Стратегии обучения персонала
Простейшим, наименее гибким и, по-видимому, наиболее дорогостоящим решением является реализация в ГПС таких производственных операций, которые требовали бы дополнительного обучения персонала (с отрывом от производства) или изготовителем промышленных роботов, или разрабатывающей их организацией.
Альтернативное решение — нанимать на работу подходящих людей с необходимой квалификацией, если, конечно, фирма может себе это позволить.
Любая программа обучения прежде всего должна отвечать на два главных вопроса — на какой персонал она рассчитана и каковы ожидаемые затраты. Изготовители роботов обычно предлагают трех-пятидневные курсы программирования; применительно к современным методам клавишного программирования роботов с использованием технологии меню и управляющей рукоятки такие курсы приемлемы лишь в качестве первого этапа. В случае текстового программирования изучить командный язык и особенности промышленного робота на таких курсах просто не удастся. (Довольно типичен в этом смысле пример сварщика, которому после таких курсов требуется еще и трехмесячный «испытательный срок».)
В настоящее время при отборе лиц, направляемых на обучение, наблюдаются следующие тенденции:
1) на курсы, организуемые изготовителем, посылают высококвалифицированный персонал (инженеров), который затем обучает операторов на «домашних» курсах в своей организации; такой метод приемлем только для крупных промышленных фирм;
2) на курсы направляют квалифицированных рабочих, знающих гидравлику, электронику или пневматику; кроме всего прочего, рабочие получают навыки в техническом обслуживании;
3) посылают «умных» людей всех уровней квалификации.
Желательно, чтобы подобное обучение предшествовало приобретению промышленного робота, так как при этом персонал, который в дальнейшем будет заниматься техническим обслуживанием этого робота, сможет активно участвовать в его монтаже и за это время многому научится.
Практически все изготовители роботов предлагают курсы для операторов, программистов и специалистов по техническому обслуживанию. Однако необходимо отметить, что такие курсы не всегда удачно приспособлены к конкретным требованиям обучающегося. Как правило, они ориентированы на логику изложения технического фактологического материала (т. е. как все это представляет себе специалист), а не на логику обучения новичка (который не обладает ни кругозором специалиста, ни его подготовкой). Этот недостаток, а также фактическое отделение теории от практики («...а теперь давайте сделаем это так, как делают на производстве...») вызывают отрицательное отношение к обучению «на стороне».
Рекомендуется покупать учебные программы вместе с оборудованием, но не следует ожидать, что сразу по окончании «домашнего» обучения оператор сможет успешно выполнять все необходимые задания.