Доклады о будущих и современных технологиях
КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ И ЕЁ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
М. С. Шмакова, Г. В. Гобина
Научный руководитель - Г. В. Гобина, канд. экон. наук, доцент
Ярославский государственный технический университет
В условиях рынка удовлетворенность конкретного потребителя совокупностью предлагаемых ему свойств в товаре находит выражение в акте купли-продажи. Такое совпадение свойств, характеристик товара и требований потребителя, при котором соблюдаются интересы производителя и потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, называется его конкурентоспособностью.
На практике были проведены исследования состояния и развития потребительского рынка хлебобулочных изделий. Большинство потребителей оценивают насыщенность рынка хлеба как достаточную 54 % и высокую 13 %. Оценка широты ассортимента хлеба дала следующие результаты: 62 % считают представленный ассортимент широким, еще 17 % - очень широким, 15 % - ограниченным и 4 % - узким. Выбор места покупки хлеба объясняется потребителями в основном - 65 % опрошенных близостью торгового предприятия к месту проживания; 32 % - свежесть и ассортимент хлеба и 4-6 % выбора места потребления обусловлено уровнем цен. Таким образом, преобладающее значение имеет время, затрачиваемое на приобретение хлеба.
Базой исследования конкурентоспособности продукции является предприятие - ЗАО «Атрус». В настоящее время ЗАО «Атрус» - многопрофильное предприятие, одно из ведущих в Ярославской области. Учитывая сложившуюся ситуацию на рынке, предприятиям, производЯщиМ хлеб необходимо отслеживать действия конкурентов. Проведен анализ хлебобулочных заводов Ярославля, Переславля и Ростова. В качестве объекта исследования рассмотрен батон «Нарезной», выпускаемый представленными хлебозаводами. Конкурентоспособность изделия оценивалась по следующим показателям: цена, сорт муки, состав, наличие полезных добавок. На основе проведения экспертной оценки был рассчитан средний показатель, характеризующий конкурентоспособность изделия по рассматриваемым предприятиям: ЗАО «Атрус» - 18,2 балла; Ярославский хлебозавод
- 10 баллов; Переславский хлебозавод - 12,2 бала. Абсолютным лидером в ходе данного исследования является компания ЗАО «Атрус», что еще раз доказывает ее ведущее и стабильное положение на рынке. Подводя итог, можно выделить три главных пути повышения конкурентоспособности: повышение качества товара, снижение цены на товар, улучшение сбыта товара.