Доклады о будущих и современных технологиях
ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ ЯГТУ
Н. М. Юдина, В. В. Потапов
Научный руководитель - В. В. Потапов, канд. ист. наук, доцент
Ярославский государственный технический университет
Главная проблема для студентов старших курсов - трудоустройство по специальности после окончания вуза. Она порождена несоответствием:
- набора специальностей и профессий запросам рынка труда,
- требованием работодателей наличия у выпускников опыта практической работы. Целью исследования было выяснение уровня готовности студентов к профессиональной деятельности и самостоятельному трудоустройству, мотивы выбора места работы, планирование послевузовской жизнедеятельности.
В качестве метода исследования использован случайный Интернет - опрос (анкету заполнили 44 студента 4-го курса ЯГТУ). Данные опроса проанализированы и представлены в виде семи диаграмм.
Респонденты реально оценивают ситуацию на рынке труда. После окончания вуза 51 % собирается работать по специальности, 30 % планируют работать не по специальности, 5 % - надеются продолжить обучение и 14 % не определились с планами. Главное в выборе места работы - мотивы материального благополучия и карьерного роста (45 % и 34 % соответственно). Творческая реализация и общественное признание интересует значительно меньшее число респондентов (16 % и 5 %).
Несмотря на то, что у 64 % респондентов нет практического опыта работы по специальности, они считают, что их профессиональная подготовка достаточна или полностью соответствует требованиям, предъявляемым к специалистам данного профиля (46 % и 7 %). Другая половина опрошенных студентов придерживается противоположного мнения.
Важный вопрос - это методы поиска работы. Помогают в трудоустройстве родственники и знакомые (61 %), реклама в СМИ (13 %), непосредственное обращение к работодателю (20 %). К сожалению, на службы занятости надеются 3 % и на помощь сотрудников кафедры - 2 % респондентов.
По мнению респондентов, в настоящее время, без опыта работы, красный диплом, дополнительное образование, не снимают остроту проблемы трудоустройства. Представляется, что необходимо укрепить связь выпускающих кафедр с работодателями и службами занятости. Особого внимания заслуживает организация производственной практики, которая могла бы частично компенсировать отсутствие стажа работы по специальности.