Доклады о будущих и современных технологиях
КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
С. З. Телька
Научный руководитель - В. В. Кочерова, ассистент
ЯФ Ленинградского государственного университета им. А. С.Пушкина
Изучение образцов поведения, присущих лидерам, привело к разработке в науке управления нового направления - лидерского поведения. Основная цель этого направления - разработка концепций возможности подготовки лидеров по специально разработанным программам.
Классификация К. Левина. По классификации Курта Левина стиль является одномерным и может быть авторитарным, демократическим или либеральным. Авторитарное руководство обеспечивает более высокую продуктивность, но более низкую степень удовлетворенности, чем демократичное.
Теория Д. Мак-Грегора. Дуглас Мак Грегор разработал теорию лидерства, выделив руководителей двух типов «X», «У». Согласно теории “Х” люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили. Больше всего люди хотят защищенности. Лидер такого типа, обладая достаточной властью, навязывает свою волю исполнителям, единолично принимает и отменяет решения, не дает возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, часто резок с людьми. Представление демократичного руководителя Мак Грегор назвал теорией руководителя “У”, ее содержание сводится к следующим позИциЯм: труд - процесс естественный; если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней. Руководитель, использующий преимущественно демократический стиль, стремится решать вопросы коллегиально, информировать подчиненных о положении дел, правильно реагировать на критику.
Теория Р. Лайкерта. Лайкерт предложил четыре базовые системы стиля руководства: эксплуататорско-авторитарный (руководители мотивируют людей угрозой наказания, использованием поощрения, сами принимают решения), благосклонно-авторитарный (руководители уверены в себе и верят своим подчиненным), консультативно-демократический (руководители оказывают определенное доверие подчиненным, используют их идеи и точки зрения), основанный на участии (руководители проявляют полное доверие к подчиненным, привлекают ко всем видам деятельности).
В настоящее время концепции лидерства дополняются новыми, так как тенденции развития общества, организаций и управления, требуют от менеджеров и рядовых сотрудников проявления новых качеств, которые будут способствовать развитию организации, повышению эффективности ее деятельности.