Экономика горной промышленности
ПРИНЦИПЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
□ Сумма цен на товары и услуги, производимые предприятиями страны, должна соответствовать общественным затратам на производство этой продукции с учетом расходов на расширенное воспроизводство, содержание государственных органов управления, оборону, здравоохранение, образование, науку, культуру и другие общественные потребности. Иначе некому будет покупать произведенные товары либо нечего будет покупать.
□ Сумма цен на товары личного потребления должна соответствовать общим денежным доходам населения страны.
□ Цены на конкретные товары должны обеспечить каждому нормально работающему предприятию возмещение его издержек производства и нормальную прибыль.
□ Цены на взаимозаменяемые товары должны быть соизмеримы.
□ Цены должны учитывать качество продукции и эффективность ее использования потребителем.
□ Цены должны содействовать внедрению достижений научно-технического прогресса.
Первые два пункта отражают общие требования к уровню цен в стране. Их несоблюдение приводит к диспропорции между производством и потребителем товаров и услуг. Результатом этого может быть отсутствие платежеспособного спроса на производимые товары и предлагаемые услуги либо, наоборот, может создаться дефицит товаров и услуг.
Государство должно использовать имеющиеся у него рычаги управления экономикой для обеспечения требуемого соответствия стоимости производимых товаров и услуг затратам общества на их производство. В числе государственных рычагов - налоговая и таможенная системы, эмиссионная деятельность государства, бюджетная и социальная политика, законодательные акты и прочее.
Остальные принципы ценообразования относятся непосредственно к предприятиям, производящим товары и услуги.
В зависимости от сфер экономики, характера и цели покупки цены подразделяются на мировые, договорные, оптовые, закупочные, розничные; на тарифы грузового и пассажирского транспорта, на электроэнергию, услуги связи и др., а также цены на объекты строительства.
Учитывая, что товары реализуются в рыночных условиях, цены дифференцируются на цены поставщика, цены потребителя и на реализационные (или равновесные) цены.
Цена поставщика (производителя продукции) - это цена, по которой этот производитель хотел бы реализовать свою продукцию на рынке сбыта.
Цепа потребителя - это цена, которую потребитель готов заплатить за товар.
В действительности товар реализуется по реализационной, или равновесной цене, учитывающей соотношение спроса и предложения товара и ряд других факторов.
Содержание основных видов цен следующее.
Мировые цены - это цены, по которым реализуются товары на мировых рынках сбыта данной продукции. Они устанавливаются в твердой валюте (в долларах, евро).
Оптовые внутрироссийские цены - это цены, но которым предприятия-изготовителя реализуют свою продукцию оптовым потребителям. Эти цены включают издержки предприятия-изготовителя на производство данной продукции, его сбытовые расходы и нормальный уровень прибыли. В случае реализации продукции через специальные сбытовые организации в реализационных ценах учитывается и стоимость услуг этих сбытовых организаций, реализующих данную продукцию.
Договорные иены - это цены, устанавливаемые по предварительной договоренности между производителем (продавцом) И ПОтребителем (покупателем) на поставку определенной партии товаров в определенные календарные сроки.
Закупочные цены - это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция государственным и коммерческим организациям.
Розничные цены. По этим ценам реализуются товары населению. Розничная цена выше оптовой на величину торговой наценки, за счет которой компенсируются издержки торгующей организации и формируется их прибыль.
Тарифы. Это цены на услуги транспорта, связи и прочее. Тарифы устанавливаются и на электроэнергию. Они также могут быть оптовыми и розничными.
Цены на объекты строительства - на жилые и промышленные здания, сооружения, объекты промышленного использования, линии электропередачи, связи, теплотрассы, газо - и водопроводы и др. Характерной особенностью цен на объекты строительства является их индивидуальность, выражающаяся в том, что все эти цены относятся только к каждому конкретному объекту строительства - к данному жилому дому, данной дороге, данному водо - и газопроводу.
Основой для определения цены являются индивидуальные расчеты. Поскольку каждый объект строительства имеет заказчика, уровень этих цен должен быть с ним согласован.
По степени и способу регулирования различают:
свободные цены. Это цены, формирующиеся в условиях свободной конкуренции под влиянием рыночного спроса и предложения;
регулируемые цены. Их уровень косвенно регулируется государственными органами путем изменения налоговых ставок, предоставления льгот, ограничения уровня рентабельности и другими методами;
фиксированные, твердые цены. По ограниченному перечню товаров государственные органы устанавливают фиксированный уровень цен без права его изменения до нового решения.