Доклады о будущих и современных технологиях
ТРИБОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МОТОРНОГО МАСЛА, МОДИФИЦИРОВАННОГО УГЛЕРОДНЫМИ НАНОТРУБКАМИ
Т. С. Дюсембаев
Научные руководители - А. В. Жаров, канд. тех. наук, профессор Ярославский государственный технический университет,
Н. Г. Савинский, канд. тех. наук,
Ярославский филиал физико-технологического института РАН
Надежность, ресурс и безопасность эксплуатации современной энергонасыщенной техники в значительной степени зависят от свойств и качества применяемых смазочных материалов. В настоящее время основной тенденцией в развитии тракторо - и автомобилестроения является постоянное ужесточение требований, предъявляемых к смазочным материалам.
В современных технических объектах, их узлах и агрегатах, работоспособны только легированные масла, т. е. масла, содержащие присадки и добавки в виде синтетических и минеральных ингредиентов к базовому маслу, придающие ему необходимые свойства. Уровень эксплуатационных свойств моторных и трансмиссионных масел и реализация ресурса трактором, автомобилем, комбайном, в течение которого они остаются работоспособными, зависят не только от качества базовых масел, но и от содержания в них присадок и их эффективности.
Все чаще делается вывод о перспективности исследований, разработок и применения методов, позволяющих в процессе эксплуатации (без разборки узлов и агрегатов) осуществлять восстановление и эффективно повышать износостойкость деталей автотракторной техники, улучшая экономические характеристики ее работы и снижая вредные выбросы в окружающую среду. Модификация моторного масла углеродными нанотрубками позволяет получить кардинально новые свойства моторного масла, которые отвечают требованиям современного двигателестроения.
В связи с этим целью работы является исследование трибологических свойств моторного масла модифицированного углеродными нанотрубками.
В процессе работы проводятся экспериментальные исследования трибологических свойств моторного масла на четырехшариковой машине трения. В последующем полученные результаты проверяются непосредственно на двигателе внутреннего сгорания.