ГДЕ НАЙТИ ЧЕРТЕЖИ ДВИГАТЕЛЯ И ЕГО ДЕТАЛИ?
Двигатель Стирлинга является поршневой тепловой машиной, работающей аналогично двигателю внутреннего сгорания и по многим физическим процессам напоминающей обычные двигатели с принудительным зажиганием и дизели. Поэтому может показаться, что наиболее простой способ изготовления двигателя Стирлинга — преобразование в него двигателя внутреннего сгорания. Такой подход действительно возможен [1]. Показано также [2], что большие малооборотные дизели можно превратить в двигатели Стирлинга. Однако при таком методе изготовления двигателя Стирлинга возникают сложные проблемы, особенно для новичков в этой области. Переделки могут потребовать столь существенных изменений, что окажется выгоднее создание совершенно новой машины из готовых узлов и деталей, хотя и в этом случае возможно использование некоторых элементов двигателя внутреннего сгорания. Такой способ конструирования и изготовления двигателя позволяет накопить ценный практический опыт. Однако нужна отправная точка, если есть уверенность, что подобный путь не слишком долог.
Как упоминалось выше, первые двигатели Стирлинга оказались простыми, прочными и надежными устройствами, не требовавшими трубчатых теплообменников или регенераторов с насадками. Многие фактические проблемы, с которыми сталкиваются разработчики современных двигателей Стирлинга, не существовали для ранних образцов этого двигателя. Поэтому рассмотрение этих простых двигателей является хорошей отправной точкой. В журналах для конструкторов, таких, как английский «Model Engineer» или американский «Live Steam», приводится много примеров конструкций таких двигателей, причем во многих статьях даются подробные чертежи, перечни требуемых материалов и описание методов производства. Такие двигатели должны иметь те же характеристики, что и у большинства современных совершенных двигателей. Это касается их КПД, мощности, влияния мертвых объемов и т. д. Но, конечно же, их мощности и КПД невысоки, хотя в некоторых случаях выходная мощность составляет 8 кВт/л.
В упомянутых журналах указано также на возможность получения отливок деталей двигателя. К сожалению, не все такие детали подходят для лучших образцов, и здесь следует проявлять
определенную осторожность. Некоторые образцы столь малы, что напоминают игрушки, но следует иметь в виду, что обычно в разумных пределах возможно почти геометрическое моделирование или моделирование с учетом масштабных факторов, приведенных в работе [3]. Очень много информации по вопросам конструирования и производства, а также много новых идей поступило в журнал «Model Engineer» от проф. Чад - дока.
Авторы упоминают в книге только номера этого журнала, вышедшие до 1977 г., поскольку последующие номера, но их мнению, достать нетрудно. В журнале содержится большое число статей по двигателям, работающим на подогретом воздухе, и поэтому будут указаны лишь те из них, в которых дается наиболее детальная информация. Интересующимся рекомендуется просмотреть журнал по крайней мере за последние' 40 лет, т. е. для получения представления или составления обзора по теме следует изучить его примерно с 1940 г. В последние годы журнал проводил ежегодный конкурс на лучший тепловой воздушный двигатель. Удачный обзор наиболее перспективных предложений сделан Россом [4]. В табл. 4.1 указаны
Таблица 4.1. Данные о публикациях в журнале «Model Engineer» чертежей моделей двигателя Стирлинга
Тип двигателя |
Автор |
Дата выхода журнала
Рабочий поршень — вытеснитель (двигатель Хенричи) То же
Рабочий поршень — вытесни - 20.12.68 тель
Рабочий поршень — вытесни - 15.06.73 тель (двигатель Робинсона)
Рабочий поршень — вытесни - 3.10.75 тель (общий кулачковый привод)
19.03.76; 02.04.76 |
Рабочий поршень — вытесни - 19.09.75 тель (механизм привода с косой шайбой)
17.12.76
Рабочий поршень — вытеснитель (с регулированием фазового угла)
М. D. Taylor E. Т. Westbury D. Со» in Т. Mallett F. Brian Thomas А. N. Debono J. Henshall W. Begg |
01.11.62 01.02.65; 15.02.65; 01.03.65; 15.03.65; 01.04.65 |
Рабочий поршень — вытеснитель (с ромбическим приводным механизмом)
Номера журнала, с которыми рекомендуется познакомиться читателю.
Одна из лучших демонстрационных моделей, которую можно изготовить имеющей самые различные размеры, спроектирована Сенфтом и названа им «Мория». Этот двигатель с рабочим поршнем и вытеснителем соответствует первоначальному варианту, предложенному Стерлингом в 1815 г. [5]. Изготовленные по проекту Сенфта машины действовали практически без обслуживания в лабораториях Королевского морского инженерного колледжа в течение нескольких лет, проработав в общей сложности более 1000 ч. Детальное описание двигателя «Мория» приведено в журнале «Live Steam» (декабрь 1974; январь, февраль 1975).
С описанием более крупных лабораторных двигателей можно познакомиться в работах 16—8]. Данные по промышленным двигателям приведены во многих отчетах, на которые уже делались ссылки в данной книге и которые подготовлены фирмой «Дженерал моторе» и министерством энергетики США. Подробное изучение этих отчетов—нелегкая задача.
Конструкции и размеры двигателей с жидкими поршнями приведены в работах [9—12]. Их особенно легко изготовить в виде «Флюидайна» «мокрого» типа. Что касается свободнопоршневых двигателей, то здесь полезны публикации [13, 14]. В них имеются главы с весьма подробной информацией и рекомендациями по разработке и производству таких двигателей. Однако проектирование свободнопоршневого двигателя до сих пор чем-то напоминает «черную магию».
Детальные чертежи машины с двумя поршнями и механизмом Росса имеются в самой фирме «Росс экспериментел» (шт. Огайо, США). Приобретение этих чертежей может
Таблица 4.2. Данные о публикациях по отдельным элементам и вспомогательному оборудованию
Элемент (подсистема) Автор Источник
TOC o "1-3" h z Уплотнения Theeuwes [15]
Lister [16]
Eusepi et. al. [17]
Механизмы привода
Ромбический Fletcher [18]
С косой шайбой Skuse [19]
Whitaker [20]
Регенераторы Wan [21 j
Zaringchang [22]
Dennison [23]
Проницаемость водорода Stephens [24]
оказаться полезным для инженерных факультетов учебных заведений, поскольку механизм Росса представляется весьма интересным.
В табл. 4.2 приведены ссылки на работы, содержащие описания не только машины в целом, но и отдельных ее элементов и вспомогательного оборудования. Это лишь основные ссылки, поскольку невозможно привести всю литературу по этому вопросу. Подробная информация такого рода содержится в упомянутых отчетах фирмы «Дженерал моторе» и министерства энергетики США.