Профессиональная область
Обучение в сфере промыслового хозяйства производится в различных областях профессии. Профессиональная область — это объединение близких профессий. Различают, например, следующие профессиональные области: деревообрабатываю-
Образование в учебно-производственном предприятии торгово-промышленной палаты (IHK) Название профессии Сфера деятельности |
Изготовитель корпусов транспортных средств Строитель легких самолетов Механик по деревообработке |
Деревянные части кузовов транспортных средств Планеры и спортивные самолеты |
Сундуки, промышленное производство мебели, окон и дверей, изготовление ящиков и кузовов |
Модели частей машин и приборов как основы для изготовления металлической отливки |
Модельщик (по изготовлению деревянных моделей) |
Кппябйпкимй плотник Палубная надстройка, лестницы кораоельныи плотник и Трапы на кораблях |
Образование в учебно-производственном предприятии _______________ ремесленной палаты (HwK) Название профессии Сфера деятельности Бондарь '~> Бочки, бочонки и кадки и т. д. |
Ф Парусные и спортивные лодки и судна, моторные лодки и небольшие рыболовные катера |
Строитель лодок |
Мебель, окна, двери, облицовка полов и стен, оборудование : для магазинов и офисов, лестницы и встроенные конструкции |
Столяр |
Вагоностроитель (кузовщик) |
Туристические автоприцепы, спортивный инвентарь |
о |
Предприятие и Коммуникация N Школа (практическое <_______________________ У__ (теоретическое обучение) Кооперация обучение) |
Межзаводские мастерские J производственного обучения Изучение работы на станках и процессов обработки поверхности |
V7 Экзамен (теория и практика или изготовление пробной работы) |
Рис. 1.3. Двойная система обучения в Германии |
щая техника, строительная техника, электротехника, покрасочная техника и отделка помещения, а также техника обработки металлов. В отдельных профессиональных областях, кроме этого, различают, относится ли учебно-производ - ственное предприятие к торгово - промышленной палате (IHK) или к ремесленной палате (HWK). Также могут отличаться и квалификации, присваиваемые по окончании обучения, — квалифицированный рабочий или подмастерье (рис 1.2). Граница между ремесленными и промышленными предприятиями сегодня является достаточно размытой. Можно сказать, что в основном промышленные предприятия специализируются на массовом производстве какого-либо определенного продукта (например, окон или дверей) с помощью автоматизированного технологического процесса. Ремесленное же предприятие производит свои изделия, наоборот, преимуществен - Рис. 1.2. Профессии в области техники дерево - но в соответствии с индивидуаль - обработки в зависимости от принадлежности к ными пожеланиями клиента, палатам 1.1.2. Обучение Установленные законом условия обучения профессии «столяр» для производственного обучения регламентированы в Положении об обучении профессии «столяр», а для обучения в учебных заведениях — в соответствующем учебном плане. Главнейшей целью является проведение обучения таким образом, чтобы обеспечивалась «профессиональная дееспособность». Молодые помощники и помощницы мастеров должны самостоятельно планировать и выполнять рабочие задания с учетом формы и конструкции. Результаты работы дол- |
жны быть оценены самостоятельно с точки зрения контроля качества.
1-й учебный год |
1.1. Обработка различных материалов 1.2. Производство и соединение деталей 1.3. Введение в работу на станках 2-й учебный год |
2.1. Изготовление деталей на станках 2.2. Мебель 2.3. Встраиваемая техника и технология монтажа 3-й учебный год 3.1. Сборка мебели и внутренняя отделка 3.2. Окна и наружные двери |
Трудовые навыки и знания, которые получает ученик производственного обучения в течение своей учебы, обобщены в так называемом описании профессии (рис. 1.5).
Знания и профессиональные навыки столяра |
• Профессиональная подготовка • Структура и организация учебно-производственного предприятия • Трудовое и тарифное право • Безопасность и охрана труда на рабочем месте, защита окружающей среды и рациональное использование энергии • Планирование и подготовка рабочего процесса • Изготовление и чтение эскизов и чертежей, основы фасонной обработки • Различные виды древесины и древесных материалов • Выбор материалов в зависимости от применения изделия и экономичности • Обработка древесины и древесных материалов • Обработка фанеры • Обработка искусственных материалов и пластмасс • Обработка металлов и стекла • Установка, уход и техническое обслуживание станков, оборудования и приспособлений • Производство деталей и их соединение • Установка приборов (оконных, дверных) и фурнитуры • Отделка поверхностей • Проведение конструктивной и химической защиты древесины • Встраивание смонтированных частей и соединение изделий • Обслуживание деталей и изделий • Подготовка и проведение реставрационных работ • Обеспечение качества и приемка Рис. 1.5. Описание профессии в соответствии с Предписанием по обучению, § 4 |
Сам процесс обучения разделен на основное обучение в профессиональной области и профессиональное специальное обучение. Ос - Рис. 1.4. Разделы обучения профессии «столяр» новное профессиональное обучение в разных регионах производится по-разному. В большинстве случаев обучающиеся уже с самого начала находятся на предприятиях и один или два дня в неделю посещают профессиональную школу.
Так как обучение производится в двух местах, а именно на предприятии и в профессиональной школе, то в Германии говорят о двойной системе обучения (рис. 1.3).
Содержание школьного обучения распределяется на три учебных года и на восемь учебных разделов (рис. 1.4).
Общая продолжительность обучения составляет, как правило, три года. Но при соблюдении определенных условий она может быть сокращена до одного года. Во время обучения проводятся промежуточные экзамены, с помощью которых проверяется уровень профессиональных навыков и знаний.
По окончании обучения сдается экзамен на квалификацию подмастерья или квалифицированного специалиста. В ремесленных училищах предусмотрено изготовление пробной работы ученика на звание подмастерья.