность, осуществляемая в реальном секторе, весьма многообразна. Широкое распространение имеет классическая модель предпринимательства, характеризующаяся в российских условиях относительно невысокими рисками (связанными в основном с рыночной конъюнктурой и известной неопределенностью хода проведения реформ). Более высокие риски у инновационной модели: к «фоновым» рискам добавляются риски, связанные с поисковым характером отдельных направлений исследований, неопределенностью получения дохода и т. д. При этом с увеличением масштабов этой деятельности величина риска возрастает.
Именно поэтому инновационная модель предпринимательства обычно реализуется вначале на малых объектах, а затем в случае успеха получает массовое распространение, постепенно проникая и в крупное производство. В том случае, если крупное предприятие абсорбирует целый ряд успешных инновационных проектов, достигается особый синергический эффект, обусловленный взаимной поддержкой используемых инноваций.
Разумный принцип распределения рисков («не хранить все яйца в одной корзине») приводит к эшелонированному характеру внедрения инноваций от малых фирм к крупному бизнесу. При этом инициатором и заказчиком инновационных разработок очень часто является крупная фирма. Таким образом, еще одним критерием классификации видов предпринимательства является масштабность сфер его применения.
Важный критерий анализа — институционально-структурный. В соответствии с ним предпринимательство может быть рассмотрено с учетом специфики различных институциональных форм.
Так, предпринимательская деятельность может осуществляться:
>► на автономно функционирующих малых предприятиях, образованных в порядке личной инициативы и самозанятости населения;
>► на малых предприятиях, образующих многопрофильную корпоративную сеть (заметим, что впоследствии такая сеть может реорганизоваться в единую, более крупную фирму);
>► на малых предприятиях «осколочного типа», возникших в результате банкротства или реорганизации крупного производства.
По функциональному признаку малые структуры первой группы представляют собой мелкопромышленное производство, ориентированное на изготовление товаров народного потребления, оказание услуг производственного характера, переработку сельскохозяйственного сырья, жилищное и дачное строительство и т. д. Сюда примыкают предприятия, занимающиеся развитием народных промыслов, артели, организации офисного (электронного) надомниче - ства и т. д.
Что касается второй группы малых предприятий, образующих корпоративную сеть, то такая форма их взаимодействия является новой и весьма перспективной. При этом взаимодействие может осуществляться как по горизонтали, так и по вертикали, что способствует стабилизации хозяйственных связей и в конечном счете большей выживаемости составляющих сеть малых структур. В последние несколько лет появился ряд малых предприятий, организовавшихся на «останках» нежизнеспособных крупных структур, послуживших своеобразными донорами для малого бизнеса. Эта ситуация была обусловлена очередной волной банкротств убыточных и слабых в экономическом отношении предприятий, «не переживших» события лета 1998 г.
Мелкая предпринимательская деятельность на базе крупных предприятий реального сектора чаще всего возникает в виде следующих форм:
>• интрапренерство (образование в пределах крупного предприятия небольшого, часто временного коллектива для реализации некоторой цели или под разработку некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня основного предприятия);
>• инкубаторство («выращивание» малой фирмы, оказание помощи на различных этапах ее становления);
>• сателлитные формы (создание малых фирм-сателлитов — дочерних фирм, сохраняющих организационные связи с «родителем»; образование малых фирм, юридически самостоятельных, но экономически тесно зависимых от коренной структуры, и т. д.).
Заметим, что такие формы взаимодействия малого и крупного предпринимательства, как интрапренерство и инкубаторство, в российских условиях пока не получили должного развития. В то же время на Западе, в частности в США, широко распространены специальные структуры-инкубаторы, где «выращиваются» малые предприятия. Фирмы-инкубаторы, созданные местными органами власти и крупными ассоциациями промышленников, помогают «встать на ноги» малому бизнесу. До поры до времени малым предприятиям оказывают бесплатную правовую помощь, дают консультации, предоставляют помещения для офиса, поддерживают экономически. Однако, как только фирма оказывается способна себя содержать, ей предоставляется полная свобода. В случае неудачи «экзамен по бизнесу» считается не сданным и «двоечникам» предлагается свернуть свою деятельность.
В большей степени распространена сателлитная форма взаимодействия малых и крупных структур, преимущественно в «атомарной», «сетевой» и «корпоративной» (см. ниже) формах, реализуемых, как правило, на основе субконтрактации (субподряда). Субконтрактация как разновидность делового партнерства предполагает такую кооперацию мелких и даже мельчайших предприятий (в том числе мини-фирм, семейного подряда, надомничества и т. д.), при которой крупное предприятие на основе договора (контракта) размещает заказ, определяет спецификацию изделий, предоставляет сырье или полуфабрикат для дальнейшей переработки и т. п., а исполнители (малые фирмы) осуществляют частичную или завершающую обработку предоставленного материала. При этом крупное предприятие может заключить контракт либо на производство полностью готового изделия, без собственного участия (коммерческий вариант), либо на участие малых фирм в отдельных стадиях технологического процесса (производственный вариант).
Причинами использования субконтрактации являются более низкие издержки производства у субподрядчика; ситуации временной нехватки производственных мощностей на крупной фирме при перегруженном портфеле заказов; потребность в производстве так называемых маргинальных партий изделий (объем заказа недостаточно велик для большой фирмы или необходимо производство сугубо специализированных видов изделий); возможность проникновения на рынок с малыми партиями товара без затрат на создание сбытовых систем; адаптивность к «пиковым» ситуациям на рынке и т. д.
Особенно широко субконтрактация применяется на Западе. Например, в швейной промышленности США на ее долю приходится около трети всего производства. Так называемые джобберы (работодатели) приобретают материал, обеспечивают раскрой и передают полуфабрикат малым фирмам, которые завершают изготовление готовой одежды. По этой же системе работает около 70% предприятий швейной промышленности Японии. В Канаде примерно треть рабочей силы занята в производстве на основе субподряда.
В зависимости от характера взаимосвязей между малыми и крупными фирмами определяется тип новообразованной структуры: >► «дипольная» (пара предприятий с доминированием крупного); «атомарная» (множество независимых малых фирм, тяготеющих к крупной структуре как к «ядру»);
«сетевая» (сеть заимосвязанных малых предприятий, обслуживающих крупное производство);
«корпоративная» (взаимодействие нескольких крупных предприятий осуществляется через сетчатую структуру малых фирм) и т. д.
В случае если взаимодействие малой и крупной структур характеризуется получением стабильной взаимной выгоды и носит устойчивый характер, между предприятиями образуется экономический симбиоз.
Примером дипольной структуры является взаимодействие малой и крупной структур в системе франчайзинга, т. е. на основе двустороннего контракта, в соответствии с которым крупная компания выдает малой фирме лицензию на производство или продажу товара под ее маркой. Франчайзинг объединяет в себе преимущества крупного производства (экономия на управленческих расходах, рекламе, затратах на внедрение новых технологий и видов продукции, обучении персонала) и малого предпринимательства (высокая «проникающая» способность, возможность локальных контактов и знание местных условий).
Оплачивая лицензию (франшизу) и «связывая» себя обязательствами по соблюдению установленных стандартов качества, МП пользуется взамен значительной поддержкой от «родительского» предприятия в сферах управления, маркетинга, в области повышения квалификации кадров и их обучения. МП также получает техническое содействие (в том числе в виде совместного использования части оборудования), более широкий доступ к сырью и т. д. Данная форма взаимодействия широко распространена на Западе: в США, например, франшизные фирмы составляют 80% предприятий розничной торговли.
Атомарные структуры чаще всего возникают в результате реструктуризации крупной фирмы, когда на ней имеется ряд непрофильных или убыточных производств. В этом случае целые цеха или отделы становятся «точками кристаллизации», вокруг которых создаются малые предприятия.
Эффект реструктуризации состоит в том, что происходит одновременное улучшение работы и крупной фирмы (которая освобождается от ненужного бремени), и ее внутренних структур, которые выделяются в самостоятельные МП и получают более широкие полномочия для решения собственных локальных задач (поиск заказчиков дешевого сырья на стороне, изменение технологии в выгодную для себя сторону и т. д.).
Сетевая структура представляет собой один из способов кооперации МП с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования крупного предприятия. Не теряя своей самостоятельности, МП, входящие в сеть, получают возможность, во-первых, более рационально разделить свои функции, специализироваться на конкретных видах деятельности, а во-вторых, усилить свои позиции в условиях конкурентной борьбы и меняющейся рыночной конъюнктуры.
В дальнейшем такие кооперации МП могут расширять сферу своей деятельности и обслуживать уже не одно, а несколько крупных предприятий.
Как свидетельствует опыт, именно к таким сетевым и корпоративным структурам проявляет наибольший интерес иностранный капитал. Для малого предпринимательства такое иностранное участие — один из эффективных путей проникновения на мировые рынки.
Предпринимательство может различаться по типам деятельности: производственная, коммерческая, инновационная; по отраслевому признаку; по территориальному размещению. Так, хорошо известным является факт преимущественного развития предпринимательства в коммерческой деятельности, что обусловлено небольшой величиной стартового капитала, быстрым оборотом средств, высокой нормой прибыли. Традиционно отстает в развитии предпринимательство в областях, связанных с инновационной деятельностью. И лишь в последнее время наметилась тенденция роста предпринимательства в сфере производства. Здесь лидерами являются пищевая промышленность, строительство, экспортно-ориентированные отрасли (нефть, газ) и связанные с ними отраслевые производства.
Что касается регионального признака, то в основном предпринимательство развито в столичных регионах (Москва, Санкт-Петербург), крупных городах, промышленных районах. В то же время развитие предпринимательства в депрессивных и трудоизбыточных регионах — это путь возрождения таких территорий.
В пользу развития предпринимательства (и в особенности малого) с учетом региональной специфики свидетельствует целый ряд аргументов. Среди них:
Развитие мелкосерийного производства и производства изделий, транспортировка которых на большие расстояния невыгодна;
Обслуживание небольших территориальных рынков;
> размещение предприятий в малых и средних городах, поселках городского типа и в сельской местности, обеспечивающее занятость рабочей силы; использование местного сырья и т. д.
Заметим, что эти факторы могут стать непреодолимой преградой для развития крупного производства и, наоборот, обеспечить жизнеспособность малого предпринимательства, несмотря на его, как правило, худшую техническую оснащенность и фондовооруженность.
Кроме того, существуют такие направления предпринимательской деятельности, развитие которых невозможно без учета территориального фактора. Это создание рекреационных и курортных зон, использование «неэкономичных» мелкомасштабных, рассеянных по территории природных ресурсов (большое внимание этому вопросу уделяется в США при разработке стратегий развития горнорудной промышленности).
Проведенный анализ видов предпринимательской деятельности свидетельствует о важности дифференцированного подхода к поддержке предпринимательства, так как именно здесь проходит путь к обоснованию структурной перестройки промышленности. Экономические методы поддержки предпринимательства предполагают разработку механизмов, ориентированных на стимулирование тех видов предпринимательской деятельности, которые дадут подъем так называемых «локомотивных» отраслей производства и обеспечат тем самым возрождение реального сектора.
Необходима также прямая государственная поддержка предпринимательства, которая должна включать в себя финансовую помощь (субсидии, льготные кредиты), дифференцированные налоговые преференции, целенаправленное формирование рыночной инфраструктуры, обеспечивающей наиболее благоприятный климат для деятельности предпринимателей. Реализация необходимого комплекса мер, определяющая экономическую политику государства по отношению к предпринимательству, невозможна без функционирования специализированных государственных и негосударственных институциональных структур. К числу государственных структур относятся различные фонды поддержки предпринимательской деятельности, антимонопольный комитет и др.; к негосударственным институтам — банковские и небанковские организации, финансирующие предпринимательские проекты; рынок лизинговых услуг; фирмы по оказанию консалтинговых и информационных услуг, обучению персонала, маркетинговому анализу; различные союзы и ассоциации предпринимателей и т. д.