Экономика горной промышленности
Содержание бизнес-планоВ
В общем случае бизнес-план должен содержать следующие разделы.
1. Цели и задачи реализации запроектированного бизнеса. В этом разделе дается характеристика продукции, намеченной к выпуску при реализации рассматриваемого бизнес-плана. Потребительские достоинства этой продукции и соотношение их с реализационной ценой. Обоснование общественной полезности поставки этой продукции на рынок.
Задачи, решаемые реализацией рассматриваемого бизнес-плана:
для общества: повышение степени удовлетворения спроса; создание новых рабочих мест; улучшение социальной обстановки в регионе; оздоровление экологического состояния и др.;
для предприятия, осуществляющего бизнес-план: расширение масштаба предпринимательской деятельности; более полное использование производственных своих возможностей и, основное, возможность роста величины прибыли и уровня рентабельности производства. Следует отметить, что уровень рентабельности капитала, вложенного в производство, должен быть не менее среднего в данном регионе и превышать ставку банковского депозита.
2. Основные параметры и показатели предлагаемого бизнес - плана. Этот раздел фиксирует в сводном виде результаты реализации запроектированного бизнес-плана.
В нем в кратком виде фиксируются:
□ основная идея и цель реализации бизнес-плана;
□ характеристика намеченной к производству продукции и ее отличительные особенности по сравнению с аналогичной продукцией, поставляемой другими предприятиями;
□ пути и способы достижения поставленной цели;
□ затраты и сроки осуществления проекта;
□ ожидаемая эффективность: рост объемов производства и реализации продукции; объемы прибыли и показатели рентабельности; срок окупаемости возможных инвестиций.
3. Характеристика предприятия, являющегося объектом б из - нес-планировапия. Приводятся информационные сведения о предприятии, его местонахождении, организационно-правовой форме, владельцах, величине уставного капитала, руководителях предприятия.
В этом разделе приводятся технико-экономические показатели, характеризующие результаты его производственно-хозяйственной деятельности и финансовое положение.
4. А иШ1 из и оценка конъюнктуры на рынке сбыта продукции предприятия. В этом разделе приводятся данные, характеризующие конкурентоспособность продукции предприятия на начало осуществления бизнес-плана и при реализации мер, предусмотренных бизнес-планом. Рассматриваются основные конкуренты предприятия и их возможности. Производится оценка среднего уровня реализационных цен на потенциальных рынках сбыта продукции предприятия в сопоставлении с приемлемыми для предприятия реализационными ценами; определяются возможные объемы реализации продукции, конкретизируются оптимальные рынки сбыта и возможные уровни реализационных цен.
5. Программа и содержание предпринимательских действииty обеспечивающих выполнение бизнес-плана. Раздел должен включать:
□ инвестиционную часть, т. е. величины капиталовложений в сферу производства и сбыта продукции в соответствии с положениями бизнес-плана;
а организацию производственной деятельности по годам рассматриваемого периода;
□ расчеты реализационной стоимости производимой продукции;
□ организацию учета издержек производства;
□ организацию маркетинговой службы, включая рекламу продукции, установление контактов с потребителями, изучение рынков сбыта и реализации продукции;
□ систему организационных мер и формирование специальной службы управления реализацией разработанного биз - нес-плана.
6. Ресурсное обеспечение выполнения бизнес-плана. В разделе должны быть рассмотрены календарные потребности в материальных, трудовых и денежных ресурсах, своевременное наличие которых может обеспечить выполнение бизнес-плана. В их числе:
□ потребность в средствах производства и средствах труда;
□ потребность в трудовых ресурсах;
□ потребность в финансовых ресурсх в виде инвестиций и текущих денежных средств, получаемых предприятием от своей производственной деятельности. Потребность в кредитах и условия их получения.
7. Оценка экономической эффективности реализации бизнес - плана. Это завершающий раздел, оценивающий конечный ожидаемый эффект в результате реализации запланированного в бизнес - плане комплекса организационно-технических и финансовых мер по организации выпуска и реализации конкретной продукции. Оценка производится с использованием основных показателей, ха - рактризующих объемы поизводимой и реализуемой продукции, ее реализационную стоимость, величину издержек производства, потребность в кредитах, величину прибыли, уровень рентабельности и др. Рассматриваются основные факторы риска и оцениваются возможные потери от недополучения ожидаемого эффекта.
Для случая реализации разработанного бизнес-плана в течение ряда календарных лет и наличия разновременности инвестиционных затрат и получаемого от них экономического эффекта подсчет интегральной эффективности реализации рассматриваемого плана производится с учетом фактора времени. В этом случае основным экономическим показателем, интегрально оценивающим эффективность реализации бизнес-плана, является величина чистого дисконтированного дохода (ЧДД). Дополнением к этому критериальному показателю являются значения показателей внутренней нормы доходности (ВИД), индекса доходности (ИД) и срока окупаемости капитальных вложений.
Значения приведенных показателей рассчитываются за весь календарный период реализации бизнес-плана.
Помимо расчетов по оценке коммерческой эффективности реализации бизнес-плана для самого предприятия, рассчитывается общественная и бюджетная эффективность реализации этого проекта*.
Содержание этих показателей и упомянутых видов расчетов рассмотрено з гл. 20 настоящего учебника.