Проектирование меню для работы с цифровым планшетом
Цифровой планшет и буквенно-цифровая клавиатура — два^ос - новных устройства, используемых для облегчения выполнения проектировщиком действий по созданию, хранению и манипулированию изображениями, отображаемыми с помощью САПР. На рис. 6.1 показана САПР, предоставляющая в распоряжение проектировщика устройства обоих типов для ввода информации о проекте.
Клавиатура — это интерактивное устройство ввода, обеспечивающее немедленное отображение результата непосредственно после ввода команды. Недостатком клавиатуры можно считать то, что пользователю необходимо помнить условные сокращения команд, а также значения вводимых координат, которые могут выходить, а могут и не выходить за пределы некоторого допустимого диапазона значений. Учет особенностей человеческого фактора может оказать помощь в решении этой проблемы, если выбираемые условные обозначения команд являются краткими, легко запоминаемыми сокращениями. Так, букву L используют для обозначения линии (от англ. «line»), букву С — для обозначения окружности (от англ. «circle») и букву S — для команды останова (от англ. «stop»).
Цифровой планшет применяется как для ввода команд, так и для управления положением курсора на экране, причем все эти действия выполняются с помощью меню [7]. Некоторая область цифрового планшета может быть ассоциирована с^ изображением меню, а прямоугольники с названиями функций можно отпечатать на тонком пластмассовом шаблоне [77]. На рис. 6.5
Рис. 6.5. Пластмассовая накладка цифрового шаблона [7]. (С разрешения Prentice-Hall, Inc., Englewood Cliffs, N. J.)
Степень уменьшения, необходимая при создании аналогичной карты для крупномасштабных САПР, приводит к тому, что многие ее элементы становятся нечитаемыми, ио зато более явственна широкая гамма доступных функций, вызываемых с помощью меню. Другим вариантом представления меню является его выдача на экран; при этом указание іужного элемента меню осуществляется с помощью курсора.
Показан вид такого шаблона. Когда пользователю необходимо добавить линию на чертеж, он просто помещает карандаш в соответствующий прямоугольник на карте, нажимает кнопку карандаша, а затем последовательно помещает карандаш в точку начала и конца проводимой на экране линии.
На карте меню могут быть обозначены сотни графических функций. Меню может отображаться на экране или быть размещено на поверхности цифрового планшета.
Если меню отображается на экране, возможно использование иерархических систем меню в случаях, когда некоторые команды предшествуют подаче других команд или когда небольшие сменяемые меню оказываются предпочтительнее больших структур, включающих полный набор инструкций [77].
Управляемые системы меню имеют ряд преимуществ по сравнению с системами, управляемыми с помощью клавиатуры. Отпадает необходимость в запоминании имен функций, поскольку они указаны в меню. Более того, пользователь не имеет необходимости в поочередном использовании клавиатуры и цифрового планшета при вводе графической информации. Однако пользователь вынужден делить свое внимание между экраном и цифровым планшетом. Эту проблему можно разрешить, разместив меню на экране и предоставив пользователю возможность указывать конкретную выбранную команду с помощью курсора [7].
Использование меню имеет также некоторые недостатки. Например, в обзоре [101] указывается, что из 69 опрошенных операторов САПР 35% пользователей ощущают необходимость усовершенствования «планшетных» меню, а 26% отмечают, что меню содержат ряд позиций, которые никогда фактически не используются. Кроме того, ввод сложных чертежей вручную с преобразованием их в цифровое представление оказывается трудоемким из-за сложности поддержания требуемой точности глазомера и координации движений рук в течение длительного времени. В действительности механическая точность преобразования в цифровую форму может превосходить возможности манипулирования проектировщика. Для смягчения проблемы утомляемости во многих САПР имеются меню функций, в которых часто используемые команды могут вводиться нажатием единственной клавиши.