Экономика горной промышленности
Понятие о бизнес-планироВании
В практике зарубежного планирования производства, а в настоящее время и в отечественной практике, находит широкое применение разработка бизнес-планов деятельности предприятий.
Целью составления бизнес-планов являются экономическое обоснование целесообразности строительства новых предприятий по выпуску конкретной продукции, реконструкции либо модернизации действующих; оценка целесообразности осуществления конкретных проектов по выпуску новой продукции либо внедрения новой технологии производства, либо осуществления комплекса каких-либо организационно-технических мероприятий по совершенствованию и развитию производства, намеченных предприятием в перспективный календарный период.
Такие экономические обоснования необходимы предпринимателям для оценки степени целесообразности реализации намеченных планов организации и совершенствования производства, а также для привлечения инвестиций, необходимых для реализации этих проектов.
С учетом поставленных задач бизнес-планы разрабатываются на определенную календарную перспективу, длительность которой должна учитывать календарный период ассигнования средств и их капитализации, а также период получения эффекта от этих вложений - хотя бы до срока их полной окупаемости.
Учитывая длительность рассматриваемого календарного периода, разновременность приведенных затрат и получения эффекта, бизнес-план обычно разрабатывается с учетом "фактора времени".
В общем случае бизнес-план представляет собой документ, обосновывающий действия предпринимателя по реализации какого-либо коммерческого проекта. Он является экономическим инструментом, позволяющим рассмотреть ряд альтернативных вариантов решения поставленной задачи и выбрать из них экономически предпочтительный.
В процессе разработки бизнес-плана предприниматель оценивает емкость рынка по сбыту планируемой продукции, возможный уровень реализационных цен и ожидаемое их изменение в рассматриваемый календарный период, свои возможности по выпуску планируемой продукции, свои издержки производства, потребную величину инвестиций, ожидаемую прибыльность реализации проекта, срок окупаемости инвестиций, степень риска недополучения ожидаемого эффекта с учетом принимаемых мер и прочее.
При разработке и оформлении бизнес-плана следует учитывать решаемые с его помощью задачи.
Поскольку бизнес-план адресно предназначен для собственников предприятия (акционеров), которые должны принять решения о реализации разработанного проекта и о соответствующих ассигнованиях, а также для привлечения новых потенциальных инвесторов, бизнес-план должен быть:
□ понятным, надлежаще оформленным, наглядным и содержательно доступным для пользования заинтересованными лицами;
□ рассмотренным независимыми экспертами и содержать аргументированное заключение о степени корректности расчетов;
□ экономически привлекательным для участников его реализации.
Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы. Однако в нем должны содержаться разделы, в которых рассматриваются концепция выбранного бизнеса, характеристика продукции, намеченной к выпуску, ее объем и качество, степень ее востребованности рынком сбыта, ресурсное обеспечение проекта, ожидаемая эффективность его реализации.
Возможный перечень разделов бизнес-плана и их содержание могут иметь различия. Проект создания нового производства какого-либо продукта со строительством для этих целей нового пред
приятия может по содержанию бизнес-плана отличаться от проекта осуществления комплекса организационно-технических мероприятий на действующем предприятии.