Доклады о будущих и современных технологиях
СОЦИАЛЬНО — ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
И. М. Слободянюк, В. А. Г ордеев
Научный руководитель - В. А. Гордеев, д-р экон. наук, профессор Ярославский государственный технический университет
В имеющейся литературе немало сказано о значимости транспортной инфраструктуры для развития РФ, важности преодоления того урона, который был нанесен транспортной отрасли в ходе российских реформ последних двух десятилетий, восстановления достижений советского периода в этой сфере и на этой основе выведения российской транспортной инфраструктуры на высококонкурентный в мировом масштабе уровень. Однако большинство публикаций ограничивается рамками неоклассического и институционального методологических подходов, рассматривая эффективность транспортной инфраструктуры лишь в узкоэкономическом смысле. С позиций теоретической экономии как нового научного направления считаем принципиально важным шире взглянуть на эту эффективность: поставить на первое место социальный аспект. Ведь сокращение авиационных, железнодорожных, водных и автобусных маршрутов - это не просто снижение издержек для собственника транспорта, а свёртывание всей социальной жизни регионов, сокращение торгово-экономических и туристских связей, удовлетворения потребностей населения и бизнеса в транспортных услугах. В исследованиях роли транспорта в экономике РФ обычно справедливо выделяют такой аспект: развитие транспортной системы выступает фактором доступности различных регионов страны, ее ресурсов, производственных мощностей, а значит, более эффективного планирования и осуществления экономической деятельности. Но этот вывод, по нашему мнению, должен быть дополнен положением о важности и даже приоритетности социальной стороны. И здесь, считаем, весьма актуально сегодня в нашей стране повышение роли государства в организации инвестиций на развитие транспортной инфраструктуры. Больше того: находим необходимой в настоящее время корректировку макроэкономической политики РФ в направлении оптимизации соотношения государственной и частной собственности в целях создания и развития единой системы транспортной инфраструктуры как фактора новой индустриализации РФ и обеспечения национальной безопасности. Такое предложение вытекает и из учета отечественного и мирового опыта. Ведь в настоящее время в нашей стране лишь 8 % производственных фондов принадлежит государству, тогда как на Западе - не менее трети.