Конструкция и расчет упругих муфт
В машиностроении применяют большое количество разнообразных по конструкции упругих муфт. По материалу упругих элементов эти муфты делят на две группы: с металлическими и неметаллическими упругими элементами. В методике расчета муфт каждой из этих групп много общего, что позволяет ограничиться подробным изучением только некоторых типичных конструкций.
Металлические упругие элементы муфт. Основные типы металлических упругих элементов муфт изображены на рис. 17.17: а — витые цилиндрические пружины; б — пакеты разрезных гильзовых пружин; в — стержни, пластины или пакеты пластин, рас-
Положенные по образующей или по радиусу муфты; г — змеевидные пластинчатые пружины. Эти элементы работают на кручение (рис. 17.17, а) или на изгиб (рис. 17.17, б, в, г).
По сравнению с неметаллическими металлические упругие элементы более долговечны и позволяют изготовлять малогабаритные муфты с большой нагрузочной способностью. Поэтому их применяют преимущественно для передачи больших вращающих моментов. Пакетные упругие элементы вследствие трения между пластинами обладают высокой демпфирующей способностью.
Муфты с металлическими упругими элементами могут быть выполнены с постоянной или переменной жесткостью в зависимости от условий деформирования элемента.
Муфта с цилиндрическими пружинами (рис. 17.18). Она состоит из обода 1 с ребром 2 и ступицы 4 с дисками 5. Ребро обода размещается между дисками так, что возможен относительный поворот этих деталей. Ребро и диски имеют одинаковые фасонные вырезы, в которые закладывают пружины 5 с ограничителями 6. С торцов муфты закрывают дисками 7, которые прикрепляют к ступице или ободу для предохранения пружины и ограничителей от выпадания и загрязнения.
В разгруженной муфте (рис. 17.18, а) каждый из ограничителей соприкасается своей цилиндрической поверхностью и с дисками, и с ребром, а пружины предварительно сжаты. Под нагрузкой (рис. 17.18, б) ребро перемещается между дисками, а пружины дополнительно сжимаются. При этом один из ограничителей соприкасается только с ребром, а другой — только с дисками.
Такие муфты целесообразно применять как упругие звенья в системе соединения валов с зубчатыми колесами или звездочками цепных передач. В этом случае обод является зубчатым венцом, а муфта как бы встраивается в конструкцию зубчатого колеса. Для уменьшения износа деталей необходимо предусматривать смазку трущихся поверхностей муфты.
Рис. 17.19
Муфты с цилиндрическими пружинами применяют также для соединения валов. В этом случае их конструкция несколько изменяется. Характеристика муфты с цилиндрическими пружинами изображена на рис. 17.19. Вследствие предварительного сжатия пружин силой F муфта работает как жесткая до нагрузки моментом Тх. При этом
Tx=Fxrz9 (17.28)
Где г — радиус расположения пружин (см. рис. 17.18); z — число пружин. При T>Ti муфта работает как упругая с постоянной жесткостью. Деформацию пружин к и напряжение т в ее витках определяют по формулам
Я=8FD*i!(Gd% т=%hFD!(nd% (17.29)
Где F — осевая сила, сжимающая пружину; D — средний диаметр пружины; d — диаметр проволоки; i — число рабочих витков пружины; G — модуль сдвига; къ — коэффициент, учитывающий влияние кривизны витков. Угол закручивания муфты при Т> Тх
А-Ло SD3I(F—F) 8 П*ЦТ-ТХ) <р= = = —-— (17.30)
^ г Gdr Gdrz
И жесткость муфты
Сф=DT/dq> = Grf4R 2Z/( SB Зг). (17.31)
Угол (JРты на рис. 17.19 соответствует упору ограничителей, после чего муфта снова становится жесткой.
C=D/D...................... 4 5 6 8 10 12
Рис. 17.18 |
Кв............................ 1,37 1,29 1,24 1,17 1,14 1,11
Следует учитывать: чем больше с, тем больше податливость пружины при одном и том же числе витков. Упор ограничителей должен происходить до соприкасания витков пружины (минимальный зазор между витками около ОДD).
Величины Сф5 сртах и Тх определяют при исследовании работы муфты в зависимости от ожидаемых изменений нагрузки (см. § 17.4). При этом угол закручивания при колебаниях должен находиться в пределах 0 < Q> < Q>Max- Несоблюдение этого условия приводит к ударам ограничителей в обеих крайних точках или в одной из них.
Размеры пружины (D, D, I), соответствующие данной характеристике, определяют обычно методом подбора по формулам (17.30), (17.29) и (17.32) с учетом конструктивных размеров муфты.
(17.32) |
Условие прочности пружины
Т=SkbDTnJiiztfrz) < [т],
Где Ттах — момент, соответствующий упору ограничителей. Для изготовления пружин применяют специальные пружинные стали.
Муфта зубчато-пружинная, или муфта со змеевидными пружинами. Полумуфты 1 и 2 (рис. 17.20) имеют зубья 3 специального профиля, между которыми размещается змеевидная пружина 4. Кожух 5 удерживает пружину в рабочем положении, защищает муфту от пыли и служит резервуаром для смазочного материала.
На практике используют две формы сечения зуба по образующему цилиндру (рис. 17.21, а, б). Первую форму зуба применяют в муфтах с постоянной жесткостью. Здесь расстояние 2а между точками упора зубьев в пружину постоянно и не зависит от нагрузки муфты. Вторую форму зуба (круговую) применяют в муфтах с переменной жесткостью. В этих муфтах при увеличении нагрузки пружина, изгибаясь, вступает в контакт с зубом на все возрастающей длине. При этом уменьшается длина активной части пружины 2х, а ее жесткость увеличивается (рис. 17.21, б).
Основная область применения зуб - чато-пружинных муфт — тяжелое машиностроение (прокатные станы, турбины, поршневые двигатели и т. п.).
Число зубьев обычно принимают в пределах 50... 100.
Муфты могут компенсировать несоосность валов. В зависимости от размеров муфты допускают Аа до 4...20 мм, Дг до 0,5...3 мм, Да до 1°15' (см. рис. 17.5). Рекомендации по выбору геометрических параметров и расчет муфты СМ. [33]. Рис. 17.20
Без нагрузки (F = 0) Без загрузки (F = 0) Под нагрузкой |
Рис. 17.21 |
Неметаллические упругие элементы муфт. Основным материалом неметаллических упругих элементов является резина. Она обладает следующими положительными качествами: 1) высокой эластичностью; в пределах упругости резина допускает относительные деформации в «0,7... ...0,8, а сталь — только еа0,001...0,002; при таких деформациях единица массы резины может аккумулировать большое количество энергии (в 10
Раз больше, чем сталь); 2) высокой демпфирующей способностью вследствие внутреннего трения; относительное рассеяние энергии в муфтах с резиновыми элементами достигает 0,3...0,5; 3) электроизоляционной способностью. Муфты с резиновыми упругими элементами проще и дешевле, чем со стальными.
Недостатки резиновых элементов: 1) меньшая долговечность, чем стальных; вследствие структурных изменений, ускоряемых внешними воздействиями и нагреванием при переменных деформациях, резина постепенно теряет свою прочность и упругие свойства; 2) меньшая прочность, которая приводит к увеличению габаритов муфт; для передачи больших крутящих моментов такие муфты становятся нерациональными.
Муфты с резиновыми упругими элементами широко распространены во всех областях машиностроения для передачи малых и средних вращающих моментов.
Основные типы резиновых упругих элементов муфт и схемы их нагружения изображены на рис. 17.22, а — и. При выборе типа упругого элемента учитывают следующее: упругие элементы с равномерным напряженным состоянием по объему обладают большей энергоемкостью; кручение и сдвиг дают большую энергоемкость, чем изгиб и сжатие; выгодно, чтобы упругий элемент занимал большую долю объема муфты. Этим условиям в большей степени удовлетворяют типы упругих элементов, показанные на рис. 17.22, Ж, з, и.
Типичные конструкции муфт рассмотрены ниже.
Муфта с резиновой звездочкой (рис. 17.23). Состоит из двух полумуфт с торцовыми выступами и резиновой звездочки, зубья
Рис. 17.22
Которой расположены между выступами. Зубья звездочки работают на сжатие. При передаче момента в каждую сторону работает половина зубьев. Муфта стандартизована и широко применяется для соединения быстроходных валов (п до 3000...6000 мин"1 при Тдо 3...120 Н ми диаметрах валов Dдо 12...45 мм соответственно). Муфта компактна и надежна в эксплуатации, допускает радиальное смещение осей (Дг<0,2 мм); перекос осей Аа<1°30'. Соотношение основных размеров: Z)«2,5Rf; ^«(0,55...0,5)2); й«(0,3...0,22)2); L=3D. Недостатки — при разборке и сборке необходимо смещение валов в осевом направлении.
Работоспособность резиновой звездочки определяется напряжением смятия и может быть рассчитана по формуле
(Тем « 24DKT/[Zh (2) 3 — -43)№ Л (17.33)[38]
Где Z — число зубьев звездочки. Принимают [<Хсм] = = 2...2,5 МПа.
Муфта упругая втулоч- но-пальцевая (МУВП). Благодаря легкости изготовления и замены резиновых элементов эта муфта (рис. 17.24) получила распространение, особенно в приводах от электродви-
Гателей с малыми и средними вращающими моментами. Муфты стандартизованы для диаметров валов до 150 мм и соответственно вращающих моментов до 15 ООО Н • м.
Упругими элементами здесь служат гофрированные резиновые втулки (I вариант) или кольца трапецеидального сечения (II вариант). Из-за сравнительно небольшой толщины втулок муфты обладают малой податливостью и применяются в основном для компенсации несоосности валов в небольших пределах (Дд«1...5 мм; Д,«0,3...0,6 мм; Да до 1°).
Для проверки прочности рассчитывают пальцы на изгиб, а резину — по напряжениям смятия на поверхности соприкасания втулок с пальцами. При этом полагают, что все пальцы нагружены одинаково, а напряжения смятия распределены равномерно по длине втулки:
Сш=2 ВДЙАХЫ, (17.34)
Где Z — число пальцев. Рекомендуют принимать [(тсм] = 1,8...2 МПа.
Муфта с упругой оболочкой. Упругий элемент муфты (рис. 17.25), напоминающий автомобильную шину, работает на кручение. Это придает муфте большую энергоемкость, высокие упругие и компенсирующие свойства (Дг«2...6 мм, Да«2...6°, угол закручивания до 5...30°). Муфта стандартизована и получила широкое распростране-
Исследования [33] показали, что нагрузочная способность муфты ограничивается потерей устойчивости и усталостью резиновой оболочки. В первом приближении можно рекомендовать расчет прочности оболочки по напряжениям сдвига в сечении около зажима (по Z>I):
Т=2 TKjinDxS) < [т]. (17.35)
II вариант Рис. 17.24 |
В |
По экспериментальным данным, [т]« «0,4 МПа.