Формирование и трансформация организационных структур
Поиск организационной структуры, отвечающей требованиям современной экономической среды и научно-технического прогресса, заставляет предприятия время от времени изменять свою организацию.
Все структуры, рассмотренные выше, не лишены недостатков — одни из них лучше приспособлены к определенным условиям, чем другие. Основным направлением трансформации организационных структур является стремление к большей гибкости и более качественной настройке организации на конкретные условия. В рамках этого направления существуют две тенденции.
Первая ориентируется на матричную структуру и предполагает ее развитие с выделением предприятий или проектов в самостоятельные центры финансовой ответственности (холдинговые структуры).
Вторая ориентируется на опыт мелких предприятий, пытаясь имитировать их простоту и гибкость путем разделения крупных фирм на отдельные творческие группы — внутренние венчуры, характеризующиеся предпринимательским подходом, оперативным принятием решений, короткими информационными связями.
Типы производства и влияние на организационные структуры. На формирование организационной структуры решающее влияние оказывает тип производства, т. е. комплексная характеристика всех особенностей организации и технического уровня промышленного производства. Тип организации производства зависит от ряда факторов: уровня специализации, масштаба производства, сложности и устойчивости изготовляемой номенклатуры изделий. Различают три типа производства: единичное, серийное и массовое (подробнее см. параграф 6.2). Специфика типов производства на примере предприятий машиностроительной отрасли представлена в табл. 8.2.
В единичном производстве, где большая часть функций управления передается непосредственно производственным подразделениям, организационная структура тяготеет к децентрализации, что приводит к рациональному использованию дивизиональных структур.
В серийном производстве размер партии оказывает значительное влияние на организационную структуру: организация мелкосерийного производства имеет большое сходство с организационной
Таблица 8.2
|
Специфические особенности типов производства (на примере машиностроения) |
Структурой единичного, а крупносерийного — тяготеет к организационной структуре массового производства.
Этапы разработки организационной структуры. Организационная структура должна быть построена так, чтобы одновременное функционирование отдельных частей системы обеспечивало более высокую общую эффективность, чем суммарная эффективность частей, взятых в отдельности.
При разработке организационной структуры учитываются следующие условия.
1. Организационная структура предприятия должна стремиться к оптимальной координации и контролю использования всех вводимых ресурсов, что обеспечивает экономичность работы.
2. Организационная структура должна быть пригодна для классификации инвестиционных и производственных издержек и определения расходов по каждому подразделению предприятия.
Разработка организационной структуры включает в себя следующие этапы:
Установление целей и задач деятельности предприятия; определение функций, осуществляемых предприятием для достижения поставленных целей (общее руководство, финансы, финансовый контроль, управленческий и бухгалтерский учет, управление персоналом, маркетинг, закупки и сбыт, производство, планирование, экономический анализ); группировка и/или взаимоувязка функций; выявление структурных подразделений, отвечающих за реализацию конкретных функций;
> анализ, планирование и описание всех основных видов работ;
> составление программы набора и обучения персонала для новых подразделений.
Организационное проектирование. Организационное проектирование ведется с соблюдением следующих правил:
Все функции предприятия должны быть закреплены за конкретными подразделениями или отдельными работниками. Если на предприятии нет звена или человека, отвечающего за осуществление какой-либо функции, ее выполнение всегда будет связано с потерями ресурсов, прежде всего времени на решение возникающих проблем;
> каждую функцию должно осуществлять только одно подразделение или исполнитель. В противном случае возникает проблема дублирования функций, что также приводит к непроизводительным расходам и вызывает потерю управляемости;
Необходимо уделять внимание основным параметрам оптимизации организационной структуры, среди которых:
—диапазон управления — число работников, подчиненных руководителю подразделения или его внутренней организационной единицы;
— число уровней управления;
—детализация деятельности по работам, процессам, видам оборудования, месторасположению, продукции или категориям потребителей;
— регламентация и распределение обязанностей и полномочий.
Развитие организационной структуры. Развитие организационной структуры происходит циклически. Она формируется и укрепляется с ростом самого предприятия, но по мере развития организации распределение функций неизбежно меняется. На определенной стадии предприятие «вырастает» из своей организационной структуры, и возникают предпосылки к ее преобразованию.
Новая организационная структура должна отвечать ряду требований, среди которых:
Сокращение числа возможных точек конфликтов интересов; обеспечение быстрого и эффективного обмена информацией между подразделениями;
Регулирование распределения полномочий и обязанностей в процессе принятия управленческих решений; содействие управлению реализацией инвестиционных проектов.
Результаты работ по организационному проектированию воплощаются в «Положении об организационной структуре предприятия», содержащем: общее описание и определение стратегических целей и политики предприятия; основные направления деятельности, состав продуктов и услуг; перечень обеспечивающих эти направления функций предприятия; описание функциональных и производственных подразделений с указанием основных функций, выполняемых каждым подразделением.
Для детализации «Положения об организационной структуре» и в соответствии с ним разрабатываются документы, регламентирующие деятельность, полномочия и обязанности каждого структурного звена, а также должностные инструкции по меньшей мере для всех ведущих специалистов.
Разработанные документы должны соответствовать друг другу, утверждаться по единому регламенту и контролироваться по единой процедуре.