Экономика горной промышленности

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Добываемые предприятиями угольной промышленности угли существенно разнятся как по своим потребительским качествам, так и по назначению использования.

По своему назначению угли в основном подразделяются на энергетические и коксующиеся. Причем коксующиеся угли, по­требляемые металлургией, в принципе также могут быть использо­ваны для энергетических целей, хотя это экономически и нецелесо­образно, поскольку коксующийся уголь более дорог и ряд его ма­рок является дефицитным.

Среди углей различают антрациты, каменные и бурые угли. Ка­менные угли подразделяются на 14 марок, различающихся своими качественными свойствами.

Каждая марка угля подразделяется на 6 классов в зависимости от размера кусков: первый - от 0 до 6 мм - штыб; второй - от 6 до 13 мм - семечко; третий - от 13 до 25 мм - мелкий класс; четвер­тый - от 25 до 50 мм - орех и пятый — от 50 до 100 мм - крупный класс; шестой класс - свыше 100 мм - плита. Более крупные клас­сы углей ценятся дороже.

Все разнообразие угольной продукции различается по своей те­плоте сгорания, наличию золы, серы, влаги. Это основные пара­метры, характеризующие качество угля. Они являются основой при установлении цен на конкретные марки углей.

В угольной промышленности функционируют свыше 30 объе­динений, каждое из которых включает в себя до десяти, а иногда и более угольных шахт и разрезов. Сбыт продукции производится объединением по единым для него ценам. Учитывая, что индиви­дуальные цены различных предприятий объединения различны, они реализуют свою продукцию, как правило, по средним ценам, определяемым на основе средней себестоимости по объединению и нормальной величины прибыли. При этом некоторые предприятия объединения будут иметь повышенный размер прибыли, а некото­рые - пониженный. Это положение регулируется использованием внутрифирменных расчетных цен, с помощью которых сбытовая организация объединения рассчитывается с каждым предприятием. Расчетные цены обеспечивают каждому предприятию объединения компенсацию всех его издержек производства и получение нор­мальной прибыли. Объединение выступает в качестве регулятора и перераспределителя финансовых потоков, обеспечивая за счет изъ­ятия части сверхприбыли у одних предприятий дотацию эксплуа­тационной деятельности других нерентабельных предприятий.

В рыночных условиях уровень внутрифирменных цен реализа­ции продукции корректируется с учетом сложившейся к данному моменту рыночной конъюнктуры на конкретных рынках сбыта продукции. Если предложенные объединением цены (с учетом транспортных издержек) окажутся выше средних рыночных цен, то объединение будет вынуждено снизить уровень своих реализаци­онных цен. Нижним пределом цены для объединения будет цена, обеспечивающая объединению компенсацию его издержек произ­водства.

В случае, если рыночные цены будут выше средних цен по объ­единению, последние могут быть повышены.

Учитывая значительную фондоемкость и трудоемкость угледо­бычи и роль угля в формировании топливно-энергетического ба­ланса страны, для поддержания необходимых объемов добычи го­сударство оказывает финансовую поддержку некоторым угледобы­вающим предприятиям, которые не в состоянии обеспечить рента­бельность своей работы.

Алгоритм формирования средней цены поставщика угля может быть представлен следующей формулой:

2Х,+ц06ьед+Іп,.-ід,

Цср=------------------------------- — > (14-3)

Х<2Р,

і=1

где Цср - средняя оптовая цена объединения на уголь, реализуемый внутрироссийским потребителям в конкретном календарном пе­риоде, руб/т; Ид/ - издержки производства на добычу угля на /-м предприятии за анализируемый календарный период, руб/ед. вре­мени; Цобъед- общие расходы объединения, не компенсируемые суммарными полными издержками всех предприятий, руб/т до­бычи; П, - необходимый уровень прибыли, обеспечивающий реше­ние производственных и социальных проблем коллектива /-го предприятия (в соответствии с коллективным договором), простое воспроизводство, выплату установленных налогов и отчислений, возврат кредитов и процентов за их использование и финансирова­ние прочих расходов в соответствии с действующим законодатель­ством; Д/ - величина дотаций, выделяемая из госбюджета для под­держания рентабельности производства (в случае их наличия - по фактическим и прогнозируемым данным), руб. за анализируемый период; Qpi - объем добычи рядовых углей /-м предприятием, предназначенных для реализации потребителям, за анализируемый период, т.

Пример

Определить:

I. Среднюю оптовую цену поставщика рядового угля, добываемого предприя­тиями конкретного объединения и реализуемого внутрироссийским потребителям.

2. Средние теплоту сгорания, содержание золы и влаги, соответствующие средней цене, %.

Исходные данные, необходимые для расчета, приведены в табл. 14.3. Объеди­нение не получает государственных дотаций.

Таблица 14.3

Исходные данные

Угледо­

быва­

ющее

пред­

приятие

Марка

угля

Годовой объем добычи товарного угля, тыс. т

Теплота сгорания угля, ккал/кг (1 кал =

=4,1868 Дж)

Зольность рядового угля, %

Влаж­

ность,

%

Издерж­ки на добычу 1 т, руб.

Общие издерж­ки объ­едине­ния, руб/т

Необхо­

димый

размер

прибы­

ли,

руб/т

ЛГ2 1

Г

1100

4600

27

7

250

30

60

Ко 2

Г

1660

4850

21

8

180

25

50

№3

Г

1940

4700

19

6

220

30

50

№4

д

500

5200

18

12

260

35

70

№5

д

1800

5000

22

14

210

30

55

№6

д

1500

8500

5350

16

15

230

40

60

Решение

1. Средняя оптовая цена рядового угля

_ (250 + 30 + 60)1,1 + (180 + 25 + 50)1,66 + (220 + 30 + 50)1,94 Цср” 8,5 +

(260 + 35 + 70)0,5 + (210 + 30 + 55)1,8 + (230 + 40 + 60)1,5 , 4Г/

+ — = 304,4 руб/т.

8,5

2. Средняя теплота сгорания топлива, соответствующая средней цепе,

4600• 1,1 + 4850• 1,66 + 4700 1,94 + 5200• 0,5 + 5000• 1,8 + 5350 1,5 ... .

Тспсп =----------------------------------------------------------------------- =---------------------------------------------------------------------------- 4924------------------------------------------------------------------------------- к-------------------------------------------------------------------------- кал/кг.

спср 8,5

3. Средняя зольность

0 _ 27-1,1 + 21-1,66 + 19-1,94 + 18-0,5 + 22-1,8 + 16-1,5 0/

ср 8,5 ’ °*

4. Средняя влажность

п 7-1,1+ 8-1,66 +6-1,94 +12-0,5 +14-1,8+ 15-1,5 1Л „ п/

В, =------------------------------------------------------- = 10,2 /О.

Средняя цена рядового угля по объединению дифференцируется по отдельным маркам и классам. Принцип такой дифференциации состоит в установлении уровня цен в зависимости от качества уг­лей.

Для энергетических углей цены дифференцируются в зависимо­сти от теплоты сгорания каждой марки угля. Механизм расчетов заключается в установлении средней цены за 1 ккал/кг по объеди­нению. При этом учитывается, что этой средней цене соответству­ют определенные усредненные характеристики по содержанию зо­лы и влаги. Если конкретные марки углей имеют другие проценты содержания золы и влаги, то в расчет цен вводится соответствую­щие поправочные коэффициенты. Величины этих поправок сле­дующие:

□ по содержанию золы - за каждый процент превышения ли­бо уменьшения содержания золы цена изменяется на 2,5 %;

□ по содержанию влаги - за каждый процент отклонения от установленного среднего уровня цена изменяется на 1,3-2 %.

Для коксующихся углей цена корректируется по содержанию серы. За каждые 0,1 % отклонения от установленного уровня цена изменяется на 0,5 %.

Для условий приведенного выше примера цены на 1 т рядового угля для различных предприятий устанавливаются с использовани­ем следующей методики:

1. Определяется средний уровень цены угля в расчете на 1 ккал/кг. Она составляет:

ДЦ = 304,4 : 4924 = 0,0619 руб. на 1 ккал/кг.

Индивидуальные уровни цен для отдельных предприятий сле­дующие.

Таблица 14.4

Предприятие

Уровень цены, руб/т

№ 1

4600-0,0619 = 284,28

№2

4850 0,0619 = 299,73

№3

4700-0,0619 = 290,46

№4

5200-0,0619 = 321,36

№5

5000-0,0619 = 309,00

№6

5350-0,0619 = 330,63

Эти уровни цен соответствуют средним по объединению уров­ням зольности и влажности углей. Для нашего примера эти цены подлежат индивидуальной для каждого предприятия корректиров­ке, а именно:

для первого предприятия

Ці Цср*з*,

p/v3/vBn,

где - поправочный коэффициент по золе; кйп - поправочный ко­эффициент по влаге.

.00,(20,5-27)2,5

100

■ 00,(10,2-7)!, 3 100

Ц, = 284,28-0,8375-1,0416 = 247,99 руб/т.

Аналогичными расчетами для других предприятий объединения определится уровень цен на добываемый ими рядовой уголь. Они составят:

для второго предприятия

299,77-0,9875-1,0286 = 304,49 руб/т;

для третьего предприятия

290,46-1,0375-1,0546 = 317,81 руб/т;

для четвертого предприятия

321,36-1,0625-0,9766 = 333,46 руб/т;

для пятого предприятия

309,00-0,9625-0,9504 = 282,66 руб/т;

для шестого предприятия

330,63-1,0875-0,9376 = 337,12 руб/т.

Средние цены на обогащенный предприятиями объединения уголь могут определяться с использованием следующей формулы:

Ц

_ ЦрялДрял И^огДрял / 1 л ^

сробог - ^

^ооог

где Цср. обог - средняя по объединению цена I т обогащенного угля; ЦрЯД - цена рядового угля; Дряд - количество рядового угля, под­вергнутого обогащению, т; ИобоГ - издержки на обогащение I т ря­дового угля, руб.; бобог - количество обогащенного угля, включая промпродукт, шлам и отсев.

Эта средняя цена дифференцируется по продуктам обогащения в соответствии с их качественными характеристиками.

Цена концентрата угля определяется по формуле

ц __ Цср. обогбобог Чіш£?пп Цшлбшл Цотсйотс (14 5)

а

'КОНЦ

1 'КОНЦ

где Цконц - цена концентрата, руб/т; Цср. овог - средняя цена 1 т обо­гащенного угля, руб.; Цпп, Цшл, Цотс - рыночные цены соответст­венно на промпродукт, шлам и отсев, руб/т; Q06ог - количество обо­гащенного угля, т; Q„„, Qwn, Qon - количество полученного пром - продукта, шлама и отсева соответственно, т; QK0,m - количество по­лученного концентрата, т.

Величины Q определяются фактической структурой продуктов обогащения. Цены на промпродукт, шлам и отсев принимаются по данным маркетинговых исследований рынка сбыта угля.

Если предприятие добывает угли, предназначенные для кок­сования, то цены для каждой марки угля устанавливаются с учетом его ценности для металлургического производства. Коли­чественно это выражается величиной соответствующего коэф­фициента металлургической ценности данной марки. Величина КМЦ определяется потребителем во время коксохимического процесса.

Приведенные цены на добываемый уголь являются ценами производителя. Реализационные цены, по которым осуществляет­ся реализация угля потребителям, зависят от конъюнктуры на рынках сбыта, соотношения объемов спроса и предложения углей и соответствующих рыночных цен, а также от характера рыноч­ных структур при сбыте продукции угледобывающих предпри­ятий.

В случае, если объемы спроса превышают объемы предложения, уровень рыночных цен может превышать расчетные цены постав­щиков. И наоборот, если объемы предложения превысят спрос, це­на реализации будет ниже расчетной цены поставщика.

Существенное влияние на уровень реализационных цен оказы­вает характер рыночных структур, является ли рынок рынком сво­бодной конкуренции, монопольным или олигополистическим.

Экономика горной промышленности

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ОКАТЫШЕЙ

Тарельчатый гранулятор - окомкователь с тарелкой 0,5м за 400у.е. Окатыши. Окатыши – твердые шарообразные тела, полученные путем окомкования тонкоизмельченных рудных материалов с добавкой связующих веществ с флюсами или без них …

Дополнительная экономия (или удорожание) на сопряженных объектах, вызванная внедрением новой техники

Экономические последствия, вызванные внедрением новой тех­ники на сопряженных объектах предприятия, рассчитываются в следующей последовательности: п определяются сопряженные объекты, на показатели работы которых оказывает влияние внедрение новой техники; р устанавливается влияние …

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ ГОРНОЙ ТЕХНИКИ*

Для расчета величин показателей, необходимых для оценки экономической эффективности внедрения новой горной техники, требуется наличие комплекса конкретных исходных данных, ха- ’ Подробная методика оценки экономической эффективности внедрения новой техники на …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.