Инновационная деятельность предприятия
Развитие рыночных отношений, приватизация государственной и муниципальной собственности, разрушение командно-плановой экономики, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций изменили механизм управления научно-техническим прогрессом, повлияли на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций) как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики в целом.
В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования — от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
Предпринимательская деятельность вообще, а в научно-технической сфере особенно, является весьма рисковой, учитывая высокую степень неопределенности.
Общие признаки инноваций. Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или, в нашем понимании этого слова, «введение новшеств». Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение», в буквальном смысле «введение нового», означает процесс использования новшества.
Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т. п.). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновацию) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время.
В условиях рынка как системы экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными факторами инновационной деятельности выступают новшества.
Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции — рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) — рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности.
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.
Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс.
В соответствии с международной практикой (ИСО 9004) жизненный цикл продукта разделен на более мелкие этапы:
>• маркетинг, поиск и изучение рынка: проектирование и (или) разработка технологических требований, разработка продукции, материально-техническое снабжение, подготовка и разработка производственных процессов, производство; >• контроль, проведение испытаний и обследований; >• упаковка и хранение, реализация и распределение продукции, монтаж и эксплуатация, >• техническая помощь и обслуживание, утилизация продукции
После использования. Многообразие форм инноваций не позволяет сформулировать единый подход к составу и содержанию этапов жизненного цикла инновации, определить же главные этапы инновационного процесса представляется возможным, рассмотрев его основные составляющие.
В мировой практике принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки.
Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение и применение новых знаний, в том числе:
> фундаментальные научные исследования — экспериментальная и теоретическая деятельность, ориентированная на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы и общества;
>► прикладные научные исследования — научная деятельность, направленная на достижение практических результатов и решение конкретных задач.
Научно-техническая деятельность имеет целью получение, распространение и применение новых знаний в сфере решения технологических, инженерных, экономических, социальных и гуманитарных проблем, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы.
В ходе осуществления предпринимательской деятельности предприниматель выполняет разнообразные функции, основными из которых являются:
>► определение целей, задач, проблем, стоящих перед фирмой;
>► рациональное размещение капитала и средств фирмы;
>► эффективное использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов;
> создание условий, в которых персонал фирмы достигал бы намеченных результатов;
>• контроль над использованием вложенных средств;
> преодоление косности и рутины во внешней среде предпринимательства;
> творческое решение нестандартных ситуаций;
> организация рекламы: формирование имиджа фирмы;
>► контроль над осуществлением сделок и др.
Все перечисленные и другие разнообразные предпринимательские функции можно обобщить и свести к пяти основным группам: изучение спроса и прогнозирование деятельности; финансирование; организация дела; стимулирование персонала; упреждающий контроль и корректировка действий персонала.
Производственное предпринимательство — это экономически активная деятельность субъектов рыночной экономики, предметом которой является производство товаров, выполнение работ и оказание услуг, подлежащих последующей реализации потребителям. При этом функция производства является определяющей.
С точки зрения общества в целом производственное предпринимательство имеет приоритетное значение, поскольку общественное богатство зависит от состояния дел в сфере материального, научно-технического и сервисного производства.
Как уже говорилось, в экономической литературе выделяются две модели предпринимательства: классическая и инновационная. Если задействована классическая модель (традиционное, репродуктивное, рутинное предпринимательство), предприниматель стремится организовать работу с расчетом на максимальную отдачу ресурсов. Считается, что именно в рамках данной модели формируется концепция управления ростом производства, воплощение которой требует времени для проведения ряда мероприятий за счет внешних относительно самой фирмы факторов — субсидирования, протекционизма со стороны правительства. Приводятся в движение и внутренние резервы фирмы для повышения рентабельности, модернизации производства и обновления ассортимента продукции.
Вторая модель — инновационное предпринимательство (продуктивное) — предполагает поиск новых путей развития предприятия, что позволяет говорить о концепции управления ростом или инновациями.
Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме обычно включает в себя инновационный процесс. В том случае если производство полностью основывается на инновациях, то результатом такой его организации выступает новый товар или же товар с принципиально новыми характеристиками, свойствами.
Однако производство или поставка на рынок традиционных товаров может также осуществляться с использованием каких-то новых элементов или приемов, связанных с самой организацией производства, техническими элементами производства или же изменениями качественных характеристик производимого товара. В этом случае можно говорить о производстве традиционных товаров через привнесение частичной инновации.
Инновации как инструмент предпринимательской деятельности. В общем плане инновации — это обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой продукции на основе внедрения достижений науки, техники, технологии; закономерный, объективный процесс совершенствования общественного производства.
Различают следующие виды инноваций:
По степени радикальности (новизны): базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники; улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на этапах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии; по характеру применения: продуктивные инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов; технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии; социальные, ориентированные на построение и функционирование новых структур; комплексные, представляющие единство нескольких видов изменений; рыночные, позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках; по стимулу появления (источнику): инновации, вызванные развитием науки и техники; инновации, вызванные потребностями производства; инновации, вызванные потребностями рынка;
По роли в воспроизводственном процессе: инновации потребительские; инновации инвестиционные;
>► по масштабу: инновации сложные (синтетические); инновации простые.
Сущность инновационного предпринимательства. Необходимость формирования инновационной деятельности обусловлена:
Усилением интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению научно-технического прогресса во всех сферах экономической деятельности; определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники; необходимостью существенного сокращения сроков создания, освоения новой техники: повышением технического уровня производства:
Необходимостью развития массового творчества изобретателей и рационализаторов;
Спецификой процесса научно-технического производства: неопределенность затрат и результатов, ярко выраженная многовариантность исследований, риск и возможность отрицательных результатов;
Увеличением затрат и ухудшением экономических показателей предприятий при освоении новой продукции; быстрым моральным старением техники и технологии; объективной необходимостью ускоренного внедрения новой техники и технологии и т. д.
Выше было указано, что в экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:
> инновация продукции;
> инновация технологии;
> социальные инновации.
Первый вид инновационного предпринимательства — инновация продукции — представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т. д.
Второй вид — инновация технологии — это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что, в свою очередь, дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы.
Последний вид инновационного предпринимательства — социальные инновации — представляет собой общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом.
В основе всех видов инновационного предпринимательства лежит создание и освоение новых видов продукции (товаров, услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемое в самом широком смысле слова. Главной и определяющей частью такого предпринимательства является создание и производство научно-технической продукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям, потребителям.
Предпринимательство как процесс включает в себя четыре стадии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием. Для инновационного предпринимательства эти основные четыре стадии целесообразно разбить на более мелкие. На рис. 11.1 представлена логическая цепь основных стадий инновационного предпринимательства при разработке товара-новинки.
Таким образом, инновационную идею можно определить как реально существующую возможность производства оригинального товара,
Формирование инновационных идей
_________________________ Y_________________________
Отбор наиболее перспективных идей
_____________________ І______________________
Детальная разработка замысла и его экспертная оценка +
Разработка всех деталей бизнес-плана в отношении отобранных идей
I
Экспертная оценка бизнес-плана і
Экспертное производство товара и испытание в условиях рынка
I
Корректировка схемы производства и продвижения товара на рынке
I ~
Начало массированного производства товара и его продвижения на рынке на основе скорректированной схемы
Рис. 11.1. Схема основных этапов разработки товара-новинки
Продукта, услуги или же их улучшенных вариантов или модификаций, а также новых марок.
Для предпринимателя важно выделить для себя информационные источники, которые помогут ему найти какую-то определенную инновационную идею. Такими источниками могут быть знания: о рынке и его потребностях; о появлении новых технологий, материалов, способов производства; о существующих структурных или географических разрывах в обеспеченности каким-то определенным товаром.
Конкретными источниками инновационных идей могут выступать:
Потребители, т. е. изучение потребительского спроса; ученые, в том случае, если они занимаются изобретением или поиском новых материалов, товарных свойств, которые могут привести к созданию оригинальных или усовершенствованных вариантов товарной продукции, услуг; конкуренты: в некоторых случаях их деятельность, направленная на изучение потребительского спроса, может подтолкнуть предпринимателя к формированию собственной инновационной идеи;
>► торговые агенты, дилеры и прочие посредники;
>► консультанты предпринимателя по каким-то определенным элементам инновационной деятельности; непосредственно работники предприятия.
В некоторых фирмах как источник инновационных идей наиболее активно используется именно персонал предприятия, для чего применяются особые приемы стимулирования деятельности работников по разработке новых товаров; при этом в процесс зарождения инновационных идей вовлекаются рядовые работники. Богатый опыт в этом отношении накоплен японскими фирмами, где используются специально разработанные карточки для предложений.
После формирования инновационных идей перед фирмой встает задача отбора наиболее перспективных из них. Выбирая инновационную идею, предприниматель должен учитывать не только необходимость данного проекта, но и то, насколько реально его осуществление, поскольку если отсутствуют средства и необходимые навыки или же если возникают непреодолимые препятствия, то хорошая инновационная идея может оказаться нереализуемой.
Прежде чем предпринимательской фирме принять решение о внедрении какой-либо инновации, необходимо выяснить некоторые моменты. Во-первых, нужно выяснить, имеет ли тот или иной продукт хорошие шансы на рынке (если речь идет о товарной инновации). Зарубежные экономисты для подобного анализа предлагают ответить на следующие вопросы.
>► Имелись ли основания для поисков идеи нового продукта?
>► Существует ли вообще необходимость в создании нового продукта?
>► Есть ли необходимость замены одного продукта другим?
>► Является ли новый продукт органичным продолжением предыдущего ряда продуктов?
>► В состоянии ли фирма вообще осуществить идею выпуска нового продукта либо получить такой продукт?
>► Сможет ли фирма продать такой товар? Заполняет ли новый продукт какую-либо нишу на рынке?
>► Можно ли охарактеризовать новый продукт как прогрессивный или как ностальгический, т. е. «в стиле ретро»?
>► Осуществлял ли кто-нибудь ранее подобные идеи, и если да, то насколько успешно?
>► Могут ли возникнуть схожие идеи новых продуктов у конкурентов?
>► С каким финансовым риском связана идея нового продукта?
V Может ли идея нового продукта иметь рекламный успех?
V На какой рынок лучше сориентировать идею нового продукта?
V Соответствует ли идея нового продукта внутрипроизводственной структуре фирмы?
V Какие реальные рыночные шансы имела бы реализация идеи нового продукта?