История и современность линейных направляющих
Принято считать, что 1-ые линейные направляющие использовались еще в старом Египте при строительстве пирамид. Круглые бревна подкладывались под большие камешки, облегчая таким макаром перемещение. Но, невзирая на преждевременное признание качения перед скольжением, линейные подшипники получили общее применение только к середине ХХ века, когда южноамериканская компания Thomson развернула крупномасштабное коммерческое создание линейных шариковых втулок.
Линейные направляющие практически в том виде, как мы их знаем на данный момент, были патентованы во Франции еще в 1932 году. В патенте указывались фактически все базисные принципы функционирования линейных направляющих, но они получили обширное распространение только несколько десятилетий спустя. А именно, были сделаны и удачно использовались в машинах шарико-винтовые передачи (ШВП), огромное количество типов шариковых втулок (в том числе и открытых) и т.д.. Процесс усовершенствования линейных направляющих с того времени не прекращался.
В шестидесятые годы, правда, числилось, что шариковые линейные втулки подходят для решения фактически всех задач, связанных с линейными перемещениями, и разработки в этой области достигнули эталона. Но предприимчивые жители страны восходящего солнца, как обычно, нашли новый путь.
В 1971 году малоизвестная тогда компания THK (ранее Toho Seiko, основанная бывшим президентом Thomson Japan Hiroshi Teramachi), представила новое техническое решение - шлицевой вал с шариковой втулкой. Изобретение обеспечивало точность и плавность перемещений, не владея при всем этом минусами обыденных линейных шариковых втулок (малая твердость, наличие зазоров и люфтов). Мысль была ординарна и гениальна: направляющие стержни снабжались продольными канавками, позволяющими поменять точечный контакт шариков и вала на круговой контакт, а это, в свою очередь, увеличивало грузоподъемность в 13 раз!
В будущем году THK развила фуррор, выпустив на рынок линейные направляющие типа LSR. Опора по всей длине вала позволяла избавиться от прогиба направляющих стержней при огромных длинах и больших нагрузках.
1973 год был ознаменован выпуском направляющих NSR-BC, в каких скрепленные вал и опора были изменены одним конструктивным элементом. Этот продукт стал прототипом того, что на данный момент мы называем «профильная рельсовая линейная направляющая».
Через пару лет компания THK, уже считающаяся общепризнанным фаворитом в области разработки и производства рельсовых направляющих с линейными подшипниками, выпустила линейные направляющие типа NRS и другие, способные нести однообразные нагрузки в 4 направлениях. Это направление было признано многообещающим, и в следующие годы такие компании, как NSK, IKO, NB (Nippon Bearings Co., Ltd.), STAR (сейчас Bosch Rexroth), Schneeberger, запустили собственные проекты по разработке компонент систем линейного перемещения и, запатентовав ряд технологий, в следующие пару лет вышли на этот рынок со своими продуктами.
До середины 90-х переворотов в этой области не происходило. Выпускались в главном модификации уже разработанных товаров, ряд шариковых профильных направляющих был дополнен роликовыми направляющими, владеющими большенными жесткостью и грузоподъемностью.
Но в 1996 году жители страны восходящего солнца опять проявили, на что они способны: спецы THK разработали новый тип линейных подшипников - профильные рельсовые направляющие с шариковой обоймой, с применением сепараторной технологии Ball Cage. Общее создание линейных подшипников нового типа, правда, началось только через 10 лет.
Новый принцип состоит в том, что шарики помещены в особый сепаратор, препятствующий их соударению в процессе работы. Сепаратор имеет также и вторую функцию - в особых кармашках, разделяющих элементы качения, содержится смазка. В итоге, сепараторные линейные подшипники в обычных критериях могут работать без обслуживания существенно более длительное время, чем обыденные линейные направляющие.
Компании-производители линейных направляющих среагировали достаточно стремительно, выпустив на рынок похожие продукты. Но ТНК опять обогнала всех, выпустив уникальные сепараторные версии шарико-винтовых передач.
До сего времени компания ТНК остается пионером в собственной области и фаворитом рынка, крепко удерживая позиции. Аналогов японским направляющим ТНК в мире просто не существует, и компания, за свою историю получив более 700 патентов, повсевременно делает новейшую, еще больше удобную продукцию.