Доклады о будущих и современных технологиях
СТРУКТУРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ И ЕЕ СПЛОЧЕННОСТЬ
П. А. Родинский
Научный руководитель - В. В. Потапов, канд. ист. наук, доцент
Ярославский государственный технический университет
Излагается методология и процедура, объект и предмет, цель и задачи социометрического обследования конкретной студенческой группы. Проведена эмпирическая и операциональная интерпретация сплоченности академического формирования. Социометрический статус каждого члена группы рассчитан по общепринятому индексу.
Сформулированы гипотезы:
- сплоченность группы увеличивается с увеличением длительности общения ее членов;
- сплоченность уменьшается с увеличением размера группы;
- высокая сплоченность обусловлена академической активностью членов группы.
Проведено анкетирование в группе САР-44, численность которой 26 человек (примерно 16 % студентов этого направления подготовки). Успеваемость группы: 23 % учатся на 5, 46 % - 4 и 5, 8% - 4, 23 % - 3 и 4, 0 % -
3. Общий коэффициент - 4,4.
Анализ анкет показал, что 62 % студентов общаются между собой во внеурочное время, а 3 8% респондентов - нет. Средняя оценка развития дружеских отношений согласно оценкам студентов составила 6,83 из 10 возможных. В социоматрицу внесены результаты 62 положительных выборов и только 8 отрицательных. Выявилось два лидера и значительное преобладание тех студентов, кого определили в актив над теми, кого зачислили в пассив.
Применение социометрического метода позволило определить структуру группы, выявить лидеров группы и статусы остальных ее членов, а так же определить степень сплоченности.
В публикациях подчеркивается, что определяющее влияние на степень сплоченности группы оказывают ее численность и курс обучения. Мы обнаружили, что чем более сплоченной становится группа, тем выше общая успеваемость. Заметное влияние на соблюдение этических норм имеет гармония полового состава: диспропорция в соотношении юношей и девушек снижает уровень сплоченности.
Практические рекомендации для администрации вуза и факультета:
- на стадии формирования не создавать больших по численности групп;
- ввести в практику мониторинг архитектоники группы в целях точечного воздействия на развитие внутри групповых отношений.