Теория винтовой пары
Зависимость между моментом, приложенным к гайке, и осевой силой винта. Если винт нагружен осевой силой F (рис. 1.13), то для завинчивания гайки к ключу необходимо приложить момент Т^ъ, а к стержню винта — реактивный момент Гр, который удерживает стержень от вращения. При этом можно записать
ГзаВ=Гт+Гр, (1.3)
Шплинт |
Рис. 1.10 |
ЕГ |
Рис. 1.12 |
Где Тт — момент сил трения на опорном торце гайки; Гр — момент сил трения в резьбе. Равенство (1.3), так же как и последующие зависимости, справедливо для любых винтовых пар болтов, винтов, шпилек и винтовых механизмов.
Не допуская существенной погрешности, принимают приведенный радиус сил трения на опорном торце гайки равным среднему радиусу этого торца, или Аф/2. При этом
TT=Ff(DJ2),
Где DCp = (Z>i + *4Tb)/2; Dx —наружный диаметр опорного торца гайки; dOTB — диаметр отверстия под винт; /— коэффициент трения на торце гайки.
Момент сил трения в резьбе определим, рассматривая гайку как ползун, поднимающийся по виткам резьбы, как по наклонной плоскости (рис. 1.14, а). По известной теореме механики, учитывающей силы трения, ползун находится в равновесии, если равнодействующая F„ системы внешних сил отклонена от нормали п — п на угол трения (р. В нашем случае внешними являются осевая сила F и окружная сила Ft = 2TJd2. Здесь Гр — не реактивный, а активный момент со стороны ключа, равный T^—Tj [см. формулу (1.3)].
(1.5) |
Гзав = 0,5 Fd2 [(DJd2)f+ tg (<A + (p)l Б ^ Рис. 1.14 |
(1.6) |
Далее (рис. 1.14) Ft=F tg(^ + <p) или
Tp = 0,5Fd2tg(<P + <p),
Где ф — угол подъема резьбы [по формуле (1.1)]; (p = a.rctgfnp — угол трения в резьбе; /щ, — приведенный коэффициент трения в резьбе, учитывающий влияние угла профиля [формула (1.2)].
(1.4) |
Подставляя (1.4) и (1.5) в формулу (1.3), найдем искомую зависимость:
F,=Ftg((p-il/).
Момент отвинчивания с учетом трения на торце гайки, по аналогии с формулой (1.6),
Тот* = 0,5 Fd2 [(DJd2)f+ Tg (q> - ф)].
Полученные зависимости позволяют отметить:
1. По формуле (1.6) можно подсчитать отношение осевой силы винта F к силе FT, приложенной на ручке ключа, т. е. F/Fn которое дает выигрыш в силе. Для стандартных метрических резьб при стандартной длине ключа L&L5DИ/«0,15 F/Fz = 70...80 (см. табл. 1.6).
2. Стержень винта не только растягивается силой F, но и закручивается моментом Гр.
(1.9) |
Самоторможение и КПД винтовой пары. Условие самоторможения можно записать в виде Готв> 0, где Готв определяется по формуле (1.8). Рассматривая самоторможение только в резьбе без учета трения на торце гайки, получим Tg((P — J/)>0 или
Ф«Р-
Для крепежных резьб угол подъема ф лежит в пределах 2°30'...3°30', а угол трения (р изменяется в зависимости от коэффициента трения в пределах от 6 (при/«0,1) до 16° (при/»0,3). Таким образом, все крепежные резьбы — самотормозящие. В винтовых механизмах резьбы выполняют как самотормозящими, так и несамотормозящими.
(1.7) |
(1.8) |
Приведенные выше величины коэффициента трения, свидетельствующие о значительных запасах самоторможения, справедливы только при статических нагрузках. При переменных нагрузках и особенно при вибрациях вследствие взаимных микросмещений поверхностей трения (например, в результате радиальных упругих деформаций гайки и стержня винта) коэффициент трения существенно снижается (до 0,02 и ниже). Условие самоторможения нарушается. Происходит самоотвинчивание.
КПД Y винтовой пары представляет интерес главным образом для винтовых механизмов. Его можно вычислить по отношению работы, затраченной на завинчивание гайки без учета трения, к той же работе с учетом трения. Работа завинчивания равна произведению момента завинчивания на угол поворота гайки. Так как углы поворота равны и в том и в другом случае, то отношение работ равно отношению моментов Т^в/Тшв, в котором
Определяется по формуле (1.6), а — по той же формуле, но при /= 0 и ф = 0:
Ц=7YaB/r3aB=tgM(A*/<0/+ tg (ф+cp)]. (1.10)
Учитьшая потери только в резьбе (Гх=0), найдем КПД собственно винтовой пары:
Г1^ёф/[1ё(ф + ср)]. (1.11)
В самотормозящей паре, где ф<ср, у <0,5. Так как большинство винтовых механизмов самотормозящие, то их КПД меньше 0,5.
Формула (1.11) позволяет отметить, что rj возрастает с увеличением ф и уменьшением ср.
Для увеличения угла подъема резьбы ф в винтовых механизмах применяют многозаходные винты. В практике редко используют винты, у которых ф больше 20...25°, так как дальнейший прирост КПД незначителен, а изготовление резьбы затруднено. Кроме того, при большом ф становится малым выигрыш в силе или передаточное отношение винтовой пары (см. гл. 14).
Для повышения КПД винтовых механизмов используют также различные средства, понижающие трение в резьбе: антифрикционные металлы, тщательную обработку и смазку трущихся поверхностей, установку подшипников под гайку или упорный торец винта, применение шариковых винтовых пар и пр.
Распределение осевой нагрузки винта по виткам резьбы. На рис. 1.15 изображена схема винтовой пары. Осевая нагрузка винта передается через резьбу гайке и уравновешивается реакцией ее опоры. Каждый виток резьбы нагружается соответственно силами Fu F2, ...
..., FZ9 где Z — число витков резьбы гайки.
2
Сумма F - В общем случае Ft не равны между собой. Задача 1
О распределении нагрузки по виткам статически неопределима. Для ее решения уравнения равновесия дополняют уравнениями деформаций. Впервые она была решена Н. Е. Жуковским в 1902 г. Не излагая это сравнительно сложное решение, ограничиваемся качественной оценкой причин неравномерного распределения нагрузки. В первом приближении полагаем, что стержень винта и гайка абсолютно жесткие, а витки резьбы податливые. Тогда после приложения нагрузки F все точки стержня винта (например, А и В) Сместятся одинаково относительно соответствующих точек гайки (например, С и D). Все витки получат равные прогибы, а следовательно, и равные нагрузки (рис. 1.15, а). Во втором приближении полагаем стержень винта упругим, а гайку оставляем жесткой. Тогда относительное перемещение точек А и D будет больше относительного перемещения точек В и С на величину растяжения стержня на участке АВ. Так как нагрузка витков пропорциональна их прогибу или относительному перемещению соответствующих точек, то нагрузка первого витка больше второго и т. д.
W™bFi=F2=».=F/6 Нагрузка А б витка Рис. 1.15 |
Витка |
F{ =Q,347r |
Т |
В действительности все элементы винтовой пары податливы, только винт растягивается, а гайка сжимается. Перемещения точки D меньше перемещений точки С на величину сжатия гайки на участке CD. Сжатие гайки дополнительно увеличит разность относительных перемещений точек А и D, В и Сит. д., а следовательно,
И неравномерность нагрузки витков резьбы.
Все изложенное можно записать с помощью математических символов. Обозначим А^, Ав, Дс, AD перемещения соответствующих точек. Вследствие растяжения участка АВ винта АВ<АА, а вследствие сжатия участка CD гайки AD<AC.
Относительное перемещение точек А и D, В и С
Aad = Aa-Ad, Авс=Ав-Ас.
Учитывая предыдущие неравенства, находим AAd>ABC- Следовательно, нагрузка первого витка больше нагрузки второго и т. д.
График распределения нагрузки по виткам, полученный на основе решения системы уравнений для стандартной шестивитковой гайки высотой #=0,8rf, изображен на рис. 1.15, б. В дальнейшем решение Н. Е. Жуковского было подтверждено экспериментальными исследованиями на прозрачных моделях. График свидетельствует о значительной перегрузке нижних витков и нецелесообразности увеличения числа витков гайки, так как последние витки мало нагружены.
Теоретические и экспериментальные исследования позволили разработать конструкции специальных гаек, выравнивающих распределение нагрузки в резьбе (рис. 1.16). На рис. 1.16, а изображена так называемая висячая гайка. Выравнивания нагрузки в резьбе здесь достигают тем, что как винт, так и гайка растягиваются. При этом неравенство AD<AC изменится на обратное AD>AC, а разность Aad—Авс уменьшится. Кроме того, в наиболее нагруженной нижней зоне висячая гайка тоньше и обладает повышенной податливостью, что также способствует выравниванию нагрузки в резьбе. На рис. 1.16, б показана разновидность висячей гайки — гайка с кольцевой выточкой, У гайки, изображенной на рис. 1.16, в, срезаны вершины нижних витков резьбы под углом 15...20°. При этом увеличивается прогиб нижних витков винта, так как они соприкасаются с гайкой
не всей поверхностью, а только своими вершинами. Увеличение прогиба витков снижает нагрузку этих витков.
Специальные гайки особенно желательно применять для соединений, подвергающихся действию переменных нагрузок. Разрушение таких соединений носит усталостный характер и происходит в зоне наибольшей концентрации напряжений у нижнего (наиболее нагруженного) витка резьбы. Опытом установлено, что применение специальных гаек позволяет повысить динамическую прочность резьбовых соединений на 20...30%.
Решение, результаты которого приведены на рис. 1.15, б, справедливо в пределах упругих деформаций и при номинальных размерах. Вследствие большой жесткости резьбы на фактическое распределение нагрузки существенно влияют технологические отклонения размеров; небольшие пластические деформации перегруженных витков, допустимые для крепежных резьб; приработка резьб. Поэтому при практических расчетах неравномерность распределения нагрузки по виткам резьбы учитывают опытным коэффициентом Кт (см. ниже).