Доклады о будущих и современных технологиях
ЭКОНОМИКА РЕКЛАМЫ: СУЩНОСТЬ И СОВРЕМЕННЫЕ МЕТАМОРФОЗЫ
М. И. Фурманов, В. А. Гордеев
Научный руководитель - В. А. Гордеев, д-р экон. наук, профессор
Ярославский государственный технический университет
В последние два десятилетия в нашей стране много публикаций уче - ных-экономистов и практиков-маркетологов посвящено проблеме рекламы, её роли в развитии бизнеса. Особенно много работ исследует экономико-психологические аспекты развития рекламного дела как фактора повышения эффективности деятельности предприятий. Ещё больше публикаций такой проблематики в западных источниках, причем далеко не только в рамках указанного временного диапазона.
Однако в плане развития экономической теории абсолютное большинство этих работ отличает методологическая узость, зашоренность в границах неоклассического и институционального анализа. А значит, исследователи рассматривают лишь форму проявления изучаемой категории, не добираясь до её сущности.
Не отрицая важности таких исследований (изучать надо объект в единстве содержания и формы, а следовательно, и форму тоже), главным упущением считаем недооценку содержательно-сущностной стороны рекламы и её современных метаморфоз. Нам представляется, что такая оценка достижима только в русле теоретической экономии, в том числе с использованием инструментария классической политэкономии. И здесь нельзя не видеть, что реклама и её метаморфозы успешны лишь при условии наиболее полного учета объективных экономических интересов и отношений, их динамики.
Отмечаемая в последние годы социологами, психологами и экономистами тенденция на снижение интереса и доверия к рекламе со стороны потенциальных потребителей свидетельствует, на наш взгляд, о недостаточном учете практиками-маркетологами объективных и сущностных характеристик экономической системы в целом и их динамики. Так, проведенный нами сравнительный анализ отечественной и зарубежной рекламы в последние два десятилетия свидетельствует о существенной специфике ситуации в РФ. Рассчитанная практиками на условия действия рыночного механизма современная российская рекламная деятельность в действительности функционирует в условиях доминирования олигополий и монополий, а значит, объективно не может достигать оптимального результата. Изменить ситуацию, по нашему мнению, можно, лишь изменив макроэкономическую политику.