Экономика горной промышленности
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Добываемые предприятиями угольной промышленности угли существенно разнятся как по своим потребительским качествам, так и по назначению использования.
По своему назначению угли в основном подразделяются на энергетические и коксующиеся. Причем коксующиеся угли, потребляемые металлургией, в принципе также могут быть использованы для энергетических целей, хотя это экономически и нецелесообразно, поскольку коксующийся уголь более дорог и ряд его марок является дефицитным.
Среди углей различают антрациты, каменные и бурые угли. Каменные угли подразделяются на 14 марок, различающихся своими качественными свойствами.
Каждая марка угля подразделяется на 6 классов в зависимости от размера кусков: первый - от 0 до 6 мм - штыб; второй - от 6 до 13 мм - семечко; третий - от 13 до 25 мм - мелкий класс; четвертый - от 25 до 50 мм - орех и пятый — от 50 до 100 мм - крупный класс; шестой класс - свыше 100 мм - плита. Более крупные классы углей ценятся дороже.
Все разнообразие угольной продукции различается по своей теплоте сгорания, наличию золы, серы, влаги. Это основные параметры, характеризующие качество угля. Они являются основой при установлении цен на конкретные марки углей.
В угольной промышленности функционируют свыше 30 объединений, каждое из которых включает в себя до десяти, а иногда и более угольных шахт и разрезов. Сбыт продукции производится объединением по единым для него ценам. Учитывая, что индивидуальные цены различных предприятий объединения различны, они реализуют свою продукцию, как правило, по средним ценам, определяемым на основе средней себестоимости по объединению и нормальной величины прибыли. При этом некоторые предприятия объединения будут иметь повышенный размер прибыли, а некоторые - пониженный. Это положение регулируется использованием внутрифирменных расчетных цен, с помощью которых сбытовая организация объединения рассчитывается с каждым предприятием. Расчетные цены обеспечивают каждому предприятию объединения компенсацию всех его издержек производства и получение нормальной прибыли. Объединение выступает в качестве регулятора и перераспределителя финансовых потоков, обеспечивая за счет изъятия части сверхприбыли у одних предприятий дотацию эксплуатационной деятельности других нерентабельных предприятий.
В рыночных условиях уровень внутрифирменных цен реализации продукции корректируется с учетом сложившейся к данному моменту рыночной конъюнктуры на конкретных рынках сбыта продукции. Если предложенные объединением цены (с учетом транспортных издержек) окажутся выше средних рыночных цен, то объединение будет вынуждено снизить уровень своих реализационных цен. Нижним пределом цены для объединения будет цена, обеспечивающая объединению компенсацию его издержек производства.
В случае, если рыночные цены будут выше средних цен по объединению, последние могут быть повышены.
Учитывая значительную фондоемкость и трудоемкость угледобычи и роль угля в формировании топливно-энергетического баланса страны, для поддержания необходимых объемов добычи государство оказывает финансовую поддержку некоторым угледобывающим предприятиям, которые не в состоянии обеспечить рентабельность своей работы.
Алгоритм формирования средней цены поставщика угля может быть представлен следующей формулой:
Цср=------------------------------- — > (14-3)
і=1
где Цср - средняя оптовая цена объединения на уголь, реализуемый внутрироссийским потребителям в конкретном календарном периоде, руб/т; Ид/ - издержки производства на добычу угля на /-м предприятии за анализируемый календарный период, руб/ед. времени; Цобъед- общие расходы объединения, не компенсируемые суммарными полными издержками всех предприятий, руб/т добычи; П, - необходимый уровень прибыли, обеспечивающий решение производственных и социальных проблем коллектива /-го предприятия (в соответствии с коллективным договором), простое воспроизводство, выплату установленных налогов и отчислений, возврат кредитов и процентов за их использование и финансирование прочих расходов в соответствии с действующим законодательством; Д/ - величина дотаций, выделяемая из госбюджета для поддержания рентабельности производства (в случае их наличия - по фактическим и прогнозируемым данным), руб. за анализируемый период; Qpi - объем добычи рядовых углей /-м предприятием, предназначенных для реализации потребителям, за анализируемый период, т.
Пример
Определить:
I. Среднюю оптовую цену поставщика рядового угля, добываемого предприятиями конкретного объединения и реализуемого внутрироссийским потребителям.
2. Средние теплоту сгорания, содержание золы и влаги, соответствующие средней цене, %.
Исходные данные, необходимые для расчета, приведены в табл. 14.3. Объединение не получает государственных дотаций.
Таблица 14.3
Исходные данные
|
Решение
1. Средняя оптовая цена рядового угля
_ (250 + 30 + 60)1,1 + (180 + 25 + 50)1,66 + (220 + 30 + 50)1,94 Цср” 8,5 +
(260 + 35 + 70)0,5 + (210 + 30 + 55)1,8 + (230 + 40 + 60)1,5 , 4Г/
+ — = 304,4 руб/т.
8,5
2. Средняя теплота сгорания топлива, соответствующая средней цепе,
4600• 1,1 + 4850• 1,66 + 4700 1,94 + 5200• 0,5 + 5000• 1,8 + 5350 1,5 ... .
Тспсп =----------------------------------------------------------------------- =---------------------------------------------------------------------------- 4924------------------------------------------------------------------------------- к-------------------------------------------------------------------------- кал/кг.
спср 8,5
3. Средняя зольность
0 _ 27-1,1 + 21-1,66 + 19-1,94 + 18-0,5 + 22-1,8 + 16-1,5 0/
ср 8,5 ’ °*
4. Средняя влажность
п 7-1,1+ 8-1,66 +6-1,94 +12-0,5 +14-1,8+ 15-1,5 1Л „ п/
В, =------------------------------------------------------- = 10,2 /О.
Средняя цена рядового угля по объединению дифференцируется по отдельным маркам и классам. Принцип такой дифференциации состоит в установлении уровня цен в зависимости от качества углей.
Для энергетических углей цены дифференцируются в зависимости от теплоты сгорания каждой марки угля. Механизм расчетов заключается в установлении средней цены за 1 ккал/кг по объединению. При этом учитывается, что этой средней цене соответствуют определенные усредненные характеристики по содержанию золы и влаги. Если конкретные марки углей имеют другие проценты содержания золы и влаги, то в расчет цен вводится соответствующие поправочные коэффициенты. Величины этих поправок следующие:
□ по содержанию золы - за каждый процент превышения либо уменьшения содержания золы цена изменяется на 2,5 %;
□ по содержанию влаги - за каждый процент отклонения от установленного среднего уровня цена изменяется на 1,3-2 %.
Для коксующихся углей цена корректируется по содержанию серы. За каждые 0,1 % отклонения от установленного уровня цена изменяется на 0,5 %.
Для условий приведенного выше примера цены на 1 т рядового угля для различных предприятий устанавливаются с использованием следующей методики:
1. Определяется средний уровень цены угля в расчете на 1 ккал/кг. Она составляет:
ДЦ = 304,4 : 4924 = 0,0619 руб. на 1 ккал/кг.
Индивидуальные уровни цен для отдельных предприятий следующие. Таблица 14.4
|
Эти уровни цен соответствуют средним по объединению уровням зольности и влажности углей. Для нашего примера эти цены подлежат индивидуальной для каждого предприятия корректировке, а именно:
для первого предприятия
Ці Цср*з*,
p/v3/vBn,
где - поправочный коэффициент по золе; кйп - поправочный коэффициент по влаге.
.00,(20,5-27)2,5
100
■ 00,(10,2-7)!, 3 100
Ц, = 284,28-0,8375-1,0416 = 247,99 руб/т.
Аналогичными расчетами для других предприятий объединения определится уровень цен на добываемый ими рядовой уголь. Они составят:
для второго предприятия
299,77-0,9875-1,0286 = 304,49 руб/т;
для третьего предприятия
290,46-1,0375-1,0546 = 317,81 руб/т;
для четвертого предприятия
321,36-1,0625-0,9766 = 333,46 руб/т;
для пятого предприятия
309,00-0,9625-0,9504 = 282,66 руб/т;
для шестого предприятия
330,63-1,0875-0,9376 = 337,12 руб/т.
Средние цены на обогащенный предприятиями объединения уголь могут определяться с использованием следующей формулы:
Ц |
_ ЦрялДрял И^огДрял / 1 л ^
сробог - ^
^ооог
где Цср. обог - средняя по объединению цена I т обогащенного угля; ЦрЯД - цена рядового угля; Дряд - количество рядового угля, подвергнутого обогащению, т; ИобоГ - издержки на обогащение I т рядового угля, руб.; бобог - количество обогащенного угля, включая промпродукт, шлам и отсев.
Эта средняя цена дифференцируется по продуктам обогащения в соответствии с их качественными характеристиками.
Цена концентрата угля определяется по формуле
ц __ Цср. обогбобог Чіш£?пп Цшлбшл Цотсйотс (14 5)
а |
'КОНЦ
1 'КОНЦ
где Цконц - цена концентрата, руб/т; Цср. овог - средняя цена 1 т обогащенного угля, руб.; Цпп, Цшл, Цотс - рыночные цены соответственно на промпродукт, шлам и отсев, руб/т; Q06ог - количество обогащенного угля, т; Q„„, Qwn, Qon - количество полученного пром - продукта, шлама и отсева соответственно, т; QK0,m - количество полученного концентрата, т.
Величины Q определяются фактической структурой продуктов обогащения. Цены на промпродукт, шлам и отсев принимаются по данным маркетинговых исследований рынка сбыта угля.
Если предприятие добывает угли, предназначенные для коксования, то цены для каждой марки угля устанавливаются с учетом его ценности для металлургического производства. Количественно это выражается величиной соответствующего коэффициента металлургической ценности данной марки. Величина КМЦ определяется потребителем во время коксохимического процесса.
Приведенные цены на добываемый уголь являются ценами производителя. Реализационные цены, по которым осуществляется реализация угля потребителям, зависят от конъюнктуры на рынках сбыта, соотношения объемов спроса и предложения углей и соответствующих рыночных цен, а также от характера рыночных структур при сбыте продукции угледобывающих предприятий.
В случае, если объемы спроса превышают объемы предложения, уровень рыночных цен может превышать расчетные цены поставщиков. И наоборот, если объемы предложения превысят спрос, цена реализации будет ниже расчетной цены поставщика.
Существенное влияние на уровень реализационных цен оказывает характер рыночных структур, является ли рынок рынком свободной конкуренции, монопольным или олигополистическим.