Муфты компенсирующие жесткие
II вариант-^ |
Рис. 17.4 |
Виды несоосности валов. Вследствие погрешностей изготовления и монтажа всегда имеется некоторая неточность взаимного расположения геометрических осей соединяемых валов. Различают три вида отклонений от номинального расположения валов (рис. 17.5): Продольное смещение Аа (может быть вызвано также температурным удлинением валов); радиальное смещение Д„ или эксцентриситет; угловое смещение Аа или перекос. На практике чаще всего встречается комбинация указанных отклонений, которую в дальнейшем будем называть общим термином «несоосность валов».
При соединении глухими муфтами несоосные валы в месте установки муфты приводят к одной общей оси путем деформирования валов и опор. Опоры и валы дополнительно нагружаются. Поэтому при соединении глухими муфтами требуется высокая точность расположения валов. Для понижения этих требова
Ний и уменьшения вредных нагрузок на валы и опоры применяют компенсирующие муфты. Компенсация вредного влияния несоосности валов достигается: вследствие подвижности практически жестких деталей — компенсирующие жесткие муфты; за счет деформации упругих деталей — упругие муфты. Так как упругие муфты выполняют еще и другие функции, то их выделяют в особую группу.
Рис. 17.5 |
Наибольшее распространение в качестве компенсирующих жестких муфт получили кулачково-диско - вая и зубчатая*.
Муфта кулачково-дисковая. Кулачково-дисковая муфта (рис. 17.6) состоит из двух полумуфт 7, 2 и промежуточного диска 3. На внутреннем торце каждой полумуфты образовано по одному диаметрально расположенному пазу. На обоих торцах диска выполнено по одному выступу, которые расположены по взаимно перпендикулярным диаметрам. У собранной муфты выступы диска располагаются в пазах полумуфт. Таким образом диск соединяет полумуфты.
Перпендикулярное расположение пазов позволяет муфте компенсировать эксцентриситет и перекос валов. При этом выступы скользят в пазах, а центр диска описывает окружность радиусом, равным эксцентриситету Дг. Зазоры S между диском и полумуфтами позволяют компенсировать также и продольные смещения валов. Вследствие того что перекос валов вызывает неблагоприятное распределение давления в пазах, кулачково-дисковую муфту рекомендуют применять в основном для компенсации эксцентриситета: Дг до 0,04Rf; Аа до 0°30'.
Скольжение выступов в пазах сопровождается их износом. Интенсивность износа возрастает с увеличением несоосности и частоты вращения. Для уменьшения износа поверхности трения муфты периодически смазывают (отверстие 4 на рис. 17.6, а) и не допускают на них больших напряжений смятия. Последнее является основным условием расчета всех жестких муфт со скользящими деталями.
При расчете кулачково-дисковых муфт полагают, что натяг и зазор посадки выступов в пазы равны нулю**. В этом случае деформации и напряжения в различных точках поверхности
Муфты (рис. 17.6, б); здесь эпюра напряжений смятия условно перенесена с боковых сторон паза на диаметр. Условия равновесия полумуфты можно записать в виде
— h-D—— — h-di. (17.1) 2 2 3 2 2 3
Учитывая, что
*JCm=Dldu (17.2) после преобразования получаем
(Тем=6 KTD/[h (D 3 - d?)] < Ы, (17.3)
Где К — коэффициент динамичности режима нагрузки; h — рабочая высота выступов (рис. 17.6, а). На практике принимают Djd& «2,5...3.
Обычно детали кулачково-дисковых муфт изготовляют из сталей Ст5 (поковка) или 25Л (литье). Для тяжелонагруженных муфт применяют легированные стали типа 15Х, 20Х с цементацией рабочих поверхностей. При этом допускают
[OrcJ = 15...20 МПа.
Работа муфты с эксцентриситетом сопровождается потерями на трение и дополнительной нагрузкой валов. Дополнительная нагрузка валов от муфты FM равна силе трения в пазах:
Или после преобразования с учетом формул (17.2) и (17.3)
FM = 3KT(D 2 + di)fl(D 3 — Df) « Ftf. (17.4)
В этой формуле отношение (Z)3 — Rf3)/[3 (D2 — d2)] принято за радиус приложения некоторой фиктивной окружной силы муфты Ft=KT/Rcp. Приближенно
Таким образом, применение компенсирующих муфт значительно уменьщает, но не устраняет полностью' вредных нагрузок на валы и опоры, связанные с несоосностью.
Для определения потерь на трение в муфте воспользуемся рис. 17.6, в. Нетрудно установить, что при повороте полумуфты на каждые 90° кулачки перемещаются в пазах на эксцентриситет Аг. Например, после поворота на первые 90° центры полумуфты и диска совмещаются, так как паз полумуфты 1 займет горизонтальное положение, а полумуфты 2 — вертикальное (см. также рис. 17.6, а). Таким образом, в пазах каждой полумуфты силы трения совершают работу на пути, равном 4ДГ, а в двух полумуфтах — 8АГ за каждый оборот вала. Работа, потерянная на трение за один оборот, FVrp = 8A,Iv Полезная работа в то же время Wu=2nT, а коэффициент полезного действия муфты riM = l — (WTp/WI1).
Принимая приближенно FM = T/[(D 4- A?I)/4], получаем
8АгГ/4 5,ЗА/ WM= 1 «1 . (17.5)
(D+d)2%T D+di
Практически при расчетах приводов можно принимать
>/м«0,985...0,995.
Муфта зубчатая. Состоит из полумуфт 1 и 2 с наружными зубьями и разъемной обоймы 3 с двумя рядами внутренних зубьев (рис. 17.7, а). Наиболее распространен эвольвентный профиль зубьев с а=20°, А* = 0,8. Муфта компенсирует все виды несоосности валов. С этой целью выполняют радиальные зазоры с и увеличенные боковые зазоры в зацеплении (рис. 17.7, б), а зубчатые венцы полумуфт обрабатывают по сферам радиусами г, центры которых располагают на осях валов. Допускаемые зубчатой муфтой смещения валов (радиальные, угловые или их комбинация) определяют из
Вид на зуб по стрелке В |
А-А |
Рис. 17.7 |
Шч
Условия, чтобы углы между осью обоймы и осью одного или другого вала были не больше 0°30'.
Компенсация несоосности валов при работе муфты сопровождается скольжением в местах соприкасания зубьев и их износом. Практикой эксплуатации зубчатых муфт установлено, что износ является основным критерием работоспособности. Для уменьшения износа в обойму заливают масло.
Определение истинных контактных напряжений в муфте усложняется неопределенностью условий контакта зубьев. Эта неопределенность обусловлена, с одной стороны, рассеиванием ошибок изготовления муфты, а с другой — рассеиванием несоосности валов (ошибки монтажа). При несоосности нагрузка распределяется неравномерно между зубьями, а поверхности соприкасания отдельных пар зубьев различны. Так, например, зубья обоймы и полумуфты, расположенные в плоскости перекоса валов, параллельны и имеют более благоприятные условия соприкасания, а зубья, расположенные в перпендикулярной плоскости, наклонены друг к другу под углом, равным углу перекоса, и соприкасаются только кромкой. Остальные зубья также располагаются под углом, но угол их наклона меньше. Для ослабления вредного влияния кромочного контакта применяют зубья бочкообразной формы (рис. 17.7, б, вид В). Приработка зубьев выравнивает распределение нагрузки и улучшает условия контакта.
Отмеченное выше позволяет предложить лишь условный метод расчета зубчатых муфт, неточности которого компенсируют выбором допускаемых напряжений на основе практики. В условном расчете допускают, что нагрузка распределяется равномерно между всеми зубьями, а зубья соприкасаются по всей длине и высоте. При этом получаем
KT= (T^Az (А)/2),
Где z — число зубьев полумуфты; D0=zm — делительный диаметр; M — модуль зубьев; A=bh — проекция рабочей поверхности зуба на его среднюю диаметральную плоскость; b — длина зуба; h — Рабочая высота зуба.
Для наиболее распространенного в практике случая (рис. 17.7, б) можно принять h «1,8 M. После подстановки в формулу (17.6) и преобразования найдем
(17.7)
Для стандартных муфт допускают [о"см]= 12... 15 МПа.
Детали зубчатых муфт изготовляют из углеродистых сталей типа 45, 40Х, 45Л коваными или литыми. Для повышения износостойкости зубья полумуфт подвергают термической обработке до твердости не ниже 40 HRC, а зубья обойм — не ниже 35 HRC. Тихоходные муфты (V<5 м/с) можно изготовлять с твердостью зубьев <35 HRC.
Для проектного расчета формулу (17.7) можно преобразовать, обозначив L/ = B/D09 тогда
(17.8)
Коэффициент ширины зубчатого венца в существующих конструкциях муфт находится в пределах ^ = 0,12...0,16. Увеличение ширины зубчатого венца B затрудняет приработку зубьев и увеличивает неравномерность распределения нагрузки между ними.
По диаметру муфты, задавшись числом зубьев, определяют модуль и согласуют его с ГОСТ (см. табл. 8.1). Практически выполняют Z = 30...80 (большие величины — для тяжелонагружен - ных муфт). При этом обеспечивается достаточный запас прочности зубьев по напряжениям изгиба.
(17.6) |
Зубчатые муфты обладают компактностью и хорошими компенсирующими свойствами. Их применяют для передачи больших вращающих моментов.
Аналитическое определение сил, действующих на валы, и потерь в зубчатой муфте при наличии несоосности значительно сложней, чем в описанном выше случае. На основе опытов приближенно принимают
= 0,985...0,995; (0,15...0,2)^ где Ft определяют по диаметру D0.