Трехмерные сплошные модели
Трехмерное сплошное моделирование применяется главным образом при проектировании механических изделий. Всего имеется шесть различных схем сплошного моделирования (рис. 6.11).
Сплошные модели могут использоваться во всем спектре приложений инженерного анализа, а не только для отображения и получения чертежей. С помощью сплошного моделирования можно выполнить моделирование работы изделия и получить достоверные результаты. По завершении построения модели скрытые поверхности могут быть удалены автоматически. Кроме того, на изображение могут быть нанесены цветное затенение и линейчатые поверхности.
Обращаясь к различным типам схем сплошного моделирования, пользователь САПР имеет возможность вводить данные разными способами. Например, при использовании программного обеспечения Constructive Solid Geometry (CSG)'> изображения изделия создаются с помощью примитивов. Каждый примитив имеет ряд атрибутов, описывающих его размер, положение и некоторые дополнительные характеристики, например цвет. При создании изделия над этими примитивами можно выполнять булевы операции (объединение, вычитание и пересечение). Например, следующие булевы операции выполняются над двумя параллелепипедами: В1 = Вох (0,0,0,2,2,2) и В2=Вох (1,0, 1, 1, 1, I). Первые три булева атрибута представляют собой координаты х, у, Z параллелепипеда, а следующие три — его длину, ширину и высоту соответственно После вычисления разности B3 = BI. dif. B2 получаем параллелепипед с одной удаленной вершиной (рис. 6.12). Подобным образом шаг за шагом мо-
■> Конструктивная геометрия твердого тела. — Пром. аерев.
Гут быть построены объекты произвольной сложности.
Встречаются случаи, когда бывает затруднительно выбрать подходящие примитивы и определить необходимые действия при проектировании изделия. Хотя внутренняя модель изделия в системе строится из примитивов, а ее отображение является завершающей операцией моделирования, не существует однозначного соответствия между каждой точкой воспроизводимого на экране дисплея изображения и примитивами. Поэтому для внесения модификаций в модель необходимо вернуться на уровень примитивов.
Другой широко известной схемой сплошного моделирования является построение граничных моделей. При использовании этой схемы изделие моделируется описанием ограничивающих его поверхностей (в противоположность построению каркасной модели, когда характеризуются лишь ограничивающие ребра). Поверхности модели описываются ограничивающими их ребрами и направлениями (для указания расположения каждой точки внутри или вне изделия). Закон Эйлера используется, чтобы убедиться в достоверности модели. В противном случае можно получить геометрически бессмысленные модели.
Граничные модели легко отображать и с ними легко работать пользователю. Приложения граничных моделей к системам с ЧПУ позволяют эффективно использовать эти модели для получения управляющих программ. «Заметание»1) обычно реализовано в виде одной из возможностей граничной системы моделирования.