Пространство КСС с осью, отображающей человеческий фактор
Ход развития КСС и БИС был представлен на двумерной диаграмме с использованием осей X и У (см. рис. 9.1). Повышение уровня интеллектуальных способностей и расширение возможностей человеко-машинного интерфейса (т. е. степени, до которой технология приближает способности систем к человеческим) может быть представлено компонентом поведенческого фактора на оси Z. Ход такого развития может быть отображен трехмерной пространственной диаграммой, представленной на рис. 9.2. В результате непосредственного проецирования пространства М — КСС на плоскость X—У по оси Z можно получить такую же двумерную диаграмму КСС — БИС, как и показанную на рис. 9.1.
Вклад в общественное развитие — жизненно важная цель КСС
Рис. 9.2 отражает один важный факт, связанный с компьютерными средствами поведенческого общения, — стремление к усовершенствованию технологии КСС и содействие социальному развитию путем совершенствования и применения систем с целью удовлетворения потребностей индивидуального пользователя вследствие применения все более передовой технологии и результатов функционирования КСС.
Конечной целью развития компьютерных средств человеческого общения является построение общества, в котором взаимодействие людей С КСС (это некоторое сообщество человек — КСС) может быть представлено в виде «цилиндра» в правой части рис. 9.2. Это важное требование будущего.
Для удовлетворения этого требования должно быть проведено специальное рассмотрение многих компонентов человеческого фактора, включая усовершенствование человеко-машинного интерфейса и его интеллектуализацию, популяризацию новых средств и снижение их стоимости. В конечном счете вклад КСС в улучшение нашей жизни может увеличиваться благодаря приближению их возможностей к человеческим способностям.
Конструкция КСС будущего должна удовлетворять этим основным потребностям, но одновременно должно быть уделено адекватное внимание их экономичности и уровню качества как систем. Важную роль в этом призвано играть программное обеспечение, расширение объема которого отмечалось выше. Методы создания программного обеспечения, стратегии повышения его качества и многие другие аспекты развития КСС требуют дальнейшего изучения. Одна из целей в рамках проблемы человек — КСС состоит в создании экспертной системы, в которой будет сконцентрирован накопленный практический опыт в каждой из областей деятельности человека, пригодный для использования при создании программных средств. Такие системы будут обеспечивать высокий уровень содействия человеку, делая людей и машины настоящими партнерами.