Экономика горной промышленности
ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ И ПРЕДПРИЯТИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
1.1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Что понимается под термином "экономика"? Этот термин является производным от двух греческих слов: "эйкос" - хозяйство и "номос" - закон. Объединенный их смысл означает законы хозяйствования.
По определению ученого-экономиста П. Самуэльсона, экономика - это наука о том, как общество использует свои ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и как оно их распределяет среди различных групп людей общества.
Задача экономики как науки - дать количественную и качественную оценку степени эффективности общественного производства и ее динамики.
Однако задачей экономики является не только необходимость обеспечения оценки степени эффективности общественного производства. Эта наука должна обеспечить анализ и выявления факторов, количественно определяющих уровень этой эффективности, и на этой основе предлагать оперативные меры и стратегию развития производства, способствующие повышению его эффективности.
Глобальным показателем эффективности общественного производства является качество жизни людей.
Качество жизни определяются целом рядом фактов. В их числе: правовые, политические, национальные, моральные, материальные и другие. Однако следует отметить, что в этом перечне факторы материального обеспечения общества занимают базовые позиции, поскольку уровень материальной обеспеченности определяет роль, влияние и характер действий всех других факторов.
Предметом экономики являются факторы материальной обеспеченности общества и ее членов.
В зависимости от уровня изучения процессов и явлений экономической жизни общества различают макроэкономику и микроэкономику.
Макроэкономика рассматривает экономику оощества в масштабах всей страны. Она исследует вопросы совокупного спроса и предложения продуктов и услуг, необходимых обществу в текущем и перспективном периодах, величину и динамику национального дохода страны, а также валового национального продукта; изучает и анализирует бюджетную и денежную политику государства, вопросы инфляции, уровень занятости населения, степень обеспеченности трудоспособного населения рабочими местами, уровень доходов населения и его отдельных групп, степень эффективности действия законодательных актов и другие вопросы, затрагивающие интересы всего общества.
Предметом макроэкономики является изучение и выявление закономерности в развитии общественного производства, использование которых может способствовать повышению эффективности общественного производства и росту благосостояния страны.
Микроэкономика изучает условия функционирования отдельных отраслей и предприятий в системе народного хозяйства страны, выявляет и оценивает эффективность их работы.
Эти две части экономики тесно взаимосвязаны. Решение вопросов на макроэкономическом уровне определяет условия функционирования производства на микроэкономическом уровне.
Микроэкономика охватывает весь спектр материального производства страны, преломляясь в конкретную экономику отдельных отраслей и предприятий.
Основой жизни любого общества является материальное производство. Чтобы жить, людям нужна пища, жилище, одежда и прочие материальные блага и услуги. Их производят предприятия. Без их деятельности невозможна жизнь совершенного общества. Предприятия и их продукция являются основой жизненного благополучия населения каждой страны. В экономической эффективности работы предприятий заинтересовано все общество.
Что же является мотивацией для создания экономически эффективного производства при формировании рациональной системы управления предприятием, объединением, территориями и государством в целом?
Мотивацией для государства, а следовательно, для государственных административных органов управления является: необходимость создания условий для максимальной занятости населения и достаточной оплаты их труда; создание условий для общественно-эффективной производственной деятельности предприятий и организаций в системе народного хозяйства; обеспечение наличия в стране необходимых обществу материальных благ и услуг; необходимость выполнения социальных программ и обязательств перед членами общества и его группами; обеспечение управления государством, его обороноспособности и решение других проблем жизнедеятельности общества.
Необходимыми условиями реализации этих задач государством являются наличие и нормальное функционирование объективной и эффективной налоговой системы, обеспечивающей финансовую основу реализации всех проблем общества.
Основной мотивацией создания и функционирования конкретных производственных предприятий для их владельцев и руководителей, работающих в условиях рыночной экономики, является их стремление получить максимально возможную прибыль на вложенные в производство денежные средства при обеспечении нормальной социальной обстановки в своем коллективе.
Средством для обеспечения этой основной мотивации является выпуск продукции, необходимой обществу, по доступной цене, имеющей сбыт, с издержками производства, меньшими, чем уровень рыночных цен на эту продукцию. При этом каждый предприниматель стремится обеспечить для своих работников уровень доходов, не меньший, чем средний в данном районе.
Для создания конкретного производства и обеспечения его эффективного функционирования предприниматель и его аппарат управления должны решать целый комплекс экономических проблем.
В их числе:
□ изучение рыночной потребности и ценовой конъюнктуры на продукцию, планируемую к выпуску, с учетом транспортных издержек потребителей;
□ выбор и оценка оптимальной технологии производства и выбор эффективной техники;
□ обеспечение экономической эффективной организации производства и труда;
□ разработка и внедрение системы оплаты труда, стимулирующей мотивацию работников предприятия к эффективному труду;
□ обеспечение систематического и своевременного учета и анализа издержек производства, их нормирования, а также
планирования и реализации мероприятий, способствующих росту эффективности производства;
□ обеспечение рентабельности производства и реализации выпускаемой продукции;
□ обеспечение благополучного финансового положения предприятия;
□ своевременное финансирование и осуществление мер по охране труда и технике безопасности на производстве;
□ финансирование и решение имеющихся у коллектива предприятия социальных проблем, ассигнуя на эти цели средства, оговоренные в коллективном договоре администрации с профсоюзом предприятия.
Это не полный перечень проблем. Здесь перечислены основные из них. Все они относятся к вопросам, которые изучаются блоком учебных дисциплин конкретной экономики.
Задачей конкретной экономики является создание предпосылок для наиболее эффективной производственно-хозяйственной и финансовой деятельности конкретного предприятия, объединения и отрасли.
Учебная дисциплина "Экономика отрасли и предприятия" является базовой, общей дисциплиной, изучающей конкретную экономику горной промышленности.
В ней изучаются: объекты конкретной экономики - месторождения полезных ископаемых, горно-добывающие предприятия, объединения и отрасли горной промышленности, их продукция; принципы размещения предприятий по территории страны, особенности их работы; производственные ресурсы предприятий (объединений, отрасли), оценка их наличия и степени использования; методы учета расхода производственных ресурсов в процессе добычи полезных ископаемых; определяются и оцениваются условия и результаты производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия; рассматриваются основы анализа и планирования производства.
В этой учебной дисциплине изучаются методы и показатели экономической эффективности технических, организационных и других решений, планируемых и осуществляемых на предприятии. Рассматриваются методы расчета минимально приемлемого уровня цен на продукцию предприятия; выявляется конкурентоспособность продукции предприятия на рынках ее сбыта.
Изучение дисциплины "Экономика отрасли и предприятия" основывается на знании экономической теории и горного производства. Освоение этой дисциплины предполагает знание техникоэкономических показателей, характеризующих работу предприятий горной промышленности, экономических нормативов, типовых и отраслевых методик выполнения различных экономических расчетов, а также законов, регламентирующих права предприятий в процессе недропользования, производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.
Все экономические показатели, характеризующие горно-добывающие предприятия, их состояние и результаты функционирования, изучаются как элементы и составные части единой экономической системы предприятия.
Следовательно, учебный курс "Экономика отрасли и предприятия" формирует науку у изучающую и оценивающую экономическую эффективность использования горными предприятиями своих производственных ресурсов и мер по ее росту в процессе изготовления и реализации конкретной продукции в сложившихся народнохозяйственных условиях.
Для студентов горно-экономического профиля курс "Экономики горной промышленности", изучаемый в учебной дисциплине "Экономика отрасли и предприятия", является базовой дисциплиной. С целью более детального изучения отдельных вопросов экономики предприятия они изучают дополнительно еще целый ряд специальных экономических учебных дисциплин.
Система всех экономических учебных дисциплин, формирующая подготовку специалистов - экономистов горного профиля, представлена на рис. 1.1.
Как следует из приведенной схемы, студенты - экономисты горного профиля помимо основной, базовой учебной дисциплины "Экономика отрасли и предприятия" изучают еще более двадцати специальных экономических дисциплин, которые обеспечивают их полным комплексом знаний в области экономики горно-до - бывающего производства.
Потребность народного хозяйства и его регионов в продукции горно-добывающих предприятий, уровни региональных рыночных цен на полезные ископаемые, состояние внутренних и внешних рынков сбыта изучаются студентами-экономистами в специальных учебных курсах: "Маркетинг", "Анализ и прогнозирование рыноч-
Специальные дисциплины, изучаемые студентами горно-экономического профиля и рассматривающие народнохозяйственную необходимость и условия функционирования предприятий горной отрасли |
||||
Потребность народного хозяйства страны в - продукции конкретной отрасли и ее рыночная оценка |
Условия народнохозяйственной целесообразности создания и эффективности функционирования горных предприятий |
Макроэкономические условия работы предприятия |
||
1. Маркетинг 2. Анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры 3. Ценообразование 4. Мировая экономика 5. Основы внешнеэкономической деятельности |
1. Экономика природопользования 2. Экономическая оценка месторождений полезных ископаемых 3. Экономическая оценка инвестиций |
1. Правоведение 2. Горное, хозяйственное и финансовое право 3. Налогообложение предприятий 4. Фондовые, товарносырьевые и валютные биржи 5. Биржи и операции с ценными бумагами |
Учебная дисциплина "Экономика отрасли и предприятия"
|
Рис. 1.1. Система учебных дисциплин, формирующая экономическую подготовку специалистов - экономистов горного профиля |
ной конъюнктуры", "Ценообразование", "Мировая экономика", "Основы внешнеэкономической деятельности".
Условия народнохозяйственной и отраслевой целесообразности создания и экономически эффективного функционирования горнодобывающих предприятий изучаются студентами-экономистами в учебных дисциплинах: "Экономика природопользования", "Экономическая оценка месторождений полезных ископаемых", "Экономическая оценка инвестиций".
Необходимым условием для создания эффективного функционирования конкретного производств является наличие соответствующих "внешних” условий. Это правовые, административные и экономические условия, которые устанавливают органы власти и которые регламентируют условия создания и деятельности каждого конкретного предприятия. От степени их объективности и благоприятствования в значительной мере зависит успех работы предприятия. В числе этих условий: налоги, требования законов о труде, таможенные пошлины, лицензии, нормативы отчислений в социальные фонды, банковское обслуживание предприятий и тарифы на транспортировку и на электроэнергию, рыночные уровни цен на топливно - энергетические ресурсы, сырье, материалы, оборудование и т. п.
Перечисленные условия отражают состояние макроэкономики страны и определяют взаимосвязь и взаимозависимость микроэкономики с макроэкономикой страны.
^ 0 Эти условия изучаются студентами экономического профиля в це - )яом ряде учебных дисциплин. В их составе: "Правоведение”, 'Торное К право”, "Хозяйственное и финансовое право", "Налогообложение предприятий”, "Банковское дело", "Фондовые, товарно-сырьевые и валютные биржи”, "Биржи и операции с ценными бумагами".
Более детальное изучение бухгалтерского учета, анализа, планирования и организации производства, а также изучение финансового состояния предприятия и ряда других вопросов обеспечивается дополнительными учебными дисциплинами, указанными в схеме (см. рис. 1.1).
Изучение учебной дисциплины "Экономика отрасли и предприятия" в сочетании с другими дисциплинами, учебными и производственными практиками, курсовым и дипломным проектированием должно обеспечить будущему специалисту получение знаний, необходимых для выработки и принятия экономически обоснованных технических, технологических, организационных и экономических решений в процессе его предстоящей практической деятельности.