Условия работы подшипника качения, влияющие на его работоспособность
Распределение нагрузки между телами качения. По условию равновесия (рис. 16.14),
Fr=F0+1Fx cos У+2F2 Cos (2y) +... + 2Fn cos (ny)9 (16.17)
Где у = 360°jz z — число шариков.
В уравнение (16.17) входят только те члены, для которых угол Пу меньше 90°, так как верхняя половина подшипника не нагружена.
Исследование зависимости между силами F0, F{, F2,... Fn с учетом контактных деформаций при условии абсолютной точности размеров шариков и колец и отсутствии радиального зазора позволило установить
I^ocos3'2?, ..., Fn=F0cosV2(ny). (16.17а)
Решая (16.17) относительно F0 с учетом (16.17а), получаем
F0=Fr/[ 1 +2Cos5/2 У+2Cos5/2 (2у) +... + 2Cos5/2 (пу)]. (16.18)
Подсчитано, что отношение Z/[L + 2 Cos5/2 У + 2 Cos5/2 (2у)+ + ...2Cos5/2(Hy)]«4,37 практически для любого числа (Z=8...20) шариков, встречающегося в подшипнике. При этом
Iro = 4,37Iv/Z.
(16.19) |
Вводя поправку на влияние радиального зазора и неточности размеров деталей, практически принимают
Fo=5FR/z, Fn = [5Fr cos3/2 (ny)]/z.
Нетрудно понять, что распределение нагрузки в значительной степени зависит от размера зазора в подшипнике и точности геометрической формы его деталей. Поэтому к точности изготовления подшипников качения предъявляют высокие требования. Зазоры увеличиваются от износа подшипника в эксплуатации. При этом прогрессивно ухудшаются условия работы вплоть до разрушения подшипника.
Контактные напряжения в деталях подшипников. При известных F0, Fu ..., Fn можно определить контактные напряжения в подшипнике. Расчетные формулы для соответствующих случаев контакта можно найти в справочниках [26]. Эти формулы здесь не рассматриваются, так как на практике расчет (подбор) подшипников выполняют не по напряжениям, а по нагрузкам (см. § 16.8).
В каждой точке поверхности контакта колец или шариков контактные напряжения изменяются по отнулевому циклу (рис. 16.15), где изображены напряжения в точках а и Ъ (см. рис. 16.14) при вращении внутреннего кольца. Период цикла напряжений в каждой точке беговых дорожек колец равен времени перемещения очередного шарика в данную точку.
С переменными контактными напряжениями связан усталостный характер разрушения рабочих поверхностей деталей подшипника (выкрашивание). Следует отметить, что сопротивление усталости подшипника зависит от того, какое из колец вращается — внутреннее или наружное. Благоприятным является случай вра-
B |
Fo Рис. 16.14 |
1 оборот |
Рис. 16.15 |
Щения внутреннего кольца (при этом наружное кольцо неподвижно)*. Действительно, при нагрузке F0 напряжения в точке а кольца (см. рис. 16.14) больше, чем напряжения в точке Ъ, так как в точке А шарик соприкасается с выпуклой, а в точке Ъ — с вогнутой поверхностью. В этих условиях равное число циклов напряжений вызовет усталостное разрушение прежде всего в точке а. Для того чтобы уравнять условия работы колец, необходимо уменьшить число циклов напряжений в точке а по сравнению с точкой Ъ. Такое уменьшение и достигается при вращении внутреннего кольца, так как на половине оборота точка а разгружается совершенно, а в большей части другой половины нагружена не полностью (см. рис. 16.15).
Кинематика подшипника. Шарик в подшипнике совершает планетарное движение. На рис. 16.16 изображен план скоростей для случая вращения внутреннего кольца. Здесь
V=(oDj2 v0=vi/2.
Угловая скорость шарика вокруг своей оси
CdUi=2(V1-vo)/DW=095CdD1/Dw. (16.20)
Угловая скорость шарика вокруг оси вала, или угловая скорость сепаратора,
Coc=2v0/Dm = 095CoDJ(DI + Z)w)« 0,5ш. (16.21)
Итак, сепаратор вращается в ту же сторону, что и вал, с угловой скоростью, равной примерно половине угловой скорости вала.
Dw |
Формула (16.21) позволяет отметить, что угловая скорость сепаратора зависит от размеров шарика. Чем больше Dw при постоянном Z>I, тем меньше сос. При неточном изготовлении шариков большие из них тормозят, а меньшие ускоряют сепаратор. Между сепаратором и шариками могут возникать значительные давления и силы трения. С этим связаны износ шариков и сепараторов, увеличение потерь в подшипнике и случаи поломки сепараторов. Это обусловливает также высокие требования к точности изготовления деталей подшипника и ответственность сепаратора как одной из этих деталей.
'"Этот случай наиболее распространен на практике (вал вращается при неподвижном корпусе).
'/,-2973 353
Контакт шарика с кольцами осуществляется по некоторой дуге Aba (рис. 16.16). Скорости точек а и Ъ при качении шарика различны. Если допустить, что в точке Ъ нет скольжения, то оно будет в точке а. Таким образом, в шариковых подшипниках наряду с трением качения наблюдается трение скольжения. Это создает дополнительный износ и потери в шариковых подшипниках. В роликовых подшипниках все точки контакта одинаково удалены от оси роликов. Здесь наблюдается чистое качение. Потери и износ в роликовых подшипниках меньшие, чем в шариковых.
(16.22) |
Динамика подшипника. Каждый шарик или ролик подшипника (рис. 16.17, а) прижат к наружному кольцу центробежной силой
Fn6=mco2Dml29
Где т — масса шарика или ролика.
Ранее отмечалось, что контактные напряжения у наружного кольца меньше, чем у внутреннего, поэтому дополнительная нагрузка центробежными силами наружного кольца практически не влияет на работоспособность подшипника. Это положение остается справедливым только до некоторых частот вращения, которые считаются нормальными для данного подшипника (см. примеры в табл. 16.2). У высокоскоростных подшипников влияние центробежных сил возрастает. Центробежные силы особенно неблагоприятны для упорных подшипников (рис. 16.17, б). Здесь они расклинивают кольца и могут давить на сепаратор — повышаются трение и износ.
Кроме центробежных сил на шарики упорного подшипника действует гироскопический момент, связанный с изменением направления оси вращения шарика в пространстве (рис. 16.17, б):
(16.23) |
С9 |
Mr=Jcanfiot
(16.24) |
Рис. 16.17 |
Где J — момент инерции шарика относительно своей оси. Под действием гироскопического момента шарик стремится повернуться в направлении, перпендикулярном направлению качения. Вращение возможно, если
MT>MT=FJD,
Где МТ— момент сил трения между шариком и кольцами; F — нагрузка на шарик. Вращение шариков под действием Мт сопровождается дополнительными потерями и износом.
В радиальных подшипниках направление оси вращения ша
риков или роликов в пространстве не изменяется. Поэтому на них не действуют гироскопические моменты. Радиально-упорные подшипники занимают промежуточное положение. Для них
Мт=/С0шюс Sin а, (16.25)
Где а — угол контакта (см. рис. 16.13).
Таким образом, вредное влияние динамических факторов больше всего проявляется в упорных подшипниках. Поэтому допускаемые частоты вращения для упорных подшипников значительно ниже, чем для радиальных и радиально-упорных. При высоких частотах вращения упорные подшипники рекомендуют заменять упорно-радиальными.
Смазка подшипников. Смазка существенно влияет на долговечность подшипников. Она уменьшает трение, снижает контактные напряжения, защищает от коррозии, способствует охлаждению подшипника. Для смазки подшипников качения применяют пластичные (густые) мази и жидкие масла. Последние более эффективны для охлаждения и уменьшения потерь. Необходимое количество масла для подшипников качения очень невелико. Излишнее количество масла только ухудшает работу подшипника. Например, если сепаратор погрузить в масло, то оно будет препятствовать его свободному вращению, увеличиваются потери и нагрев подшипника. Подшипниковые узлы необходимо тщательно защищать от попадания пыли и грязи. В противном случае их ресурс резко снижается.