Экономика предприятия

Инновационная деятельность предприятия

Развитие рыночных отношений, приватизация государственной и муниципальной собственности, разрушение командно-плановой экономики, сокращение объемов производства, рост числа неплате­жеспособных предприятий и организаций изменили механизм управления научно-техническим прогрессом, повлияли на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение ново­введений (инноваций) как основы экономического роста, повыше­ния конкурентоспособности организаций и экономики в целом.

В этих условиях инновационной деятельностью буквально вы­нуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствова­ния — от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Предпринимательская деятельность вообще, а в научно-техни­ческой сфере особенно, является весьма рисковой, учитывая высо­кую степень неопределенности.

Общие признаки инноваций. Принято считать, что понятие «но­вовведение» является русским вариантом английского слова. Бук­вальный перевод с английского означает «введение новаций» или, в нашем понимании этого слова, «введение новшеств». Под новшест­вом понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изо­бретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение», в буквальном смысле «введение нового», означает процесс использо­вания новшества.

Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т. п.). Процесс пере­вода новшества (новации) в нововведение (инновацию) также тре­бует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время.

В условиях рынка как системы экономических отношений куп­ли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предло­жение и цена, основными факторами инновационной деятельности выступают новшества.

Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции — рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) — рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности.

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социаль­но-экономических решений производственного, финансового, ком­мерческого, административного или иного характера.

Период времени от зарождения идеи, создания и распростране­ния новшества и до его использования принято называть жизнен­ным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инноваци­онный процесс.

В соответствии с международной практикой (ИСО 9004) жиз­ненный цикл продукта разделен на более мелкие этапы:

>• маркетинг, поиск и изучение рынка: проектирование и (или) разработка технологических требований, разработка продук­ции, материально-техническое снабжение, подготовка и раз­работка производственных процессов, производство; >• контроль, проведение испытаний и обследований; >• упаковка и хранение, реализация и распределение продук­ции, монтаж и эксплуатация, >• техническая помощь и обслуживание, утилизация продукции

После использования. Многообразие форм инноваций не позволяет сформулировать единый подход к составу и содержанию этапов жизненного цикла инновации, определить же главные этапы инновационного процес­са представляется возможным, рассмотрев его основные составляю­щие.

В мировой практике принято различать научную (научно-иссле­довательскую), научно-техническую деятельность, а также экспери­ментальные (опытно-конструкторские) разработки.

Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение и применение новых знаний, в том числе:

> фундаментальные научные исследования — эксперименталь­ная и теоретическая деятельность, ориентированная на полу­чение новых знаний об основных закономерностях развития природы и общества;

>► прикладные научные исследования — научная деятельность, направленная на достижение практических результатов и ре­шение конкретных задач.

Научно-техническая деятельность имеет целью получение, рас­пространение и применение новых знаний в сфере решения техно­логических, инженерных, экономических, социальных и гумани­тарных проблем, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы.

В ходе осуществления предпринимательской деятельности пред­приниматель выполняет разнообразные функции, основными из которых являются:

>► определение целей, задач, проблем, стоящих перед фирмой;

>► рациональное размещение капитала и средств фирмы;

>► эффективное использование материальных, трудовых, фи­нансовых ресурсов;

> создание условий, в которых персонал фирмы достигал бы намеченных результатов;

>• контроль над использованием вложенных средств;

> преодоление косности и рутины во внешней среде предпри­нимательства;

> творческое решение нестандартных ситуаций;

> организация рекламы: формирование имиджа фирмы;

>► контроль над осуществлением сделок и др.

Все перечисленные и другие разнообразные предприниматель­ские функции можно обобщить и свести к пяти основным группам: изучение спроса и прогнозирование деятельности; финансирова­ние; организация дела; стимулирование персонала; упреждающий контроль и корректировка действий персонала.

Производственное предпринимательство — это экономически активная деятельность субъектов рыночной экономики, предметом которой является производство товаров, выполнение работ и оказа­ние услуг, подлежащих последующей реализации потребителям. При этом функция производства является определяющей.

С точки зрения общества в целом производственное предприни­мательство имеет приоритетное значение, поскольку общественное богатство зависит от состояния дел в сфере материального, науч­но-технического и сервисного производства.

Как уже говорилось, в экономической литературе выделяются две модели предпринимательства: классическая и инновационная. Если задействована классическая модель (традиционное, репродук­тивное, рутинное предпринимательство), предприниматель стре­мится организовать работу с расчетом на максимальную отдачу ресурсов. Считается, что именно в рамках данной модели формиру­ется концепция управления ростом производства, воплощение ко­торой требует времени для проведения ряда мероприятий за счет внешних относительно самой фирмы факторов — субсидирования, протекционизма со стороны правительства. Приводятся в движение и внутренние резервы фирмы для повышения рентабельности, мо­дернизации производства и обновления ассортимента продукции.

Вторая модель — инновационное предпринимательство (про­дуктивное) — предполагает поиск новых путей развития предпри­ятия, что позволяет говорить о концепции управления ростом или инновациями.

Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме обычно включает в себя инновационный процесс. В том случае если производство полностью основывается на инновациях, то результа­том такой его организации выступает новый товар или же товар с принципиально новыми характеристиками, свойствами.

Однако производство или поставка на рынок традиционных то­варов может также осуществляться с использованием каких-то но­вых элементов или приемов, связанных с самой организацией про­изводства, техническими элементами производства или же измене­ниями качественных характеристик производимого товара. В этом случае можно говорить о производстве традиционных товаров через привнесение частичной инновации.

Инновации как инструмент предпринимательской деятельности. В общем плане инновации — это обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой продукции на осно­ве внедрения достижений науки, техники, технологии; закономер­ный, объективный процесс совершенствования общественного про­изводства.

Различают следующие виды инноваций:

По степени радикальности (новизны): базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся осно­вой формирования новых поколений и направлений разви­тия техники; улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на этапах распространения и стабильного развития научно-техниче­ского цикла; псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии; по характеру применения: продуктивные инновации, ориен­тированные на производство и использование новых продук­тов; технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии; социальные, ориентирован­ные на построение и функционирование новых структур; комплексные, представляющие единство нескольких видов изменений; рыночные, позволяющие реализовать потребно­сти в продуктах, услугах на новых рынках; по стимулу появления (источнику): инновации, вызванные развитием науки и техники; инновации, вызванные потреб­ностями производства; инновации, вызванные потребностя­ми рынка;

По роли в воспроизводственном процессе: инновации потре­бительские; инновации инвестиционные;

>► по масштабу: инновации сложные (синтетические); иннова­ции простые.

Сущность инновационного предпринимательства. Необходимость формирования инновационной деятельности обусловлена:

Усилением интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению научно-технического прогресса во всех сферах экономической деятельности; определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники; необходимостью существенного сокращения сроков созда­ния, освоения новой техники: повышением технического уровня производства:

Необходимостью развития массового творчества изобретате­лей и рационализаторов;

Спецификой процесса научно-технического производства: неопределенность затрат и результатов, ярко выраженная многовариантность исследований, риск и возможность отри­цательных результатов;

Увеличением затрат и ухудшением экономических показате­лей предприятий при освоении новой продукции; быстрым моральным старением техники и технологии; объективной необходимостью ускоренного внедрения новой техники и технологии и т. д.

Выше было указано, что в экономической литературе выделяют­ся три основных вида инновационного предпринимательства:

> инновация продукции;

> инновация технологии;

> социальные инновации.

Первый вид инновационного предпринимательства — иннова­ция продукции — представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рын­ке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т. д.

Второй вид — инновация технологии — это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение про­изводительности труда и экономию энергии, сырья и других ресур­сов, что, в свою очередь, дает возможность увеличить объем при­были фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использо­вать внутрифирменные информационные системы.

Последний вид инновационного предпринимательства — соци­альные инновации — представляет собой общий процесс планомер­ного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставлен­ных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам пред­приятия перед сотрудниками и обществом в целом.

В основе всех видов инновационного предпринимательства ле­жит создание и освоение новых видов продукции (товаров, услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемое в са­мом широком смысле слова. Главной и определяющей частью тако­го предпринимательства является создание и производство науч­но-технической продукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализа­ции покупателям, потребителям.

Предпринимательство как процесс включает в себя четыре ста­дии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; по­иск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием. Для инновационного предпринимательства эти основные четыре стадии целесообразно разбить на более мелкие. На рис. 11.1 пред­ставлена логическая цепь основных стадий инновационного пред­принимательства при разработке товара-новинки.

Таким образом, инновационную идею можно определить как реаль­но существующую возможность производства оригинального товара,

Формирование инновационных идей

_________________________ Y_________________________

Отбор наиболее перспективных идей

_____________________ І______________________

Детальная разработка замысла и его экспертная оценка +

Разработка всех деталей бизнес-плана в отношении отобранных идей

I

Экспертная оценка бизнес-плана і

Экспертное производство товара и испытание в условиях рынка

I

Корректировка схемы производства и продвижения товара на рынке

I ~

Начало массированного производства товара и его продвижения на рынке на основе скорректированной схемы

Рис. 11.1. Схема основных этапов разработки товара-новинки

Продукта, услуги или же их улучшенных вариантов или модификаций, а также новых марок.

Для предпринимателя важно выделить для себя информацион­ные источники, которые помогут ему найти какую-то определен­ную инновационную идею. Такими источниками могут быть зна­ния: о рынке и его потребностях; о появлении новых технологий, материалов, способов производства; о существующих структурных или географических разрывах в обеспеченности каким-то опреде­ленным товаром.

Конкретными источниками инновационных идей могут высту­пать:

Потребители, т. е. изучение потребительского спроса; ученые, в том случае, если они занимаются изобретением или поиском новых материалов, товарных свойств, которые могут привести к созданию оригинальных или усовершенст­вованных вариантов товарной продукции, услуг; конкуренты: в некоторых случаях их деятельность, направ­ленная на изучение потребительского спроса, может под­толкнуть предпринимателя к формированию собственной инновационной идеи;

>► торговые агенты, дилеры и прочие посредники;

>► консультанты предпринимателя по каким-то определенным элементам инновационной деятельности; непосредственно работники предприятия.

В некоторых фирмах как источник инновационных идей наибо­лее активно используется именно персонал предприятия, для чего применяются особые приемы стимулирования деятельности работ­ников по разработке новых товаров; при этом в процесс зарождения инновационных идей вовлекаются рядовые работники. Богатый опыт в этом отношении накоплен японскими фирмами, где исполь­зуются специально разработанные карточки для предложений.

После формирования инновационных идей перед фирмой вста­ет задача отбора наиболее перспективных из них. Выбирая иннова­ционную идею, предприниматель должен учитывать не только не­обходимость данного проекта, но и то, насколько реально его осу­ществление, поскольку если отсутствуют средства и необходимые навыки или же если возникают непреодолимые препятствия, то хо­рошая инновационная идея может оказаться нереализуемой.

Прежде чем предпринимательской фирме принять решение о внедрении какой-либо инновации, необходимо выяснить некото­рые моменты. Во-первых, нужно выяснить, имеет ли тот или иной продукт хорошие шансы на рынке (если речь идет о товарной инно­вации). Зарубежные экономисты для подобного анализа предлагают ответить на следующие вопросы.

>► Имелись ли основания для поисков идеи нового продукта?

>► Существует ли вообще необходимость в создании нового продукта?

>► Есть ли необходимость замены одного продукта другим?

>► Является ли новый продукт органичным продолжением пре­дыдущего ряда продуктов?

>► В состоянии ли фирма вообще осуществить идею выпуска нового продукта либо получить такой продукт?

>► Сможет ли фирма продать такой товар? Заполняет ли новый продукт какую-либо нишу на рынке?

>► Можно ли охарактеризовать новый продукт как прогрессив­ный или как ностальгический, т. е. «в стиле ретро»?

>► Осуществлял ли кто-нибудь ранее подобные идеи, и если да, то насколько успешно?

>► Могут ли возникнуть схожие идеи новых продуктов у конку­рентов?

>► С каким финансовым риском связана идея нового продукта?

V Может ли идея нового продукта иметь рекламный успех?

V На какой рынок лучше сориентировать идею нового про­дукта?

V Соответствует ли идея нового продукта внутрипроизводст­венной структуре фирмы?

V Какие реальные рыночные шансы имела бы реализация идеи нового продукта?

Экономика предприятия

Внедрение энергосберегающих программ для производства, промышленных объектов, предприятий

Чем крупнее предприятие, тем важнее для него экономия ресурсов. Это касается любой промышленности и производства. Именно поэтому так важно обратить внимание на современные программы энергосбережения и энергоэффективности. Вы можете использовать стандартные приемы, проверенные компаниями в …

Что такое экономия для бизнеса?

Как вы считаете, что лучше для бизнеса: заработанный рубль или сэкономленный рубль? Ответ очевиден: лучше и то и другое! Если присмотреться повнимательней, то в любом бизнесе можно увидеть огромные дыры, …

Что даст экономика толпы?

Как и любое новое явления, крауд -экономика вызывает множество вопросов. Кто-то говорит, что ничего нового в этом нет, и на это не стоит акцентировать столько внимания. Кто-то скажет, что это …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.