Проверочный расчет валов
Выбор расчетной схемы и определение расчетных нагрузок. Расчет валов базируют на тех разделах курса сопротивления материалов, в которых рассматривают неоднородное напряженное состояние и расчет при переменных напряжениях. При этом действительные условия работы вала заменяют условными и приводят к одной из известных расчетных схем. При переходе от конструкции к расчетной схеме производят схематизацию нагрузок, опор и формы вала. Вследствие такой схематизации расчет валов становится приближенным.
Напомним, что в расчетных схемах используют три основных типа опор: шарнирно-неподвижную, шарнирно-подвижную, защемление или заделку. Защемление применяют иногда в опорах неподвижных осей. Для вращающихся осей и валов защемление не допускают.
Выбирая тип расчетной опоры, необходимо учитывать, что де - формативные перемещения валов обычно весьма малы, и если конструкция действительной опоры допускает хотя бы небольшой поворот или перемещение, то этого достаточно, чтобы считать ее шарнирной или подвижной. При этих условиях подшипники, одновременно воспринимающие осевые и радиальные нагрузки, заменяют шарнирно-неподвижными опорами, а подшипники, воспринимающие только радиальные нагрузки,— шарнирно-подви - жными.
Условимся в дальнейшем все рассуждения иллюстрировать примером расчета вала, изображенного на рис. 15.1. Для этого вала,
учитывая наклон зуба шестерни и направление момента Т, левую опору заменяем шарнирно-неподвижной, а правую — шарнирно - подвижной опорами (рис. 15.3).
Действительные нагрузки не являются сосредоточенными, они распределены по длине ступицы, ширине подшипника и т. п. Расчетные нагрузки рассматривают обычно как сосредоточенные. В нашем примере (см. рис. 15.1) вал нагружен силами Ft, Fa и Fr (см. рис. 8.28), действующими в полюсе зацепления (рис. 15.3, а), и моментом Г на полумуфте. В гл. 17 показано, что большинство муфт вследствие неизбежной несоосности соединяемых валов нагружают вал дополнительной силой FM. Примеры определения FM для некоторых типов муфт даны в той же главе.
При расчете валов приближенно можно принимать FF=(0,2...0,5)FtF, где FTM —
Окружная сила на муфте или как FMtt25YpT—для входных валов редукторов
И выходных валов одноступенчатых редукторов; FM& 250 у/т— для выходных валов многоступенчатых редукторов. Здесь Т — в [Нм]. Последние
Формулы учитывают, что в общем Кг
Случае на конце вала может быть „ ^L*_
Установлена не только муфта, а ше - JS Fa 1
Стерня, звездочка или шкив. R
ГМ
Из приведенной на рис. 15.3, а расчетной схемы видно, что векторы сил Fr и Fa расположены в вертикальной плоскости (в плоскости чертежа рис. 15.1 или рис. 15.3), а вектор окружной силы Ft — в горизонтальной плоскости. Вектор силы FM Расположен в плоскости смещения рассчитываемого и присоединяемого к нему валов. Положение этой плоскости на стадии расчетов определить невозможно, оно может быть любым, так как зависит от случайных неточностей монтажа. В связи с этим расчетную схему вала по рис. 15.3, а целесообразно представить в виде трех отдельных схем — см. рис. 15.3, Б, в, г, где Ft, Fr и Fa приведены
А |
1 к Ь |
И------------ 1 С |
1 |
И Вертикальная плоскость |
Гмп
^^.р Oh
Плоскость смещения валов Ц»М |
М |
^niiiBLj
IT»»-
Ризонтальная плоскость
«1
К оси вала. На рис. 15.3, б изгибающий момент Ma=Fa-Djl, а на рис. 15.3, д вращающий момент T=Ft- Dx2 (в сечении I — I) являются результатом такого приведения. Здесь Dx — делительный диаметр шестерни.
Под каждой из трех расчетных схем построены эпюры изгибающих моментов, действующих в трех указанных выше плоскостях. По этим эпюрам легко определить суммарные изгибающие моменты в любом сечении вала.
Ca |
Так, например, рассматривая случай нагружения сечения I — I максимальным изгибающим моментом (худший случай), можно записать:
Ab |
Ab a ab ca
MwpT=Fr- + Ma~; MTOV^FtMm=Fm~.
Расчет на прочность. На практике установлено, что для валов основным видом разрушения является усталостное. Статическое разрушение наблюдается значительно реже. Оно происходит под действием случайных кратковременных перегрузок. Поэтому для валов расчет на сопротивление усталости является основным. Расчет на статическую прочность выполняют как проверочный.
При расчете на сопротивление усталости необходимо прежде всего установить характер цикла напряжений. Вследствие вращения вала напряжения изгиба в различных точках его поперечного сечения изменяются по симметричному циклу, даже при постоянной нагрузке (исключение составляют случаи, когда нагрузка вращается вместе с валом).
Напряжения кручения изменяются пропорционально изменению нагрузки. В большинстве случаев трудно установить действительный цикл нагрузки машины в условиях эксплуатации. Тогда расчет выполняют условно по номинальной нагрузке, а циклы напряжений принимают — симметричным для напряжений изгиба (рис. 15.4, а) И отнулевым для напряжений кручения (рис. 15.4, б). Выбор от - нулевого цикла для напряжений кручения обосновывают тем, что большинство машин работает с переменным вращающим момен-
Рис. 15.4 |
T, С |
Б |
A |
Том, а знак момента изменяется только у реверсивных машин. Неточность такого приближенного расчета компенсируют при выборе запасов прочности.
Приступая к расчету, предположительно намечают опасные сечения вала, которые подлежат проверке (сечения I — / и II — II; Рис. 15.3). При этом учитывают характер эпюр изгибающих и вращающих моментов, ступенчатую форму вала и места концентрации напряжений (см. рис. 15.1). Для опасных сечений определяют запасы сопротивления усталости и сравнивают их с допускаемыми. При совместном действии напряжений кручения и изгиба запас сопротивления усталости определяют по формуле
S = si + S* ^ [s] « 1
Где Sa=------------------- запас сопротивления
Усталости при изгибе;
Sx=------------------ запас сопротивления уста-
KtD'Ca + Фт'Ст
Лости при кручении.
В этих формулах са и га — амплитуды переменных составляющих циклов напряжений, а ат и хт — постоянные составляющие.
Согласно принятому выше условию (рис. 15.4), при расчете валов
Tm = Ta=0,5T = 0,5r/(0,2rf3);j ( ' }
Фа и фх — коэффициенты, корректирующие влияние постоянной составляющей цикла напряжений на сопротивление усталости.
Величины фа и фх зависят от механических характеристик материала.
По ГОСТ 25.504 — 82 рекомендуют
] (15-6)
Гг_, и T_I — пределы выносливости. Их определяют по таблицам или приближенным формулам:
Т_,«(0,2...0,3)<гв; I (15.7)
,5, |
(15.3) |
(15.4) |
ТВ«(0,55...0,65)<7в. J
KaD и KxD — коэффициенты концентрации напряжений в расчетном (опасном) сечении при изгибе и кручении соответственно:
(15.8)
Здесь Ке Кх — эффективные коэффициенты концентрации напряжений; для ступенчатых галтельных переходов — табл. 15.1; для шпоночных пазов — табл. 15.2; для шлицевых и резьбовых участков валов — табл. 15.3;
Kdn — коэффициенты, учитывающие размеры вала (масштабный фактор); KFa, KFx — коэффициенты, учитывающие качество (шероховатость) поверхности; Kv — коэффициент, учитывающий наличие поверхностного упрочнения (табл. 15.4). При отсутствии такового Kv— 1.
Величину отношения KojKfo для валов с концентраторами напряжений в виде канавок, галтельных переходов, поперечных отверстий и т. п. определяют по ГОСТ 25.504 — 82 или по таблицам справочников. Для посадок с натягом — по эмпирической формуле: ЫКь^Кх-Кь'Къ где Кх = 0,38 +1,48Lgrf при Rf<150 мм и ^ = 3,6 при D^ 150 мм (<D — диаметр вала); К2 = 0,305 - I - 0,0014<тв (здесь и далее <7В в МПа); Къ = 0,65 + 0,014/7 при р^25 МПа и Къ = 1, если р> >25 МПа [р — давление посадки см. формулу (7.5)]. При кручении KclKfc « OfiKJKfo.
Величину масштабного фактора можно оценить по формуле
Где D (мм) — диаметр вала. При изгибе (К^) V=0,19—1,25 • 10~4<тв. При кручении (Кл) величину V увеличивают в 1,5 раза.
Величины коэффициентов KFa и KFx определяют по формулам: при изгибе KFa = 1 - 0,22[Lg(<тв/20)-1]LgRz, если Rz> 1 мкм, и KFa = 1 при Rz^L мкм; при кручении ^ = 0,575^+0,425. При наличии в расчетном сечении вала нескольких концентраторов напряжений в формулах (15.8) учитывают тот концентратор, у которого больше величина К* или Кх.
Таблица 15.1
Ка |
Кт |
||||||||
T_ г |
Г D |
При ов(МПа) |
|||||||
500 |
700 |
900 |
1200 |
500 |
700 |
900 |
1200 |
||
2 |
0,01 0,02 0,03 0,05 |
1,55 1,8 1,8 1,75 |
1,6 1,9 1,95 1,9 |
1,65 2,0 2,05 2,0 |
1,7 2,15 2,25 2,2 |
1,4 1,55 1,55 1,6 |
1,4 1,6 1,6 1,6 |
1,45 1,65 1,65 1,65 |
1,45 1,7 1,7 1,75 |
3 |
0,01 0,02 0,03 |
1,9 1,95 1,95 |
2,0 2,1 2,1 |
2,1 2,2 2,25 |
2,2 2,4 2,45 |
1,55 1,6 1,65 |
1,6 1,7 1,7 |
1,65 1,75 1,75 |
1,75 1,85 1,9 |
5 |
0,01 0,02 |
2,1 2,15 |
2,25 2,3 |
2,35 2,45 |
2,5 2,65 |
2,2 2,1 |
2,3 2,15 |
2,4 2,25 |
2,6 2,4 |
Таблица 15.2 |
МПа |
К* |
Кг |
|
Паз выполнен концевой фрезой |
Паз выполнен дисковой фрезой |
||
500 |
1,8 |
1,5 |
1,4 |
700 |
2,0 |
1,55 |
1,7 |
900 |
2,2 |
1,7 |
2,05 |
1200 |
2,6 |
1,9 |
2,4 |
Таблица 15.3 |
<гв, |
Кс |
||||
МПа |
Для шлицев |
Для резьбы |
Для прямо - бочных шлицев |
Для эвольвент - ных шлицев |
Для резьбы |
500 |
1,45 |
1,8 |
2,25 |
1,45 |
1,35 |
700 |
1,6 |
2,2 |
2,45 |
1,5 |
1,7 |
900 |
1,7 |
2,45 |
2,65 |
1,55 |
2,1 |
1200 |
1,75 |
2,9 |
2,8 |
1,6 |
2,35 |
21-2973 |
321 |
Таблица 15.4
|
Отметим, что приведенные выше табличные данные, а также эмпирические (корреляционные) формулы, позволяющие определить коэффициенты и Кт1), получены в результате обширных экспериментальных исследований [19, 22]. Их анализ показывает, что с увеличением предела прочности съ стали повышается ее чувствительность к резким изменениям формы, влиянию шероховатости поверхности и размеров детали. Это означает, что при разработке конструкции валов из высокопрочных сталей следует уделять особое внимание уменьшению концентрации напряжений и шероховатости поверхности.
Сопротивление усталости можно значительно повысить, применив тот или иной метод поверхностного упрочнения: азотирование, поверхностную закалку ТВЧ, дробеструйный наклеп, обкатку роликами и т. д. При этом можно получить увеличение предела выносливости до 50% и более. Чувствительность деталей к поверхностному упрочнению уменьшается с увеличением ее размеров.
Формулы (15.4) относятся к расчету вала на длительный срок службы.
Ограниченность срока службы и переменность режима нагрузки учитывают [при невыполнении условия (15.3)] по методике, изложенной в гл. 8.
Проверку статической прочности производят в целях предупреждения пластических деформаций и разрушений с учетом кратковременных перегрузок (например, пусковых и т. п.). При этом определяют эквивалентное напряжение по формуле
(73K=V^ + 3?<M, (15.9)
Где
Здесь М и Т—изгибающий и вращающий моменты в опасном
Сечении при перегрузке.
322
Предельное допускаемое напряжение [<т] принимают близким к пределу текучести <гт:
Расчет на жесткость. Упругие перемещения вала отрицательно влияют на работу связанных с ним деталей: подшипников, зубчатых колес, катков фрикционных передач и т. п. От прогиба вала (рис. 15.5) в зубчатом зацеплении возникает концентрация нагрузки по длине зуба (см. рис. 8.13). При больших углах поворота в в подшипнике может произойти защемление вала (см. правую опору на рис. 15.5). В металлорежущих станках перемещения валов (в особенности шпинделей) снижают точность обработки и качество поверхности деталей. В делительных и отсчетных механизмах упругие перемещения снижают точность измерений и т. д.
Допускаемые упругие перемещения зависят от конкретных требований к конструкции и определяются в каждом отдельном случае. Введение общих норм едва ли возможно и целесообразно. Некоторые из приближенных рекомендаций указаны ниже.
Для вала зубчатых передач стрела прогиба под колесом [у]«0,01/и — передачи цилиндрические; [у] «0,05т — конические, гипоидные, глобоидные передачи, где т — модуль зацепления.
Угол взаимного наклона валов под шестернями у <0,001 рад.
В станкостроении для валов общего назначения [у] = (0,0002...0,0003)/, где / — расстояние между опорами.
Угол поворота вала в подшипнике скольжения [0]=0,001 рад; в радиальном шарикоподшипнике [0]=0,005 рад.
Малые величины допускаемых перемещений иногда приводят к тому, что размеры вала определяет не прочность, а жесткость. В этих случаях нецелесообразно изготовлять вал из дорогих высокопрочных сталей (если это не диктуется какими-либо другими условиями, например износостойкостью цапф).
(15.11) |
Перемещения при изгибе в общем случае целесообразно определять, используя интеграл Мора и способ Верещагина (см. курс «Сопротивление материалов»). Для простых расчетных случаев можно использовать готовые решения, приведенные в табл. 15.5. При этом вал рассматривают как имеющий постоянное сечение некоторого приведенного диаметра.
У. |
I |
Перемещение при кручении валов постоянного диаметра определяют по формуле
F
Q> = Tl/(GJp),
Где Q> — угол закручивания вала, рад; Т — вращающий момент; G — модуль упру
гости при сдвиге; / — длина закручиваемого участка вала; /Р = = 7и/4/32 — полярный момент инерции поперечного сечения вала.
Таблица 15.5
НЦп] |
[F Е ' 1—1 |
В с |
1 н А |
I Т С * |
|
1 |
В |
||
1 / |
L |
|
Если вал ступенчатый и нагружен несколькими Г, то угол <р определяют по участкам и затем суммируют.
Величина допускаемого угла закручивания вала не однозначна. Она зависит от требований, предъявляемых к механизму. Например, в приводах следящих систем, делительных механизмах и т. д. допускаемые углы закручивания ограничивают секундами и минутами на 1 м длины, а в карданных валах автомобилей допускают несколько градусов на метр.
Расчет на колебания. Полагаем, что читателю известны методы расчета колебаний элементарных систем. Вынужденные колебания системы с одной степенью свободы описывают уравнением
(15.12) |
У= |
Т (col-col)
Где у — амплитуда вынужденных колебаний массы т; F& — амплитуда возмущающей силы I7(/)=IrasincoB/; шв — круговая частота возмущающей силы или частоты вынужденных колебаний системы; сос — круговая частота собственных колебаний системы.
Рассмотрим уравнение (15.12) в приложении к колебаниям вала для простейшего случая (рис. 15.6). Здесь на валу, вращающемся с угловой скоростью шв, закреплен диск массой т с эксцентриситетом е. Собственную массу вала считаем малой по сравнению с т и в расчет не принимаем (упругая система с одной степенью свободы). На вал действует центробежная сила
F^mcole,
Вектор которой вращается с угловой скоростью шв. Составляющие силы F& по осям у и z:
(15.13) (15.14) |
Fy=Fa. sin coBt, Fz=Ft cos coBt.
Силы Fy и Fz являются гармоническими возмущающими силами, которые вызывают изгибные колебания вала в направлении осей У и Z. Колебания от силы Fy описываются уравнением (15.12), а от
Силы Fz — аналогичным ему уравнением Z=———- Cos сов/.
Т(а>1-о>1)
(15.15) |
Ось вращения вала |
Частота собственных изгибных колебаний
Сос=у/1/ (т5)=fgjyc.
Где S =yj(mg) — изгибная податливость вала или прогиб от единичной силы; у„ — статический прогиб вала от действия силы тяжести mg диска.
Уравнение (15.12) позволяет отметить, что при соъ->сос у-*со. При сов=сос наступает резонанс.
Таким образом, даже при ничтожно малой неуравновешенности в условиях резонанса можно ожидать разрушения машины*.
Частоту вращения (мин-1), при которой наступает резонанс, называют критической:
=(30/71)0^ = (30/я)шс=(30/7T)Vg/>^. (15.16)
Если угловая скорость шв больше сожр=соС9 то система при разгоне перейдет зону резонанса и снова стабилизируется. Во избежание поломок зону резонанса следует проходить быстро. Задержки в этой зоне не допускаются.
При соъ>сос амплитуда колебаний меняет свой знак [см. формулу (15.12)]. Установим, что практически это означает.
Г = у[у |
Полная амплитуда
Т(т1-т) co^-cot
Здесь учтено Sin2AV+Cos2A;B/=L; FK=MtnE. При соъ>сос амплитуда г направлена противоположно е и при шв»шс г->(—е). Таким образом, за критической зоной центр тяжести несбалансированной массы приближается к геометрической оси вращения. Это явление используют в высокоскоростных механизмах, когда для сохранения устойчивости устанавливают гибкий вал с низкой собственной частотой шс.
За предел вибрационной устойчивости обычно принимают для жестких валов N^OJn^, для гибких валов
При действии переменных вращающих моментов в системе возбуждаются крутильные колебания, которые можно проанализировать подобным же способом. Сведения о крутильных колебаниях для элементарных систем даны в § 17.4.
Расчетные формулы для частот собственных колебаний и критических частот вращения более сложных систем, в том числе многомассовых, см. в справочниках, а также [4].
'"Уравнение (15.12) не учитывает затухания колебаний под действием различного рода сопротивлений (внутреннее трение в металле, сопротивление окружающей среды и сопряженных деталей и т. п.).
Пример расчета 15.1. Выполнить проектный расчет вала и его опор (см. рис. 15.1): 7=645 Н м, л=200 мин"1, ширина шестерни — 100 мм, диаметр шестерни d — =200 мм (г =40, т=5 мм), /?=8°; на выходном конце вала установлена упругая втулочно-пальцевая муфта; материал вала — сталь 45, улучшенная, ав=750 МПа, (7х=450 МПа. Срок службы длительный, нагрузка близка к постоянной, допускается двухкратная кратковременная перегрузка.
Решение. 1. По формуле (15.1) приближенно оцениваем средний диаметр вала при [т] = 12 МПа:
D=/(A5' 103/(0,2* 12) = 64,5 мм.
2. Разрабатываем конструкцию вала и по чертежу оцениваем его размеры: диаметр в месте посадки шестерни с натягом Dm = 65 мм; диаметр в месте посадки подшипников dn=dm—5=60 мм; диаметр в месте посадки муфты dM=dn—5 = 55 мм; /=160 мм; а=Ь=80 мм; с = 170 мм; £=140 мм.
3. Определяем допускаемую радиальную нагрузку на выходном конце вала, полагая, что редуктор может быть использован как редуктор общего назначения
FM = 250 Y/T=250 ^645=6350 Н.
4. Определяем силы в зацеплении [см. формулы (8.26)]:
Ft=2T/di =2' 645' 103/200 = 6450 Н; Fa=FttgP=6450 • Tg8°=906 Н; Fr=Fttg<x/cosp=Ft • Tg 20°/Cos 8° = 6450 • 0,364/0,9903 =2371 H.
5. Определяем реакции в опорах и строим эпюры изгибающих и вращающих моментов (см. рис. 15.3).
(1) (2) |
(1) |
В вертикальной плоскости (рис. 15.3, б):
2Ж=0; Fh'l+Ma-Fta^
Где Ma=Fa d/2. Из уравнения (2) находим
F^2=(Fr'a-Fa'dl/2)/l=(23n SQ-9Q6'20Q/2)/l60=6l9 Н.
Из уравнения (1): ^=^-^=2371-619 = 1752 Н. В горизонтальной плоскости (рис. 15.3, в):
ZF=0; Fb+Fja-Fi-b
TOC o "1-3" h z ZM=0; FTR2 l-Ft a=0. (2)
Из (2) находим FTS2=Ft A/L= 6450■ 80/160 =3225 H; при этом =
= 6450-3225=3225 H [см. (1)].
В плоскости смещения валов (рис. 15.3, г):
LF=0; F^-F^-Fm-O; (1)
LM=0;F&/-/^(/+c)=0. (2)
Отсюда F%2=FM (I+с)!I = 6350 (160 +170)/160 = 13 097 Н, тогда FR =FR2~FM= 13 097-6350 = 6747 Н. Максимальные реакции в опорах (наихудший случай нагружения опор):
Fr = )2 + (FTRl )2+F%{ - у/ 7522 + 32252 + 6747 = 10 417 Н.
FM=>/(Fh)2 + (FH)2 +FB2 =V61'92 + 32252 + 13097 = 16381 Н.
6. По формулам (15.3) определяем запасы сопротивления усталости в опасных сечениях.
Просчитываем два предполагаемых опасных сечения (см. рис. 15.3, а): сечение / — / под шестерней, ослабленное шпоночным пазом, и сечение II — II рядом с подшипником, ослабленное галтелью. Для первого сечения изгибающий момент
MI_I=y/M2+M2+MM=y/№ll+Ma'alt)2HW№
=<У(2371 • 80' 80/160+90 600 • 80/160)2 + (6450 • 80 • 80/160)2 + + 6350-170 80/160 = 833 354 Н мм, где Ма=^/2= 906 200/2=90600 Нмм.
Вращающий момент Г=645* 103 Н мм.
Напряжение изгиба (7И=Mj _ JW* = 833 354/(0,1 • 653)=30,3 МПа. Напряжение кручения т=Г/Жр=645' 103/(0,2 '653)=11,7 МПа. По формулам (15.7),
(7_!=0,4(7В=0,4* 750=300 МПа; т_!=0,2(7в=0,2 750=150 МПа; тв=0,6(7В=0,6 • 750 = 450 МПа.
По формулам (15.8) определяем коэффициенты концентрации К^п и Kxj). В сечении I — I концентраторами напряжений являются: посадка шестерни на вал с натягом и шпоночный паз. Для посадки с натягом K<T/K(J(T=K К2Къ = 3,063 1,355 ■ 0,86 = =3,57 (см. с. 320), К{=0,38 + 1,481G</=0,38 + 1,481G65 = 3,063; К2 =0,305+0,0014(7В = =0,305+0,0014* 750 = 1,355. Полагаем, что давление посадки /7=15 МПа (расчет величины р — см. главу 7), тогда = 0,65+0,014р=0,65+0,014-15=0,86. Оцениваем величину масштабного фактора
/^=0,5^1+^ 2VJ=0,83.
Здесь V=0,19-1,25 10"4(7B=0,19-1,25 Ю"4'750=0,09625 и D=65 мм. При этом эффективный коэффициент концентрации напряжений будет равен £,=3,57 0,83 = =2,96. Для шпоночного паза, выполненного концевой фрезой (табл. 15.2), — Ка= =2,0. При расчете K^D учитываем бблыпую величину т. е. Кв=2,96.
/ 750 KFa = - 0,22 F Lg — -1J Lg 3,2=0,936,
Где шероховатость поверхности вала Rz—3,2 мкм. Kv— 1 — вал без поверхностного упрочнения.
KeD^iKa/Ktb + l/Kto - 1)/А>=(3,57 +1/0,936-1)/1 =3,638.
Далее, А^/АГЛ=0,6 -3,57=2,14; KFx=0,575KFa+0,425=0,575 0,936 + 0,425=0,963. Коэффициент концентрации напряжений в сечении / — / при кручении
Ятд=(*т/*А+ VKFx-L)/TfK=(2,14 +1/0,963-1)/1 =2,178.
По формуле (15.6) ^=0,02+2* 10"4-750=0,17; фх=0,5 0,17=0,085; =
=30,3 МПа; Ta=Tw=0,5т=0,5 ' 11,7 = 5,85 МПа [см. формулы (15.5)]. Запас сопротивления усталости при изгибе (ат—0)
Sa=300/(3,638 • 30,3)=2,72.
Запас сопротивления усталости при кручении
Sx = 150/(2,178 • 5,85 + 0,085 • 5,85) = 11,33.
При этом S=2,72 • 11,33/у/2,722 + 11,332 = 2,645 > [5] = 1,5.
Для второго сечения изгибающий момент Мя FMc=6350 • 170 = 1080' 103 Н мм; вращающий момент Т= 645 • 103 Н * мм;
(7И = 1080 • 103/(0,1' 553)=65 МПа;
Т=645 • 103/(0,2 • 553) = 19,4 МПа.
Принимаем радиус галтели г=1,25 мм и по таблице 15.1 при Tjr = (65 — 60)/ /(1,25 2)=2 и R/D= 1,25/60=0,02 находим А*«1,925 и АГХ = 1,6;
^=0,5 [1 + (60/7,5)"0'1925]=0,84;
-1.5 0.1925
К*=0,5[1+ (60/7,5) ] =0,77; (1,925/0,84+ 1/0,936-1)/1 =2,36;
*т1)=(1,6/0,77 +1/0,963-1)/1 =2,12; Sa=300/(65• 2,36) = 1,96;
Sx=150/(2,12 • 9,7+0,085 • 9,7)=7,01; S= 1,96 • 7,01/^1,962 + 7,012 =
= 1,89 >[5] = 1,5.
Больше напряжено второе сечение.
7. Проверяем статическую прочность при перегрузках — формула (15.9). При перегрузках напряжения удваиваются и для второго сечения сги = 130 МПа и т«
«39 МПа; М=0,8(7Т=0,8 450 = 360 МПа; (73I=V/L302+392 = 136<[(7]=360 МПа.
8. Проверяем жесткость вала. По условиям работы зубчатого зацепления опасным является прогиб вала под шестерней. Для определения прогиба используем табл. 15.2. Средний диаметр на участке / (см. рис. 15.1) принимаем равным 4п = =65 мм. Здесь
J=Ndfal64=п- 65*/64=88 10* мм4.
Прогиб в вертикальной плоскости: от силы Fr
Ув=Fra2b2L(3EJl)=2371 80^/(3 2,1 • 105 88 • 104' 160) = 0,001 мм;
От момента Ма прогиб равен нулю.
Прогиб в горизонтальной плоскости от силы Ft Ут=Iyz2B2/(3Ell)=6450 ■ 802 • 802/ /(312,1 105 88 10* • 160)=0,003 мм.
Прогиб от силы FM В плоскости смещения валов:
Ym=FMca(l2-J)/(6Eir) = =6350-170 80(1602-802)/(6 2,1 • 105 88 104-160)=0,0093 мм. Суммарный максимально возможный прогиб:
У=^у^ "T"Д'р "T"Д'м = ^0,0012 -T- 0,0032 ■+■ 0,0093 = 0,0125 мм.
Допускаемый прогиб (см. § 15.3) [у]«0,01т=0,01 5=0,05>0,0125 мм. Аналогично проверяют углы поворота в опорах (обучающимся рекомендуется самим выполнить эту проверку).
Таким образом, условия прочности и жесткости выполняются. По этим условиям диаметр вала можно сохранить. Однако этот вопрос нельзя окончательно решить без расчета подшипников (см. пример 16.2).