Экономика горной промышленности
ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР
Основными типами рыночных структур являются свободный конкурентный рынок, монопольный рынок, рынок монополистической конкуренции и олигополистический рынок.
Свободный конкурентный рынок предполагает множество независимых поставщиков каждого конкретного товара, каждый из которых в силу своей небольшой доли в общих поставках не может оказать существенного влияния на уровень цены продаж. Кривые предложения товара каждого субъекта рынка абсолютно эластичны. Вход на рынок и выход из него свободны.
Монопольный рынок сбыта конкретной продукции характеризуется наличием монопольного поставщика и, в связи с этим, отсутствием рыночной конкуренции.
Монополист, маневрируя объемами поставок конкретной продукции и ценой, добивается получения максимально возможной прибыли. С целью увеличения прибыли монополист может сократить объем поставок товара, существенно увеличив цену. Пределом таких действий служит более интенсивное сокращение спроса на этот товар.
В условиях монопольного рынка равновесная цена выше уровня цены, которая была бы в условиях свободного, конкурентного рынка.
В случае, если в качестве монопольного поставщика выступают государственные предприятия, уровень цен может варьироваться от величины среднеотраслевой себестоимости плюс прибыль до издержек производства наиболее низкорентабельного поставщика плюс прибыль. В этом случае возможны и другие варианты формирования цен. 1
Рынок монополистической конкуренции характеризуется сочетанием особенностей монопольного и свободного конкурентного рынков. На этом рынке действует много фирм, которые поставляют на рынок схожие, но в то же время отличные товары (например, угли различных марок и качества).
В силу этих особенностей каждая из этих фирм-поставщиков может оказывать прямое влияние на цену своего товара и косвенное - на цены других схожих товаров. Противодействием этому влиянию может служить лишь прямая и косвенная конкуренция со стороны других поставщиков данного или схожего товара, которые пользуются правом свободного входа на рынок сбыта и свободного из него выхода.
Олигополистический рынок. Это рынок, на котором функционирует несколько крупных поставщиков, контролирующих поставки значительной части конкретной продукции. Поэтому данная конкретная отрасль производства не является монополизированной. Действие каждой отдельной фирмы вызывает ответные конкурентные действия других фирм - участников этого рынка.
Характерной особенностью олигополистического рынка является стремление всех его участников удерживать стабильные цены, маневрируя объемами поставок. Для этого типа рынка возможны взаимные соглашения между основными фирмами-поставщиками, регламентирующие условия продаж товаров, - так называемые картельные соглашения. Они согласовывают объемы поставок с целью удержания цен на желаемом уровне, а также возможные изменения цен.