Доклады о будущих и современных технологиях
ПЕРВАЯ «ЖЕЛЕЗНАЯ ПТИЦА» В РОССИИ И МИРЕ
П. П. Карачёв, Б. А. Тюрин
Научный руководитель - Б. А. Тюрин, канд. ист. наук, доцент
Ярославский государственный технический университет
Первые попытки построить самолёт предпринимались ещё в девятнадцатом веке, в частности, самолёт был построен русским инженером Можайским. Однако ни одна из этих конструкций не смогла подняться в воздух. Первым самолетом, который смог самостоятельно оторваться от земли и совершить горизонтальный полет, стал «Флайер», построенный братьями Орвилом и Уилбуром Райт в США. Первый полет самолета в истории был осуществлен 17 декабря 1903-го года. Их аппарат представлял собой биплан типа «утка» - пилот размещался на нижнем крыле, руль направления сзади, руль высоты спереди. Двухлонжеронные крылья были обШиТы тонким небеленым муслином. Двигатель «Флайера» был четырехтактный, со стартовой мощностью 16 лошадиных сил и весил всего 80 килограмм.
В России практическое развитие авиации задержалось из-за ориентации правительства на создание воздухоплавательных летательных аппаратов. Основываясь на примере Г ермании, русское военное руководство делало ставку на развитие дирижаблей и аэростатов для армии и не оценило своевременно потенциальные возможности нового изобретения - самолета.
В 1909 году русское правительство, наконец, проявило интерес к самолётам. Было решено отклонить предложение братьев Райт о покупке их изобретения и строить самолёты своими силами. Решили строить трёхместные самолёты различных типов, чтобы потом выбрать наиболее удачный. Никто из проектировщиков не только не летал на самолётах, но даже не видел их в натуре. Поэтому не приходится удивляться, что самолёты терпели аварию ещё во время пробежек по земле.
8 марта 1910 года осталось в истории русской авиации: в этот день с одесского ипподрома поднялся в небо Михаил Ефимов на аэроплане «Фарман-4», снабжённом мотором «Гном» мощностью в пятьдесят лошадиных сил. Ефимов совершил первый полет с пассажиром в небе России, превысив мировой рекорд продолжительности полета с пассажиром, установленный Орвилом Райтом. Это был первый показательный в России полет русского летчика, который, только месяц с небольшим назад, получил во Франции диплом пилота-авиатора.