Основы расчета ременных передач
Теоретические основы расчета являются общими для всех типов ремней.
Критерии работоспособности и расчета. Основными критериями работоспособности ременных передач являются: тяговая способность, определяемая силой трения между ремнем и шкивом, долговечность ремня, которая в условиях нормальной эксплуатации ограничивается разрушением ремня от усталости.
В настоящее время основным расчетом ременных передач является расчет по тяговой способности. Долговечность ремня учитывают при расчете путем выбора основных параметров передачи в соответствии с рекомендациями, выработанными практикой.
Кинематические параметры. Окружные скорости на шкивах
Vx = 7и/1л1/60; V2=Nd2N2L60. (12.1)
Учитывая упругое скольжение ремня, можно записать V2<Vx или
I*=*I(L - в), (12.2)
Где е — коэффициент скольжения*. При этом передаточное отношение
I=Nxln2=Vxd2L(V2Dx)=D2L[Dx (1-е)]. (12.3)
В дальнейшем показано, что величина е зависит от нагрузки, поэтому в ременной передаче передаточное отношение не является строго постоянным. При нормальных рабочих нагрузках « 0,01...0,02. Небольшая величина е позволяет приближенно принимать
(12.4)
Геометрические параметры передачи. На рис. 12.2, а — межосевое расстояние; /? — угол между ветвями ремня; а — угол обхвата ремнем малого шкива. При геометрическом расчете известными обычно являются Du D2 и а, определяют угол а и длину ремня /. Вследствие вытяжки и провисания ремня а и / определяются приближенно:
А=180°—/?; Sin (Ji/2)=(D2 — Dx)/(2A).
Учитывая, что /?/2 практически не превышает 15°, приближенно принимаем sin(/?/2)=/?/2 и запишем
♦Причина скольжения рассматривается ниже.
/f« (fi?2 — dx)/а (рад) « «57(й?2-й?,)/а°. При этом
А = 180° — 57 —di)/a,
Или
А = 180° — 57rfi (i — 1)/а.
Рис. 12.2 |
(12.5)
(12.6) |
(12.7) |
Длина ремня определяется как сумма прямолинейных участков и дуг обхвата:
/« 2 а+0,5я (d2+dx)+(d2 - rf,)2/(4e). При заданной длине ремня межосевое расстояние
21-П (d2+di)+у/121-11 (d1+d1)]2-S (d2-d{)2
Силы и силовые зависимости. На рис. 12.3 показано нагружение ветвей ремня в двух случаях: ^ = 0 (рис. 12.3, а) и Т{>0 (рис. 12.3, Б). Здесь обозначено: F0 — сила предварительного натяжения ремня; Fi и F2 — силы натяжения ведущей и ведомой ветвей в нагруженной передаче; Ft—2Txdx — окружная сила передачи.
(12.8) |
По условию равновесия шкива имеем
Т = 0,5Rfi (F — F2),
Или
F F2—Ff.
Связь между F0, Fx и F2 можно установить на основе следующих рассуждений.
Или |
Геометрическая длина ремня не зависит от нагрузки [см. формулу (12.6)] и остается неизменной как в ненагруженной, так и в нагруженной передаче. Следовательно, дополнительная вытяжка ведущей ветви компенсируется равным сокращением ведомой ветви (рис. 12.3). Запишем
Fi =F0+AF, F2=F0-AF, F^F2=2F0.
Из равенств (12.8) и (12.9) следует:
Fx=Fo+Ft/29 F2=FQ-Ft/2. (12.10)
Получили систему двух уравнений с тремя неизвестными: F0, FX9 F2. Эти Уравнения устанавливают изменение натяжений ведущей и ведомой ветвей в зависимости от нагрузки Ft9 но не вскрывают способности передавать эту нагрузку или тяговой способности передачи, которая связана с величиной силы трения между ремнем й шкивом. Такая связь установлена Эйлером.
На рис. 12.4 F— сила натяжения ремня в сечении под углом Q>; CLR — нормальная реакция шкива на элемент ремня, ограниченный углом Dq>;FdR — элементарная сила трения. По условиям равновесия,
DF/F=Fd(P. |
RF+RfdR—R(F+DF) = 0 (сумма моментов)
Или FdR=DF;
DR -F Sin (Dq>/2) - (F+ DF) Sin (Dq>/2) = 0 (сумма проекций).
Отбрасывая члены второго порядка малости и принимая sin (d<j0/2)«d<p/2, получаем
DR=Fd<P.
Исключая dR, находим
7i = 0 |
7 >0 |
Рис. 12.3 |
Интегрируя, получаем
Л «
Fd F [ fA t Fx Fx *
(12.11) |
J "jF = J 1П7Г/а; H*' '
Или
Fx=F2Ef*.
Решая совместно уравнения (12.8) и (12.11) с учетом (12.9), находим:
Передачи с нагрузкой Ft и факторами трения/и а. Они позволяют также определить минимально необходимую силу предварительного натяжения ремня F0, при которой еще возможна передача заданной нагрузки Ft.
Если
То начнется буксование ремня[26].
Нетрудно установить [см. формулу (12.12)], что увеличение / и а благоприятно отражается на работе передачи. Эти выводы приняты за основу при создании конструкций клиноременной передачи и передачи с натяжным роликом (см. рис. 12.17 и 12.16). В первой передаче использован принцип искусственного повышения трения путем заклинивания ремня в канавках шкива. Во второй — увеличивают угол обхвата а установкой натяжного ролика.
При круговом движении ремня со скоростью v (рис. 12.5) на каждый его элемент с массой dm, расположенный в пределах угла обхвата, действуют элементарные центробежные силы dС. Действие этих сил вызывает дополнительное натяжение Fv во всех сечениях ремня. Элементарная центробежная сила
D С=(Dm)V2/(095D)=р (D<P095DA)V2/(095D)=PAv2Dq>9
Где р—плотность материала ремня; A = bS — площадь поперечного сечения ремня. Из условия равновесия элемента ремня находим
D С=2FV Sin (Dq>/2)« Fvdq>.
Подставляя, находим
Fv=pAv2. (12.13)
Натяжение Fv ослабляет полезное действие силы предварительного натяжения F0. Оно уменьшает силу трения и тем самым понижает нагрузочную способность передачи.
Как показывают расчеты (см. ниже), влияние центробежных сил на работоспособность передачи существенно только при больших скоростях: г; >20 м/с.
Напряжения в ремне. Наибольшие напряжения создаются в ведущей ветви ремня. Они складываются из ои GV И <ти:
0I=FI/A9 Av=FJA = Pv2. (12.14)
Учитывая формулу (12.10), напряжение <гг можно представить в виде
Сх =F0/A + 0,5 FJA = <70+0,5 о* (12.15)
Где
At=FJA (12.16)
— так называемое полезное напряжение; <х0 — напряжение от предварительного натяжения. Согласно формуле (12.8), полезное напряжение можно представить как разность напряжений ведущей и ведомой ветвей: ot=ox —о2.
В той части ремня, которая огибает шкив, возникают напряжения изгиба аи (рис. 12.6). По закону Гука,
Где е — относительное удлинение, Е — модуль упругости. Величину 8 найдем, рассматривая участок дуги ремня, ограниченный углом dq>. Длина нейтральной (средней) линии на этом участке равна (rf/2+<5/2)d<jc>, а длина наружней линии (rf/2 + <5)d<p. Удлинение наружного волокна будет (rf/2 + <5)d<p — (rf/2+<5/2)d<p=(<5/2)d<jc>. Относительное удлинение e = (S/2)d(p/[(d/2+S/2)d(p]=5/(d + 5). Величиной 8 в знаменателе можно пренебречь как малой по сравнению с d. При этом 8=S/d9 а
Рис. 12.5 |
AK=E6/d. (12.17)
Формула (12.17) позволяет отметить, что основным фактором, определяющим величину напряжений изгиба, является отношение толщины ремня к диаметру шкива. Чем меньше это отношение, тем меньше напряжение изгиба в ремне.
Суммарное максимальное напряжение в ведущей ветви в месте набегания ремня на малый шкив
Ffmax=0'l + 0* + Ои =
= (Т0 + 0,5(7, + <TV + <7И. (12.18)
Эпюра распределения напряжений по длине ремня изображена на рис. 12.7.
Влияние отдельных составляющих суммарного напряжения на тяговую способность передачи и долговечность ремня. Тяговая способность передачи характеризуется величиной максимально допустимой окружной силы Ft или полезного напряжения Ot.
Учитывая формулу (12.12), нетрудно убедиться, что по условию отсутствия буксования допустимая величина ot возрастает с увеличением напряжения <т0 от предварительного натяжения
Ot=2cq —-- . (12.19)
Однако практика показывает значительное снижение долговечности ремня с увеличением <т0. Так, например, для клиновых ремней [11,30]:
(Т0, МПа ................................................................. 0,9 1 1,2 1,5 1,8
Относительная долговечность, % .................... 420 250 100 33 13
Поэтому рекомендуют принимать:
Для клиновых ремней........................... <х0^1,5 МПа
Для плоских ремней.............................. а0 < 1,8 МПа
Величина полезного напряжения ot (величина нагрузки) влияет на долговечность примерно так же, как и <т0. При указанных величинах (т0 допустимое напряжение at не превышает 2,0...2,5 МПа.
Оценивая напряжения от центробежных сил по формуле (12.14), приближенно примем р«1000 кг/м3 (для хлопчатобумажных, шер - 274
Рис. 12.7
Стяных и кожаных ремней 1000 кг/м3, для прорезиненных и клиновых 1100...1250 кг/м3). Тогда
При 17=10 м/с (гв=0,1 МПа; » V=20 м/с Av=0,4 МПа;
» 17=40 м/с Uv = 1,6 МПа.
Таким образом, для наиболее распространенных на практике среднескоростных (v<20 м/с) и тихоходных (v<10 м/с) ременных передач влияние напряжений от центробежных сил несущественно.
Оценивая напряжения от изгиба ремня по формуле (12.17), примем £=200 МПа (Е для различных материалов ремней колеблется в пределах 100...350 МПа). Тогда
При djd = 200 6ГИ = 1 МПа;
<//<5=100 бги = 2 МПа;
D/5 = 50 TrH=4 МПа; Dlд = 25
Сопоставляя величины различных составляющих суммарного напряжения в ремне и учитывая, что по соображениям компактности в передачах стремятся принимать небольшим отношение D/8, Можно отметить напряжения изгиба как наибольшие. Часто эти напряжения в несколько раз превышают все другие составляющие суммарного напряжения в ремне.
В отличие от а0 и Ct увеличение сги не способствует повышению тяговой способности передачи. Более того, напряжения изгиба, как периодически изменяющиеся, являются главной причиной усталостного разрушения ремней.
Для иллюстрации влияния напряжений изгиба на долговечность ниже приведены результаты испытаний клинового ремня [типа С(В)] при различных диаметрах шкива [11, 30]:
D, мм....................................................... 160 180 200 225 250 280
Относительная долговечность, % ...... 30 56 100 200 375 600
Поэтому на практике величину <хи ограничивают минимально допускаемыми отношениями db [см. формулу (12.25)].
Долговечность ремня зависит не только от величин напряжений, но также от характера и частоты цикла изменения этих напряжений (рис. 12.8). Частота цикла напряжений равна частоте пробегов ремня:
Где V — окружная скорость; / — длина ремня.
Чем больше С/, тем меньше долговечность ремня. Поэтому введены ограничения на частоту пробегов ремня:
(12.21) |
Ведущий шкив |
Ведомый |
Для плоских ремней 3...5 с"1, » клиновых » £/<10...20 с-1.
Предельные рекомендуемые величины U косвенно ограничивают минимальную длину ремня [см. формулу (12.20)] или межосевое расстояние [см. формулу (12.7)]. Рекомендации по выбору межосевых расстояний приведены в формуле (12.25).
Снижение долговечности при увеличении частоты пробегов связано не только с усталостью, но и с термостойкостью ремня. В результате гистерезисных потерь при деформации ремень нагревается тем больше, чем больше частота пробегов. Перегрев ремня приводит к снижению прочности.
Один пробег Практика эксплуатации
Позволила установить, что при соблюдении указанных рекомендаций по выбору основных параметров передачи средняя долговечность. ремней составляет 2000...3000 ч.
Скольжение в передаче. Исследования Н. Е. Жуковс
кого показали, что в ременных передачах следует различать два вида скольжения ремня по шкиву: упругое скольжение и буксование. Упругое скольжение наблюдается при любой нагрузке передачи, а буксование — только при перегрузке.
Природа упругого скольжения может быть установлена из описанного ниже опыта. На рис. 12.9 изображен ремень на заторможенном шкиве (момент торможения Т). В начале опыта к концам ремня подвешивают равные грузы G. Под действием этих грузов между шкивом и ремнем возникают некоторое давление и соответствующие ему силы трения. В этом состоянии левую ветвь ремня нагружают добавочным грузом G. Если груз больше сил трения между ремнем и шкивом, то равновесие нарушится и ремень соскользнет со шкива. В противном случае состояние равновесия сохранится. Однако при любом малом грузе Gx левая ветвь ремня получит некоторое дополнительное удлинение. Величина относительного удлинения, постоянная для свободной ветви ремня, будет постепенно уменьшаться на дуге обхвата и станет равной нулю в некоторой точке С. Положение точки С определяется по условию равенства груза Gx и суммарной силы трения, приложенной к ремню на дуге АС. Дополнительное упругое удлинение ремня сопровождается его скольжением по шкиву. Это скольжение принято называть упругим скольжением, а дугу АС — дугой упругого скольжения. На дуге ВС ремень останется в покое. Эту дугу называют дугой покоя. Сумма дуг упругого скольжения и покоя равна дуге обхвата, определяемой углом а. Чем больше (?ь тем больше дуга упругого скольжения и меньше дуга покоя. При возрастании Gx до величины, равной запасу сил трения, дуга покоя станет равной нулю, а дута упругого скольжения распространится на весь угол обхвата — равновесие нарушится (буксование).
По аналогии с этим в работающей ременной передаче роль грузов G выполняет сила натяжения ведомой ветви F2, а роль дополнительного груза G — окружная сила Ft. Разность натяжения ведомой и ведущей ветвей, создаваемая нагрузкой, вызывает упругое скольжение в ременной передаче. При этом дуги упругого скольжения располагаются со стороны сбегающей ветви (рис. 12.10) (здесь нагрузка ведомого шкива аналогична показанной на рис. 12.9).
^оль^ения |
Отметим некоторый участок ремня длиной X в ненагруженной передаче и затем дадим нагрузку (рис. 12.10). При прохождении ведущей ветви отмечен- Рис. 12.9
Рис. 12.10 |
V/ I ------------- Т I I! ^ У I Дуга покоя ^^ |
Ныи участок удлинится до Л+А, а на ведомой сократится до Л—А. Определяя окружные скорости шкивов по совместному перемещению с ремнем на участках дуг покоя, получаем:
Для ведущего шкива v{ =
Для ведомого шкива V2 =
= (Я-А)//,
Или
V2<Vu
Где T — время набегания отмеченного участка ремня на шкивы. Разность скоростей V{ и V2 учитывается в формулах (12.2) и (12.3) коэффициентом скольжения г. По мере увеличения нагрузки (увеличивается А) разность окружных скоростей возрастает, а передаточное отношение изменяется. Упругое скольжение является причиной некоторого непостоянства передаточного отношения в ременных передачах и увеличивает потери на трение.
Потери в передаче и КПД. Потери мощности в ременной передаче складываются из потерь в опорах валов; потерь от скольжения ремня по шкивам; потерь на внутреннее трение в ремне, связанное с периодическим изменением деформаций, и в основном с деформациями изгиба (см. рис. 12.8); потерь от сопротивления воздуха движению ремня и шкивов.
Все эти потери трудно оценить расчетом, а поэтому КПД передачи определяют экспериментально.
При нагрузках, близких к расчетным, средний КПД для плоскоременных передач г}я0,97, для клиноременных 0,96.
Кривые скольжения и КПД. Работоспособность ременной передачи принято характеризовать кривыми скольжения и КПД (рис. 12.11). Такие кривые являются результатом испытаний ремней различных типов и материалов. На графике по оси ординат отсчитывают относительное скольжение е и КПД, а по оси абсцисс — нагрузку передачи, которую выражают через коэффициент тяги
Ф = Ftj (2Fq)=Atl (2ао).
Коэффициент тяги Q> позволяет судить о том, какая часть предварительного натяжения ремня F0 используется полезно для передачи нагрузки Fh т. е. характеризует степень загруженности передачи. Целесообразность выражения нагрузки передачи через
Безразмерный коэффициент Q> Объясняется тем, что скольжение и КПД связаны именно е, % со степенью загруженности пе- редачи, а не с абсолютной величиной нагрузки. 3
На начальном участке кривой скольжения от 0 до щ наб - 2 людается только упругое скольжение. Так как упругие де - 1 формации ремня приближенно подчиняются закону Гука, этот о участок близок к прямолинейному. Дальнейшее увеличение нагрузки приводит к частично-
Фтах |
Упругое скольжение, так и буксование. Долю каждого из них на графике можно оценить продолжением прямой г штриховой линией. Величину срО принято называть критическим коэффициентом тяги.
Рабочую нагрузку рекомендуют выбирать вблизи Q>0 и слева от него. При этом передача будет иметь максимальный КПД. Работу в зоне частичного буксования допускают только при кратковременных перегрузках, например при пуске. В этой зоне КПД резко снижается вследствие увеличения потерь на скольжение ремня, а ремень быстро изнашивается. Размер зоны частичного буксования характеризует способность передачи воспринимать кратковременные перегрузки.
Отношение фшах/фо для ремней: плоских кожаных и шерстяных — 1,35...1,5; прорезиненных — 1,15...1,3; хлопчатобумажных — 1,25... 1,4; клиновых — 1,5... 1,6.
(12.22) |
Допускаемые полезные напряжения в ремне. Определив по кривым скольжения щ, находят полезное допускаемое напряжение для испытуемой передачи (см. предыдущую формулу):
[Ajo=2<Po0"O/'Y,
Где 1,2...1,4 — запас тяговой способности по буксованию.
Кривые скольжения получают при испытаниях ремней на типовых стендах при типовых условиях: а =180°, V= м/с, нагрузка равномерная, передача горизонтальная. Данные заносят в таблицы. Допускаемые полезные напряжения [crj0 (МПа) в плоских ремнях при <т0 =1,8 МПа приведены в табл. 12.1.
Переход от [(г,]0 для типовой передачи к допускаемым полезным напряжениям [а] для проектируемой передачи производят с помощью корректирующих коэффициентов:
[о J = [crJoCaCvCpCo,
Где Ca — коэффициент угла обхвата, учитывающий снижение тяговой способности передачи с уменьшением угла обхвата:
А, град......... 150 160 170 180 200 220
Са................ 0,91 0,94 0,97 1,0 1,1 1,2
Таблица 12.1
|
Примечания: 1. При «то—2,0 МПа [(TJQ следует повышать, а при <то = 1,6 МПа понижать на 10%. 2. При шкивах из пластмасс и дерева [<rJo повышают примерно на 20%. 3. При работе в сырых и пыльных помещениях [<rJo понижают на 10—30%. |
Cv — скоростной коэффициент, вводимый только для передачи без автоматического регулирования натяжения (см. ниже) и учитывающий уменьшение прижатия ремня к шкиву под действием центробежных сил:
17, м/с......... 5 10 15 20 25 30
Cv ................ 1,03 1,00 0,95 0,88 0,79 0,68
Ср — коэффициент режима нагрузки, учитывающий влияние периодических колебаний нагрузки на долговечность ремня.
Нагрузка Спокойная Умеренные Значительные Ударная и резко
Колебания колебания переменная
Ср 1...0,85 0,9...0,8 0,8...0,7 0,7...0,6
Примечание. Меньшая величина — для поршневых и других подобных двигателей.
С0 — коэффициент, учитывающий способ натяжения ремня и наклон линии центров передачи к горизонту (у вертикальных передач собственная масса ремня уменьшает его прижатие к нижнему шкиву):
Угол наклона линии центров передачи к горизовггу 0...600 60...800 80...900 Передачи с автоматическим натяжением Со 111
Передачи с периодическим подтягиванием Со 1 0,9 0,8
Формула (12.23) является общей для всех типов ременных передач. На практике в таком виде ее используют только при расчете
(12.23) |
280
Плоскоременных передач. Особенности расчета клиноременных передач рассматриваются ниже (см. § 12.4).
Способы натяжения ремней. Выше показано, что величина силы JF0 натяжения ремня оказывает существенное влияние на долговечность, тяговую способность и КПД передачи. Наиболее экономичными и долговечными являются передачи с малым запасом трения (с малым запасом JF0). На практике большинство передач работает с переменным режимом нагрузки, а расчет передачи выполняют по максимальной из возможных нагрузок. При этом в передачах с постоянным предварительным натяжением F0 в периоды недогрузок излишнее натяжение снижает долговечность и КПД. С этих позиций целесообразна конструкция передачи, у которой натяжение ремня автоматически изменяется с изменением нагрузки, т. е. отношение Ft/FQ=Const. Пример такой передачи показан на рис. 12.12. Здесь ременная передача сочетается с зубчатой. Шкив 1 установлен на качающемся рычаге 2, который является одновременно осью ведомого колеса 3 зубчатой передачи. Натяжение 2JF0 ремня равно окружной силе в зацеплении зубчатой передачи, т. е. пропорционально моменту нагрузки. Преимуществом такой передачи является также то, что центробежные силы не влияют на тяговую способность (передача может работать при больших скоростях). Недостатки передачи — сложность конструкции и потеря свойств самопредохранения от перегрузки.
На рис. 12.13 показан пример схемы передачи, в которой натяжение ремня автоматически поддерживается постоянным. Здесь натяжение осуществляется массой т электродвигателя, установленного на качающейся плите. Постоянное натяжение получают также в передачах с натяжным роликом (см. рис. 12.16, е).
Рис. 12.13 |
Рис. 12.12 |
Третьим способом натяжения является способ периодического подтягивания ремня (по мере его вытяжки) с помощью винта или другого подобного устройства (рис. 12.14), где двигатель можно перемещать по салазкам плиты. Периодическое регулирование натяжения требует систематического наблюдения за передачей и в случае недосмотра приводит к буксованию и быстрому износу ремня.
Рис. 12.15
Нагрузка на валы и опоры. Силы натяжения ветвей ремня (за исключением Fv) передаются на валы и опоры (рис. 12.15). Равнодействующая нагрузка на вал
Fr=Y/Fl+Fi+2FtF2CosP к 2F0 cos (0/2). (12.24)
Обычно Fr в 2...3 раза больше окружной силы Ft (см. пример расчета), и это, как указывалось выше, относится к недостаткам ременной передачи (в зубчатой передаче Fr&Ft).