Практический расчет подшипников скольжения
Расчет подшипников, работающих при полужидкостном трении.
К таким подшипникам относятся подшипники грубых тихоходных механизмов, машин с частыми пусками и остановками, неустановившимся режимом нагрузки, плохими условиями подвода масла и т. п. Эти подшипники рассчитывают:
(16.10) |
А) по условному давлению — подшипники тихоходные, работающие кратковременно с перерывами:
(16.9)
Б) по произведению давления на скорость — подшипники средней быстроходности:
PV^[PV],
Где Fr — радиальная нагрузка на подшипник; D — диаметр цапфы (вала); / — длина подшипника; V — окружная скорость цапфы.
Расчет по [Pv] в приближенной форме предупреждает интенсивный износ, перегрев и заедание. Допускаемые величины [р] и [Pv], Определенные из опыта эксплуатации подобных конструкций, приведены в табл. 16.1.
Расчет радиальных подшипников жидкостного трения*. Решение уравнений гидродинамики в приложении к радиальным подшипникам усложняется наличием течения масла через зазоры по краям подшипника. Приходится решать трехмерную, а не двухмерную задачу. Учитывая, что физика образования режима жидкостного трения нами уже выяснена, в дальнейшем используем готовые решения (см., например, [39]).
Для нагрузки подшипника имеем зависимость
Fr=Qia>/xl/2)ldCF,
"Расчет подпятников жидкостного трения см. [39].
Где со — угловая скорость цапфы; IL/=S/d—относительный зазор в подшипнике (см. рис. 16.5); CF — безразмерный коэффицинт на- груженности подшипника. Из формулы (16.11) имеем
CF=F^2/(jicold) = рф2/(цсо). (16.12)
Таблица 16.1
|
Примечание. Величины V, указанные в таблице, следует рассматривать как максимально допускаемые. |
Величина CF зависит от относительного эксцентриситета % (см. ниже) и относительной длины подшипника Ijd. Функциональная зависимость представлена графиком рис. 16.6.
Относительный эксцентриситет х=е/(0>55) (см. рис. 16.5, 6) Определяет положение цапфы в подшипнике при режиме жидкостного трения. Нетрудно установить, что толщина масляного слоя связана с относительным эксцентриситетом следующей зависимостью:
/W> = (0,55- е) = 0,55(1 - *). (16.13)
При расчете подшипника обычно известны диаметр цапфы d, Нагрузка Fr и частота вращения п (или со). Определяют длину подшипника /, зазор 5, сорт масла (jjl). Большинством из неизвестных параметров задаются, основываясь на рекомендациях, выработанных практикой, и затем проверяют запас надежности подшипника по режиму жидкостного трения. В таком случае можно предложить следующий порядок расчета.
1. Задаются отношением Ijd. Обычно принимают ljd= 0,5...1. Короткие подшипники (l/d< 0,4) обладают малой грузоподъемностью (рис. 16.6). Длинные подшипники (l/d> 1) требуют повышенной точности и жестких валов. В противном случае увеличение вредного влияния монтажных перекосов и деформаций не может компенсироваться уменьшением условного давления в подшипнике [p=Fr/(ld)]. При выборе Ijd учитывают также и конструктивные особенности (габариты, массу и пр.). Выбранное отношение Ijd Проверяют по допускаемым [р] и [Pv] [см. формулы (16.9) и (16.10)]. Эта проверка предупреждает возможность заедания и повышенного износа в случаях кратковременных нарушений жидкостного трения (пуски, перебои в нагрузке, подаче масла и т. п.).
2. Выбирают относительный зазор. При этом используют частные рекомендации для аналогичных конструкций или эмпирическую формулу, по которой средняя величина относительного зазора
Фя 0,8 10-V'25, (16.14)
Где V — окружная скорость цапфы.
Для валов сравнительно малых диаметров (до 250 мм) зазор желательно согласовать с одной из стандартных посадок (обычно Я7//7, Я9/е8, Я7/е8, H9/d9). По формулам (16.11) и (16.12) можно судить, что величина относительного зазора ф существенно влияет на нагрузочную способность подшипника.
3. Выбирают сорт масла и его среднюю рабочую температуру. Вязкость масел и области их применения установлены ГОСТом. При этом учитывают практику эксплуатации подобных машин. График зависимости вязкости масла от температуры для наиболее распространенных сортов масел, применяемых в подшипниках скольжения, изображен на рис. 16.7 (1, 2, 3 и 4 — индустриальные масла марок 40, 30, 20 и 12; J — турбинное масло марки 22).
Среднюю рабочую температуру масла обычно выбирают в пределах /ср=45...75 °С. По /ср и графику рис. 16.7 определяют среднюю расчетную вязкость масла р.
4. Подсчитывают коэффициент нагруженности подшипника по формуле (16.12) и по графику (см. рис. 16.6) определяют х■ Затем по формуле (16.13) определяют H^
5. Определяют критическую толщину масляного слоя, при которой нарушается режим жидкостного трения [см. условие (16.1)]:
A*P = 2?Zl + I?Z2- (16.15)
Шероховатости поверхностей Rz и Rz2 [см. рис. (16.3) и условие (16.1)] принимают по ГОСТ 2789 — 73 в пределах 6,3...0,2 мкм. Рекомендуют для цапф I?Z<3,2 мкм, для вкладышей — Rz ^ 6,3 мкм.
6. Определяют коэффициент запаса надежности подшипника по толщине масляного слоя:
Sh = ЙтшЯр ^ м » 2. (16.16)
Коэффициент запаса надежности учитывает возможные отклонения расчетных условий от эксплуатационных (по точности изготовления, нагрузке, температурному режиму и т. д.).
На этом заканчивается приближенный расчет подшипника. В этом расчете температура масла выбрана ориентировочно. Фактически температура может быть другой, другой будет и вязкость масла, а следовательно, и грузоподъемность подшипника или толщина масляного слоя йщш [см. рис. 16.5 и формулу (16.13)]. Неточности приближенного расчета компенсируют увеличением коэффициента запаса, принятого в формуле (16.16), и выбором способа смазки на основе следующих опытных рекомендаций:
При Y/Pv*<6' 103 достаточна кольцевая смазка без охлаждения подшипника;
При • 103 допустима кольцевая смазка, но при условии охлаждения
Корпуса или масла в корпусе; при /Pv* >32* 103 необходима циркуляционная смазка под давлением. В наиболее ответственных случаях расчет режима жидкостного трения дополняют тепловым расчетом режима смазки (см., например, [39]).