Доклады о будущих и современных технологиях
ТОНКАЯ ЧЕРТА МЕЖДУ МОРАЛЬЮ И ПРАВОМ В ФИЛОСОФИИ И. КАНТА
В. С. Родионова, А. Е. Смирнов
Научный руководитель - А. Е. Смирнов, ст. преподаватель
Ярославский государственный технический университет
Философия нравственности И. Канта содержит богатую палитру добродетелей, что свидетельствует о глубоком гуманистическом смысле его этики. Кант был убежден, что неизбежная конфликтность частнособственнических интересов может посредством права приводиться к определенной согласованности, исключающей необходимость прибегать к силе для разрешения противоречий. Право Кант трактует как проявление практического разума: человек постепенно приучается быть если не морально добрым человеком, то, во всяком случае, хорошим гражданином. Однако, Кант выступает против таких принципов аморальной политики: при благоприятных условиях захватывай чужие территории, подыскивая затем оправдания этим захватам; отрицай свою виновность в преступлении, которое ты сам совершил; разделяй и властвуй. Кант считает необходимым средством борьбы против этого зла гласность, рассмотрение политики с точки зрения ее гуманистического смысла. Кант утверждал: «Право человека должно считаться священным, каких бы жертв это ни стоило господствующей власти». В духе своей философии Кант пытается и правовые нормы вывести из априорных положений. В основе права, по его мнению, лежат три начала: храни твое личное право, не нарушай чужого, воздай каждому по справедливости. Эти нормы носят абстрактно-формальный, бессодержательный характер. Ведущая идея Канта состоит при этом в том, что частная собственность благодаря своему априорному происхождению, носит вечный, всеобщий и необходимый характер. Те же атрибуты приписываются обществу, основанному на частной собственности. Целью государства является, по Канту, не благополучие людей, а суровое и непреклонное долженствование, осуществление абстрактной и формальной справедливости. Истинное призвание права - надежно гарантировать морали то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором смогла бы беспрепятственно реализоваться свобода индивида. Осуществление права требует того, чтобы оно было общеобязательным. Для этого право наделяется принудительной силой. Если право не снабдить принудительной силой, оно окажется не в состоянии выполнить уготованную ему в обществе роль. Сообщить праву такое нужное ему свойство способно лишь государство - исконный и первичный носитель принуждения.