Практический расчет (подбор) подшипников качения
Основные критерии работоспособности и расчета. Можно отметить следующие основные причины потери работоспособности подшипников качения.
Усталостное выкрашивание наблюдается у подшипников после длительного времени их работы в нормальных условиях.
Износ наблюдается при недостаточной защите от абразивных частиц (пыли и грязи). Износ является основным видом разрушения подшипников автомобильных, тракторных, горных, строительных и многих подобных машин.
Разрушение сепараторов дает значительный процент выхода из строя подшипников качения, особенно быстроходных.
Раскалывание колец и тел качения связано с ударными и вибрационными перегрузками, неправильным монтажом, вызывающим перекосы колец, заклинивание и т. п. При нормальной эксплуатации этот вид разрушения не наблюдается.
Остаточные деформации на беговых дорожках в виде лунок и вмятин наблюдаются у тяжелонагруженных тихоходных подшипников.
Современный расчет подшипников качения базируют только на двух критериях:
1) Расчет на статическую грузоподъемность по остаточным деформациям;
2) Расчет на ресурс (долговечность) по усталостному выкрашиванию. Расчеты по другим критериям не разработаны, так как эти критерии связаны с целым рядом случайных факторов, трудно поддающихся учету.
Стандартом ограничены число типов и размеров подшипников. Это позволило рассчитать и экспериментально установить грузоподъемность (работоспособность) каждого типоразмера подшипников.
При проектировании машин подшипники качения не конструируют и не рассчитывают, а подбирают из числа стандартных по условным формулам. Методика подбора стандартных подшипников также стандартизована.
Ниже излагается методика выбора подшипников, принятая отечественными стандартами и международной организацией по стандартизации ИСО (см. каталог-справочник [28]).
Различают подбор подшипников по динамической грузоподъемности для предупреждения усталостного разрушения (выкрашивание), по статической грузоподъемности для предупреждения остаточных деформаций.
Выбор подшипников по динамической грузоподъемности С (по заданному ресурсу или долговечности) выполняют при частоте вращения л^ 10 мин" При п от 1 до 10 мин"1 в расчет принимают /2=10 мин"1.
Условие подбора:
С (потребная) (базовая). (16.26)
Базовая динамическая грузоподъемность С — это такая постоянная стационарная сила, которую подшипник может теоретически воспринимать в течение 1 млн оборотов без появления признаков усталости не менее чем у 90% из определенного числа подшипников, подвергающихся испытаниям. Величина С для каждого подшипника приводится в каталогах, примеры см. в табл. 16.2 (для шариковых радиальных однорядных подшипников средней серии 300, ГОСТ 8338 — 75). При этом под С понимают радиальную силу Сг для радиальных и радиально-упорных подшипников (с невраща - ющимся наружным кольцом), осевую силу Са для упорных и упор - но-радиальных (при вращении одного из колец).
Динамическая грузоподъемность и ресурс связаны эмпирической зависимостью 356
Ь — аагъ (CjPf или C=Pv/L/(A,A23), (16.27)
Где L — ресурс, млн оборотов; Р — эквивалентная динамическая нагрузка (см. ниже); р—Ъ для шариковых и р—10/3«3,33 для роликовых подшипников; ах — коэффициент долговечности (см. ниже); агъ — обобщенный коэффициент совместного влияния качества металла, особенностей технологии производства, конструкции и условий эксплуатации (табл. 16.3).
Таблица 16.2
|
Таблица 16.3
|
Примечания: 1. Обычные условия применения. 2. Условия, характеризующиеся наличием гидродинамической пленки масла между контактирующими поверхностями колец и тел качения (Л >2,5) и пониженных перекосов в узле. 3. Когда кольца и тела качения изготовлены из сталей повышенного качества (электрошлаковой или вакуумной) и подшипники работают в условиях наличия гидродинамической пленки масла и пониженных перекосов в узле. 4. Решение задачи гидродинамической теории смазки для подшипников качения сложнее, чем для подшипников скольжения, и здесь не рассматривается. Формула для расчета параметра режима смазки Л приведена в [28].
В каталогах указаны С с коэффициентом надежности Р(/) = 0,9. В тех случаях, когда необходимо повысить надежность, величину Ах уменьшают:
Р(0 ..................................... 0,9 0,95 0,96 0,97 0,98 0,99
Ах ....................................... 1 0,62 0,53 0,44 0,33 0,21
Для подшипников большинства изделий принимают Р(/) = 0,9*.
"Повышенные P(T) допускают для подшипников повышенных классов точности при высокой точности сопряженных с подшипником деталей, надежном смазывании и строго регламентированных режимах нагрузки и частоты вращения [28].
23-2973 3 57
При малых ресурсах ограничивают Р<0,5С, иначе возможно неусталостное разрушение.
Формула (16.27) получена в результате испытаний на усталость подшипников качения (как узла, а не материала). На основании испытаний строят кривую усталости с заданной вероятностью неразрушения. Эта кривая подобна кривой на рис. 8.39, но отличается тем, что практически не имеет горизонтального участка, а за координаты приняты: по оси абсцисс — L (млн оборотов) вместо числа циклов NK; по оси ординат — нагрузка Р вместо напряжений <тн.
Кривая аппроксимируется зависимостью PpL=Const. Константу определяют, приняв L= 1, и обозначают Ср. Тогда PpL= Ср и далее записывают в виде формулы (16.27). Величина С зависит не только от прочности материала, но также от конструктивных и технологических характеристик подшипника.
(16.28) |
Если частота вращения п постоянна, номинальную долговечность (ресурс) удобнее считать в часах:
L*=а^з (С/Р)р [10б/(60и)], или Lh=L' 10б/(60и).
Рекомендуемые Lh приведены в табл. 16.4.
Эквивалентная динамическая нагрузка Р для радиальных и ради - ально-упорных подшипников есть такая условная постоянная стационарная радиальная сила Рп которая при приложении ее к подшипнику с вращающимся внутренним кольцом и с неподвижным наружным обеспечивает такую же долговечность, какую подшипник имеет при действительных условиях нагружения и вращения. Для упорных и упорно-радиальных подшипников соответственно будет Ра — постоянная центральная осевая сила при вращении одного из колец:
(16.29)
Где Fn Fa — радиальная и осевая силы; X, Y — коэффициенты радиальной и осевой сил (указываются в каталоге, см. выдержки в табл. 16.5); V — коэффициент вращения, зависящий от того, какое кольцо подшипника вращается относительно внешней нагрузки (при вращении внутреннего кольца V= 1, наружного V= 1,2); Къ — коэффициент безопасности, учитывающий характер нагрузки: спокойная КБ= 1, умеренные толчки Къ= 1,3...1,5, с сильными толчками (ударами) АБ=2,5...3; К? — температурный коэффициент (для стали ШХ15 при T до 100°С Кг=19 при /=125...250°С КТ= 1,05... 1,4 соответственно).
Таблица 16.4
Машины и оборудование
1. Приборы и аппараты, используемые периодически (демонстрационная аппаратура, механизмы для закрывания дверей, бытовые приборы)
2. Механизмы, используемые в течение коротких периодов времени (механизм с ручным приводом, сельхозмашины, подъемные краны в сборочных цехах, легкие конвейеры)
3. Ответственные механизмы, работающие с перерывами (вспомогательные механизмы на силовых станциях, конвейеры поточного производства, лифты, нечасто используемые металлообрабатывающие станки)
4. Машины:
А) для односменной работы с неполной нагрузкой (стационарные электродвигатели, редукторы общего назначения);
Б) работающие с полной нагрузкой одну смену (машины общего машиностроения, подъемные краны, вентиляторы, распределительные валы);
В) для круглосуточного использования (компрессоры, насосы, шахтные подъемники, стационарные электромашины, судовые приводы);
Г) непрерывно работающие с высокой нагрузкой (оборудование бумагоделательных фабрик, энергетические установки, шахтные насосы, оборудование торговых морских судов)
В табл. 16.S величины X и Y различны в зависимости от отношения Fa/(VFr). Объясняется это тем, что до некоторых пределов, равных коэффициенту е этого отношения, дополнительная осевая нагрузка не ухудшает условия работы подшипника. Она уменьшает радиальный зазор в подшипнике и выравнивает распределение нагрузки (в том числе радиальной) по телам качения.
При переменном режиме нагрузки в формулах (16.29) вместо Fr и Fa подставляют их средние величины F^ и Fma9 каждая из которых определяется по зависимости:
Fm=y?:(F?m?:Lh (1б. зо)*
Где Fi — радиальная или осевая сила соответственно, действующая на подшипник при /-том режиме нагрузки; Ls — число млн об. на /-том режиме.
♦Здесь: р=3, для более точного расчета рекомендуется р=10/3.
Таблица 16.5
|
Для расчетов по формуле (16.30) необходимо знать циклограмму нагружения. Расчет величин Fm упрощается, если воспользоваться графиками типовых режимов (см. рис. 8.42). В этом случае Fmr= =KEFr и F^=КЕ • Fm где величины Fr и Fa определяют по максимальной из длительно действующих нагрузок, а величину коэффициента эквивалентности КЕ — в зависимости от режима нагрузки:
Режим нагрузки........................ 0 I II Ш IV V
КЕ.................................................. 1 0,8 0,63 0,56 0,5 0,4
Проверка и подбор подшипников по статической грузоподъемности. По уравнению (16.27) нагрузка Р растет с уменьшением ресурса L и теоретически не имеет ограничения. Практически нагрузка ограничена потерей статической прочности, или так называемой статической грузоподъемностью. Статическую грузоподъемность используют для подбора подшипников при малых частотах вращения п < 1 мин"1, когда число циклов нагружений мало и не вызывает усталостных разрушений, а также для проверки подшипников, рассчитанных по динамической грузоподъемности. Условие проверки и подбора
Р0 ^ Со»
Где Р0 — эквивалентная статическая нагрузка; С0 — статическая грузоподъемность.
Под статической грузоподъемностью понимают такую статическую силу, которой соответствует общая остаточная деформация тел качения и колец в наиболее нагруженной точке контакта, равная 0,0001 диаметра тела качения. При этом под С0 понимают радиальную силу для радиальных и радиально-упорных подшипников, осевую силу для упорных и упорно-радиальных. Величины Со указаны в каталогах для каждого типоразмера подшипника (см. табл. 16.2).
Эквивалентная статическая нагрузка
PQ=XqFf+ Y0Fa, но не меньше чем Р0=Р,, (16.31)
Где Fr и Fa — радиальная и осевая силы; Х0 и У0 — коэффициенты радиальной и осевой статических сил (см. каталог). Р0=Ра для упорных подшипников. Например:
1) AQ=0,6 и Yo=0,5 — радиальные шарикоподшипники однорядные и двухрядные;
2) ЛГ0=0,5 и Уо = 0,47...0,28 (при а= 12...36° соответственно) —радиально-упор - ные шарикоподшипники;
3) ^=0,5 и Lo-O^Ctga — конические и самоустанавливающиеся шарико - и роликоподшипники.
Предельная быстроходность подшипника. Ограничивается указанной в каталоге предельной частотой вращения Пщ>. Это наибольшая частота вращения, за пределами которой расчетная долговечность не гарантируется. Исследованиями установлено, что интенсивность износа и потери на трение в подшипниках качения связаны с окружной скоростью. Поэтому для оценки предельной быстроходности принят условный скоростной параметр (пропорциональный окружной скорости)
[Д„л]=Const,
Где Dm — диаметр окружности центров тел качения, мм; п — частота вращения, мин""1.
Допускаемая величина [D„Jt] зависит от конструктивных и эксплуатационных параметров: типа подшипника, типа сепаратора, класса точности, типа смазки и др.
Например, подшипник шариковый радиальный однорядный со стальным штампованным сепаратором классов точности нормальный и 6 [Алл] = 5,5 * 10S при жидкой и 4,5 * 10S при пластичной смазках; шариковый упорный однорядный и при тех же параметрах [Dmn] = 1,8 ■ 105 и 1,3 • 105.
При известном [Dmn] определяют п^ для каждого типоразмера подшипника, который указан в каталогах.
Особенности расчета нагрузки радиально-упорных подшипников связаны с наклоном контактных линий на угол а к торцовой плоскости подшипника (см. рис. 16.13 и 16.18). На рис. 16.18 в качестве примера изображены конструктивная а и расчетная б схемы для подшипников вала конической шестерни (см. рис. 8.30). Нагрузки
В зацеплении приведены к оси вала: FrL=Y/F? + F*, M=/V41/2, где Ft, F, И Fa — по формулам (8.37) или (8.46)...(8.48)
Нагрузка на конец вала — FM.
Радиальные нагрузки подшипников Fr и Frl определяют обычным способом по двум уравнениям равновесия: 0 и 2М=0. Здесь отметим только, что Fr и Frl приложены в точках пересечения контактных нормалей с осью вала. Расстояние между этими точками зависит от схемы расположения подшипников и величины угла а. Если каждый подшипник на рис. 16.18 развернуть в плоскости чертежа на 180° с соответствующим изменением положения упорных буртиков, то точки приложения сил Fri и Frl сместятся внутрь, расстояние между ними (как плечо действия сил) уменьшится, а силы Fri и FT2 возрастут — неблагоприятный вариант.
(16.32) |
Для определения двух осевых нагрузок FaX и F& имеем только одно уравнение 0, или
Fa-Fai+Fa2 = 0,
Где за ось х принята ось вала.
В общем случае Fai не равна F&, поэтому для решения нужны дополнительные условия. Рассмотрим эти условия. Наклон контактных линий в радиально-упорных подшипниках приводит к то-
А В |
Т T Fn |
Рис. 16.18 |
Б |
Му, что радиальные нагрузки Fr сопровождаются внутренними осевыми силами S, которые стремятся раздвинуть кольца подшипника в осевом направлении (рис. 16.18, в). Этому препятствуют упорные буртики вала и корпуса с соответствующими реакциями Fa и Fa2. Очевидно, должно быть
Иначе кольца раздвинутся (расчет сил S см. ниже).
Кроме того, для решения задачи принимают*, что в одном из подшипников осевая сила равна минимально возможной по условию нераздвигания колец, т. е. Приняв, например Fa—Su получим
Fa = S—Fa9 (16.34)
И если при этом Fa2^S2, то осевые силы определены правильно. Если Fa2<S2, то принимают Fd2 — S2 И находят
Fal=S2 + Fa. (16.35)
При этом обязательно выполняется условие FaX^Su так как при Fa = S было Fa2<S2, а при увеличении F& должна увеличиваться и FaX [см. уравнение (16.32)].
Величины сил S зависят от типа подшипника, угла а и условий сборки или регулировки подшипников. Если подшипники собраны с большим зазором, то всю нагрузку воспринимают только один или два ролика. При этом (рис. 16.18, в) S^I^Tga, где i — в общем случае номер опоры.
Большие зазоры приводят к быстрому разрушению подшипников и поэтому недопустимы. Обычно устанавливают зазоры, близкие к нулю. В этом случае под нагрузкой находится примерно половина тел качения, а суммарная осевая составляющая
S^E'F» (16.36)
Где е' — коэффициент минимальной осевой силы.
Для радиально-упорных шарикоподшипников с номинальным углом контакта а<18° величина е' является функцией отношения (К/С0)* (см. [15,22]). При а^18° е'-е. Для конических роликоподшипников е' = 0,83 е, где е — параметр осевой нагрузки (см. табл. 16.5).
Пример 16.2. Подобрать подшипники для вала редуктора (см. рис. 15.1), используя данные примера 15.1: диаметр в месте посадки подшипников D= 60 мм, п — =200 мин"1, ресурс 20000 ч, режим нагрузки II — по рис. 8.42 и табл. 16.4, допускаются двукратные кратковременные перегрузки, температура подшипника /<100°С, реакции опор по рис. 15.3: /^ = 10417 Н, /^ = 16381 Н, Fa=906 Н и направлена в сторону левой опоры.
Решение. Учитывая сравнительно небольшую осевую силу Fa, предварительно назначаем шариковые радиальные подшипники средней узкой серии, условное обозначение 312, для которых по каталогу С=81900 Н, Со=48 000 Н, Лщ,= = 6000 мин"1. Определяем эквивалентную динамическую нагрузку на подшипник по формуле (16.29) с учетом переменного режима нагружения, предварительно определив: Fmri =0,63 10417 = 6562,7 Н; Fmal=0,63 906 = 570,8 Н; /W2=0,63• 16381 = = 10320 Н. Здесь КЕ=0,63 — см. табл. на с. 360. /^Fll/C0 = 570,8/48000 = 0,012. Отметим, что в случаях получения величин этого отношения, отличающихся от приведенных в табл. 16.5, поиск У и е осуществляют линейной интерполяцией или по формулам, приведенным в [22]. В нашем случае для назначенных подшипников
Е=0,528 (FJCo)0'24=0,528 (570,8/48ООО)0,24=0,182, где F^F^I-
При V— [см. примечания к формуле (16.29)] F^I/IVF^) = 570,8/6562,7 = —0,087<е. При этом Х= 1: У=0. По рекомендациям к формуле (16.29) принимаем КБ — 1 3 К 1
По формуле (16.29): РгХ = 6562,7 • 1,3 = 8531,5 Н; Ргг= 10 320 • 1,3 = 13 416 Н. Так как Pf2 > Pfi, то подбор подшипников проводим для правой опоры, как более нагруженной.
Согласно (16.27), определяем потребную динамическую грузоподъемность подшипника, приняв £11 = 1 и £123 = 1 (см. табл. 16.3): С=13 416^240=83 373 Н, где L=60NLfJ