Плоскоременная передача
До появления клиноременной передачи наибольшее распространение имела плоскоременная передача. Она проста, может работать при высоких скоростях и вследствие большой гибкости ремня обладает сравнительно высокими долговечностью и КПД.
Разновидности передач. На практике применяют большое число различных схем передач плоским ремнем. Из этих схем здесь рассматриваются только наиболее типичные: открытая передача (рис. 12.16, а) применяется при параллельном расположении валов и одинаковом направлении вращения шкивов; перекрестная передача (рис. 12.16, б), в которой ветви ремня перекрещиваются, а шкивы вращаются в противоположных направлениях; полуперекрестная передача (рис. 12.16, в), в которой оси валов перекрещиваются под некоторым углом; угловая передача (рис. 12.16, г), в которой оси валов пересекаются под некоторым углом. Из этих схем на практике чаще всего применяют простую открытую передачу. В сравнении с другими она обладает повышенными работоспособностью и долговечностью. В перекрестных и угловых передачах ремень быстро изнашивается вследствие дополнительных перегибов, закручивания и взаимного трения ведущей и ведомой ветвей. Нагрузку этих передач принимают не более 70...80% от нагрузки открытой передачи.
Рис. 12.14 |
Регулируемая передача со ступенчатыми шкивами (рис. 12.16, д) Применяется в тех случаях, когда требуется регулировка передаточного отношения.
Передача с натяжным роликом (рис. 12.16, ё) применяется при малых межосевых расстояниях и больших передаточных отношениях. Она автоматически обеспечивает постоянное натяжение ремня. В этой передаче угол обхвата а, а следовательно, и тяговая способность ремня становятся независимыми от межосевого расстояния и передаточного отношения. При любых практически выполнимых аи/можно получить а> 180°. Натяжной ролик рекомендуют устанавливать на ведомой ветви ремня. При этом уменьшается потребная сила нажатия ролика на ремень, а дополнительный перегиб ремня на ролике меньше влияет на долговечность ремня, так как ведомая ветвь слабее нагружена. Основным недостатком такой передачи является понижение долговечности ремня вследствие дополнительного перегиба обратного знака. Применение передачи с натяжным роликом сократилось после изобретения клиноре - менной передачи, которая также позволила уменьшить а и увеличить I.
Основные типы плоских ремней. В машиностроении применяют следующие типы ремней.
Кожаные ремни обладают хорошей тяговой способностью и высокой долговечностью, хорошо переносят колебания нагрузки. Высокая стоимость и дефицит кожаных ремней значительно ограничивают их применение.
Прорезиненные ремни состоят из нескольких слоев хлопчатобумажной ткани, связанных между собой вулканизированной резиной. Ткань, имеющая больший модуль упругости, чем резина, передает основную часть нагрузки. Резина обеспечивает работу ремня как единого целого, защищает ткань от повреждений и повышает коэффициент трения. Будучи прочными, эластичными, малочувствительными к влаге и колебаниям температуры, эти ремни успешно заменяют кожаные. Прорезиненные ремни следует оберегать от попадания масла, бензина и щелочей, которые разрушают резину.
Хлопчатобумажные ремни изготовляют как цельную ткань с несколькими слоями основы и утка, пропитанными специальным составом (битум, озокерит). Такие ремни, легкие и гибкие, могут работать на шкивах сравнительно малых диаметров с большими скоростями. Тяговая способность и долговечность у этих ремней меньше, чем у прорезиненных.
Шерстяные ремни — ткань с многослойной шерстяной основой и хлопчатобумажным утком, пропитанная специальным составом (сурик на олифе). Обладая значительной упругостью, они могут работать при резких колебаниях нагрузки и при малых диаметрах шкивов. Шерстяные ремни менее чувствительны, чем другие, к температуре, влажности, кислотам и т. п., однако их тяговые свойства ниже, чем у других типов ремней.
Пленочные ремни — новый тип ремней из пластмасс на основе полиамидных смол, армированных кордом из капрона или лавсана. Эти ремни обладают высокими статической прочностью и сопротивлением усталости. Применяются для передач мощностью до 15 кВт. При малой толщине (0,4... 1,2 мм) они передают значительные нагрузки, могут работать при малых диаметрах шкивов и с высокой быстроходностью (v^60 м/с). Для повышения тяговой способности ремня применяют специальные фрикционные покрытия. Рекомендуемые толщины и минимальный диаметр малого шкива для пленочных ремней:
Д, мм............. 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0 1,1 1,2
Dh мм............ 28 36 45 56 63 75 80 90 100
Соединение концов ремня. Большое влияние на работу передачи, особенно при значительных скоростях, оказывает соединение концов ремня. Недоброкачественное соединение концов ремня приводит его к преждевременному разрушению и снижает тяговую способность передачи. Существует много различных способов соединения концов ремня. Все эти способы можно разделить на три основные группы: сшивка, склеивание, металлическое скрепление. Выбирая тот или иной способ соединения концов ремня, следует учитывать рекомендации специальной литературы [11].
В последнее время промышленность начинает выпускать плоские ремни (например, пленочные) в виде замкнутой ленты определенной длины. Это значительно повышает долговечность ремней и допускаемые скорости.
Методика расчета передачи. Расчет плоскоременной передачи базируется на рассмотренной выше общей теории ременных передач и экспериментальных данных. В этом расчете формулу Эйлера (12.11), определяющую тяговую способность передачи, и формулу
(12.18) для суммарного напряжения в ремне, определяющую его прочность и долговечность, непосредственно не используют. Их учитывают в рекомендациях по выбору геометрических параметров (a, d, а и пр.) и допускаемых напряжений [<7Г]0, [at]9 которые используют при расчете.
Для проектного расчета задают мощность Рь частоту вращения иь передаточное отношение г[27]. Определяют dx и d2, А, затем тип и размеры ремня (6, <5, I).
Для плоскоременных передач рекомендуют (см. § 12.2)[28] а >150°;
5 — открытая передача; /<10 — передача с натяжным роликом;
A^2{D + D2) — открытая; +D2) — с натяжным роликом;
Е/<3(5) с"1 — открытая; £/<8(10) с"1 —с натяжным роликом;
Di/D^25 — ремни кожаные; Di/д^ЗО—ремни прорезиненные.
При предварительном расчете, когда d и Ь еще не известны, диаметр малого шкива можно приближенно оценить по формуле М. А. Саверина; мм (размерность Тг — Н * м):
После оценки du ориентируясь на рекомендации (12.25) и стандарты на размеры ремня, выбирают толщину S ремня. Затем из расчета тяговой способности определяют ширину Ъ ремня.