Доклады о будущих и современных технологиях
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ХХ ВЕКА
А. И. Рахимова, Е. А. Соколова, Д. Н. Кораблева
Научный руководитель - Л. Д. Петряков, канд. филос. наук, доцент
Ярославский государственный технический университет
Едва ли в отечественной педагогике, психологии, да и историческом материализме, как составной части марксистско-ленинской философии, найдется категория, сравнимая с категорией «личность» по количеству противоречивых определений. Общим же является то, что личность в социальной философии ХХ века - прежде всего человек, наделенный социальными качествами, то есть такими, которые он приобретает при взаимодействии с обществом. Поэтому социальная философия и ставит перед собой задачу изучения различных социальных типов личности, формирующихся в результате дифференциации общества. В обществе, которое основано на классовых противоречиях, мораль носит соответствующий характер, она или оправдывает господство и экономические привилегии эксплуататорских классов, или является средством выражения интересов угнетенных. В таком обществе личность обязательно выражает мировоззрение своего класса. С точки зрения видных советских философов ХХ века, Э. Ильенкова и М. Мамардашвили, личность в социалистическом обществе формируется под знаком преодоления эгоизма и замкнутости, через рост солидарных, товарищеских начал, гуманизма. Рост материального благосостояния, увеличение досуга приводят к увеличению общения между людьми, которое не определяется утилитарными соображениями. Самоцелью должно выступать не вещное богатство, а жизнь самого человека, насыщенная созиданием добра во взаимоотношениях с людьми, нацеленная на развитие талантов, наклонностей каждого, которые проявляются в товарищеском труде. Именно на данном этапе человек становится высшей ценностью, самоцелью социально-исторического развития. В формировании личности молодого человека значительное место отводится системе образования. Образование, как один из основных социальных институтов общества, активно изучается социологией, но и социальная философия проявляет к нему интерес, который касается философских проблем воспитания и образования. Образование входит в повседневную жизнь школьника и студента, становится основным видом деятельности, поэтому оно может превратиться в центр развития личности и основной источник ее духовного формирования. Таким образом, задача формирования личности состоит не только в передаче знаний (образование), это еще и трансляция социального опыта (воспитание), которая осуществляется в культуре.