Мотивация персонала
Отношения между работником и предприятием (организацией) строятся исключительно на основе принципа взаимовыгоды: каждая из сторон вступает во взаимодействие лишь для выполнения своих потребностей.
Организация нанимает работника, так как полагает, что его знания и навыки необходимы для достижения ее целей; точно так же работник предлагает свои услуги в обмен на удовлетворение его личных потребностей (табл. 8.3). Задачей менеджеров по персоналу является создание такой системы мотивации, которая вела бы не только к максимальному удовлетворению потребностей работника, но и соединяла бы в одно целое личные потребности и задачи организации.
Потребности работника и предприятия |
Стимулирование и мотивация являются не только основной, но и самой сложной задачей управления персоналом, поскольку ни в какой другой сфере не существует столь резкого расхождения между обещаниями теории и результатами практической деятельности.
Таблица 8.3
|
Предположение, что однажды верно установленная система мотивации способна решить все проблемы, ошибочно, поскольку невозможно объективно определить, что именно мотивирует людей.
Вопрос мотивации — это вопрос субъективных оценок, предпочтений, ценностей, т. е. того, что сам работник считает справедливым и, следовательно, способным удовлетворить его потребности вознаграждением.
Существует множество теорий мотивации, часть из которых делает попытку разобраться в том, какие именно потребности и в какой степени оказывают мотивационное воздействие (теории содержания). Другие исследуют возникновение мотивационного поведения без ссылки на конкретные стимулы (теории поведения). Рассмотрим некоторые из них.
Иерархия потребностей Маслоу. Создавая свою теорию мотивации в 1940-е гг., А. Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности
можно разделить на пять основных категорий, представив их в виде следующей иерархии:
>• потребность в самовыражении (например, раскрытие собственных способностей); >• потребность в признании (например, престиж, власть); >• потребность в поддержании контактов (например, принятие
Группой, дружба); >• потребность в надежности существования (например, гарантированный источник дохода, постоянное рабочее место, обеспечение в старости); >• физиологические потребности (например, еда, питье, сон). Потребности каждой последующей ступени иерархии начинают оказывать мотивационное воздействие на поведение человека только в том случае, если удовлетворены потребности всех предыдущих ступеней. Если расположенная ниже ранее удовлетворенная ступень больше не удовлетворяется, то она снова начинает влиять на поведение человека, так как мотивирующая сила исходит всегда от самой нижней неудовлетворенной потребности.
Теория Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание мотивов, лежащих в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов стали осознавать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации.
Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось в основном их потребностями низших уровней. В последнее время все шире стали применяться способы мотивации, направленные на удовлетворение потребностей высших уровней (подробнее о них будет рассказано ниже).
Теория потребностей Мак-Клелланда. Д. Мак-Клелланд считал, что людям присущи три потребности: власть, успех и причастность.
Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу потребность власти лежит между потребностями в уважении и самовыражении.
Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные работники, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Сфера управления очень часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку у них появляется много возможностей проявить и реализовать себя.
Потребность успеха также находится где-то посередине между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха, что лишь подтверждает статус человека, а процессом доведения работы до успешного завершения.
Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы, и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно.
Таким образом, если необходимо мотивировать людей с потребностью успеха, следует ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленной задачи, регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.
Мотивация на основании потребности в причастности по Мак-Клелланду схожа с мотивацией на основании потребности в поддержании контактов по Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании других отношений, оказании помощи другим.
Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты. Руководитель может также обеспечить удовлетворение данной потребности, уделяя таким людям больше времени и периодически собирая их отдельной группой.
Двухфакторная теория Герцберга. Ф. Герцберг разработал еще одну модель мотивации, основанной на потребности. Согласно выводам Герцберга полученные ответы можно подразделить на две большие категории, которые он назвал «гигиеническими факторами» и «мотивациями».
Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивации — с самим характером и сущностью работы. Согласно Герцбергу при отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворение работой. Однако если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо. В отличие от них отсутствие или неадекватность мотиваций не приводят к неудовлетворенности работой, но их полноценное наличие вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.
Итак, как уже было сказано, наличие гигиенических факторов не будет мотивировать сотрудников, а лишь предотвратит возникновение чувства неудовлетворенности работой. Для того чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических, но и мотивирующих факторов.
Теория ожиданий. Теория ожиданий базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Ожидание можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. Большинство людей ожидают, например, что высшее образование позволит им получить лучшую работу и что, если работать с полной отдачей, можно продвинуться по службе.
При анализе мотивации к труду теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда — результаты; результаты — вознаграждения и валентность. Ожидание в отношении затрат труда — результатов (З—Р) — это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Если люди чувствуют, что прямой связи между затраченными усилиями и достигаемыми результатами нет, то согласно теории ожидания мотивация будет ослабевать.
Отсутствие взаимосвязи может произойти из-за неправильной самооценки работника, из-за его плохой подготовки или неправильного обучения или же из-за того, что работнику не дали достаточно прав для выполнения поставленной задачи.
Ожидания в отношении результатов — вознаграждений (Р—В) есть ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов. В этом случае, так же как и в предыдущем, если человек не будет ощущать четкой связи между достигнутыми результатами и желаемым поощрением или вознаграждением, мотивация его трудовой деятельности будет ослабевать.
Третий фактор, определяющий мотивацию в теории ожидания,— это валентность, или ценность поощрения или вознаграждения. Валентность — это предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения. Поскольку у различных людей потребности и пожелания в отношении вознаграждения различаются, то конкретное вознаграждение, предлагаемое в ответ на достигнутые результаты, может и не иметь для них никакой ценности.