Принципы разработки диалога
В течение прошедших лет в ряде технических отчетов, журнальных статей и книг предлагались основополагающие идеи ло организации диалогов с ЭВМ. Несмотря на то что эти принципы могли бы быть полезны при формулировании требований к интерфейсам [135], чаще их используют для улучшения качества проектов интерфейсов, созданных на начальных этапах работы. Например, в работе [145] обобщены основные положения, связанные с размещением буквенно-цифровой информации на экране терминала. Главное внимание уделено факторам плотности размещения информации в целом, локальной плотности размещения, группированию и расположению частей внутри сложных изображений, предложены методики количественного измерения этих факторов. Эти методики измерений, базирующиеся на эмпирически выведенных принципах диалога, позволяют разработчику оценивать структуру буквенно-цифрового изображения, предлагаемого для интерфейса человек — ЭВМ, до его окончательного создания.
В работе [157] собрано свыше 500 рекомендаций по проЕктированию диалога из 16 источников, перечисленных в табл. 2.3. Они не охватывают вопросы разработки аппаратной части ЭВМ и рабочего места пользователя. Цель авторов состоит лишь в концентрации основных принципов проекТирования диалога, разбросанных по многим публикациям, в одном месте ради упорядочения исследований, связанных с практической проверкой этих принципов. Поскольку упомянутая работа не является справочным руководством для проектировщиков интерфейса, в ней не приводятся оценки рассматриваемых положений и нет ни предметного указателя, ни пеРекрестных ссылок.
Очевидно, что, приступая к разработке конкретного интерфейса человек — ЭВМ, проектировщик должен учитывать специфику задач, решаемых его диалоговой системой, и катего - рию возможных пользователей. В случае несовместимых положений проектировщику следует выделить те из них, которых он будет придерживаться, пока с помощью исследования не удастся разрешить эту проблему и установить сферу применения Для каждого принципа.
Классификационная схема
Так как основные принципы проектирования в некоторой степени перекрываются, для них были предложены различные классификационные схемы. Схема, используемая в работе [157], состоит из шести основных разделов: организация данных, режимы диалогов, устройство ввода, организация обратной связи и исправления ошибок, защита данных и предотвращения аварийных ситуаций, многопользовательский режим работы. Тематический рубрикатор, представленный в табл. 2.4, отражает разнообразную информацию, необходимую при разработке качественного человеко-машинного интерфейса, и показывает важность обеспечения проектировщика средствами получения этой информации при внедрении указанных принципов.
Организация данных связана с упорядочением информации на экране дисплея при работе в интерактивном режиме. Несмотря на растущий интерес к применению речевого вывода в работе [157], проблема формирования звуковой информации не рассматривается. Основные обсуждаемые вопросы включают методы кодирования визуальных данных, управления объемом или плотностью изображения информации, использования маркировок для упорядочения данных, различные способы форматирования изображения и общие вопросы расположения информации на экране дисплея. Дополнительные проблемы, связанные с системами кодирования данных в диалогах человек— ЭВМ, обсуждаются в работах [105, 7, 48, 49, 88, 110, 100], где читателю предлагается некоторая дополнительная информация по использованию графического ввода — вывода. В работах [132, 134] рассматриваются вопросы синтезирования речевого вывода.
Как показано в табл. 2.4 [157], организация диалогового режима предполагает шесть основных типов взаимодействия, включающих режим ввода посредством заполнения форм, машинный запрос, выбор из меню, командные языки, формальные языки запросов и ограниченный естественный язык (использование последнего рассматривается ниже в данной главе).
Первые три диалоговых режима управляются главным образом ЭВМ, в то время как три последних — пользователем. Коммуникационные системы, предоставляющие равные права в ведении диалога и пользователю, и машине, до сих пор не
Таблица 2.4. Классификационная схема для выбора свойств проектируемого диалога [137]
1. Организация данных
1.1. Кодирование информации ІЛ. Іі. Коды цвета
1,1.2» Коды формы
ІЛ. З. Коды выделения мерцаиием
1.1.4. Коды яркости
1.1.5. Коды буквенно-цифровых символов
1.2. Плотность размещения информации
1.3. Идентификационные метки
1.4. Форматные характеристики,1.4.1. Форма курсора
I. 4.2. Табличные данные
II. 4.3. Графика
Clu4.4. Текстовые данные
1.4.5. Числовые данные
1.4.6. Буквенно-цифровые данные
1.5. Размещение информации на экране
2. Диалоговые режимы
2.0. Выбор режима диалога
2Л. Режим ввода посредством заполнения форм
2.1.1. Значения, принимаемые по умолчанию 2J1.2. Организация обратной связи
В. ІІ. З. Размещение данных на экране 2Л.4. Процедуры ввода данных 2Л.5. Управление перемещением курсора 2J2. Формирование запросов к ЭВМ 2.3. Выбор из меню
2.3.2. Коды выбираемых позиций 23.2.1. Буквенные коды
2 З.2.Й. Цифровые коды 2.3.2.3. Графические символы 2.3.2 4 Мнемонические коды 213 3. Расположение меню 2.3.4. Содержание меню!2.3.5i. Последовательность операций Й.4. Командные языки 2.4.1 Внутренняя структура команд 24.2. Список команд 2 4.2Л. Аббревиатуры 2.4.2.Й. Форматы аргументов 2 4.2 3. Разделители/ограничители
2.4.3. Значения формальных параметров команд, принимаемые по умолЧанию
2.4.4. Редактирование команд
2 4.5. Дополнительные средства пользователя 2 4 5.1. Пакетирование команд 2 4 5J2. Макросредства
2.4 5.3. Команды непосредственного исполнения 2 4.6. Действие команд 2^4.7. Системные блокировки 2.4 8. Специальные операции 25. Формальные языки запросов 2 6 Ограниченный естественный язык
3. Устройства ввода
3.0. Процедуры ввода данных
3.1. Выбор устройства ввода
Продолжение*
3.2. Типы клавиатуры 3.2.1. Специальные функциональные клавиши 3.2J2. Управление курсором 3w3. Указательные устройства
3.4. Устройства непрерывного ввода
3.5. Графические планшеты
3.6. Анализаторы речи
4. Обратная связь и исправление ошибок 4.К Обратная связь
4.1.1. Сообщения о текущем состоянии
4.L2. Сообщения об ошибках
4„1.3» Вывод данных Иаі печатающее устройство
4.2. Исправление ошибок
4-2.il. Оперативное исправление ошибок
4J2.2. Процедуры исправления ошибок пользователем
4.2.3. Процедуры автоматического выявления ошибок
4.2.4. Автоматическое исправление ошибок 4.2i.5. Пакетирование команд
4.3. Контроль со стороны пользователя
4.4. Консультативная помощь пользователю и документирование системш
4.4.1. Автономная документация
4.4.2. Встроенная, оперативно доступная документация, включенная в систему
4.5. Вспомогательные машинные средства 4.5Л. Средства отладки
4.5.2. Средства поддержки принятия решений 4.5 3. Средства графического ввода
5. Защита данных и предотвращение аварийных ситуаций
5.1. Отмена команд
5.2. Контроль за непонятными и разрушительными действиями
5.3. Контроль за последовательностью команд 5>.4. Системные отказы
6. Многопользовательский режим
6.1. Разграничение вводимых и выводимых сообщений по отдельным пользователям 6J2. Независимые рабочие области 6.3. Протоколирование обмена сообщениями
Заимствовано из Human Factors Review, 1984, с. 172. Copyright © 1984 The Human Factors Society, Inc. (Печатается с разрешения.)
Нашлн широкого применения, и практически ни В ОДНОМ из: Источников не указаны принципы их оптимальной организации [38].
Режим форматированного ввода посредством заполнения? форм является структурно организованным диалоговым режимом, в котором пользователь последовательно заполняет обозначенные пустые места на экране дисплея. Подробное рассмотрение этого типа взаимодействия включает в себя установление значений полей данных, принимаемых по умолчанию, организацию обратной связи с пользователем, рациональное размещение информации на экране, формирование процедур.
Ввода данных и управления перемещением курсора. Диалоговый режим формирования запроса под управлением ЭВМ представляет собой взаимодействие, при котором ЭВМ высвечивает на экране дисплея вопросы для пользователя. Он Используется главным образом в случаях, когда типы вводимых данных заранее известны, а их порядок фиксирован. В этом режиме, удобном для начинающих пользователей, работа ЭВМ характеризуется быстрой реакцией.
Выбор из меню является типом структурно организованного диалога, когда пользователь должен выбирать из множества предложенных ему вариантов ответа. Проблемы разработки этого режима включают рациональное упорядочение позиций меню, установление правил отметки выбранного варианта, пространственное расположение меню и его компонентов, содержание меню и правила управления диалогом. Режим командного языка позволяет пользователю «общаться» с машиной, задавая ей конкретные команды на выполнение различных задач н функций. Обсуждаемые в связи с этим типом взаимодействия вопросы включают установление набора и внутренней структуры команд, значений их параметров, принимаемых по умолчанию, проблемы редактирования, организацию управления процессом, выполнение команд со стороны пользователя и фактическое выполнение команд машиной, блокировку системой действий пользователя по вводу данных и разработку системы команд специального назначения. Формальные языки запросов подразумевают набор семантических и лексических правил, с помощью которых пользователь может сформировать запрос на получение информации из базы данных. Ограниченный естественный язык является наименее структурированным режимом диалога и используется в качестве гибкого метода формирования запроса к базе данных. Несмотря на то что при этом используются команды, похожие на обычные предложения, размер словаря и используемый синтаксис могут быть существенно ограниченными.
При разработке интерфейса необходимо определить аппаратуру и устройства, с помощью которых пользователь будет вести диалог, а также предусмотреть возможность их использования. Основные положения, представленные в соответствующем разделе работы [157], связаны с выбором устройств ввода данных; использованием клавиатуры со специальными функциональными клавишами и клавишами управления курсором; организацией ввода с применением указательных устройств (например, светового пера) или с использованием сенсорной клавиатуры; непрерывным вводом координатных данных с помощью шарового манипулятора или управляющей рукоятки; выбором графических планшетов, а также организа - дней речевого ввода. Все эти вопросы подробно обсуждаются в гл. 3.
Для организации обратной связи и исправления ошибок необходимы рассмотрение вопросов вывода машинных сообщений пользователю, разработка процедур исправления ошибок, управление пользователем последовательностью выполняемых операций, документация, справочные и обучающие системы. Обеспечиваемая машиной информационная обратна» связь включает сообщения о текущем состоянии, об ошибках и может предусматривать вывод на печатающее устройство - Исправление ошибок связано с процедурами их коррекции пользователем, машинным контролем операций, автоматическим исправлением обнаруженных ошибок и пакетированием1 команд. Рассматриваются основные правила для определения* оптимального уровня, объема и способа управления обратной связью и сообщениями об ошибках. Далее внимание разработчика акцентируется на составлении документации для работы в оперативном и асинхронном режимах, а также на консультативной информации, используемой для усиления обратной связи и контроля над ошибками (в гл. 5 проведено подробное рассмотрение особенностей документирования систем программного обеспечения). И наконец, представлены основные положения по средствам автоматизации для отладки программ, принятия решений и графического ввода. Возможности- автоматизации проектирования интерфейса человек — ЭВМ рассматриваются ниже в данной главе.
Основные принципы проектирования диалога в отношении обеспечения защиты данных от несанкционированного доступа или уничтожения связаны с предотвращением аварийных ситуаций, таких, как непреднамеренное уничтожение файла1 или преждевременное прекращение сеанса работы с системой. Вопросы, рассматриваемые в этом разделе, относятся к методам прерывания ввода данных и последовательностей команд, организации требований на подтверждение запросов при неоднозначных и разрушающих действиях и обработке аварийных ситуаций.
Заключительная часть работы [157] посвящена интерфейсам систем, в которых множество пользователей обращаются к одним и тем же командам или к общей базе данных. Несмотря на то что большинство работ по человеко-машинным интерфейсам посвящено диалогу между машиной и отдельным - пользователем, ряд принципов был предложен и для многопользовательского режима. Основные вопросы этой прикладной области включают проблему разграничения сообщений и вводов, относящихся к разным пользователям, организацию рабо - ты с курсором на многопользовательских дисплеях и протоколирование сообщений, которыми обмениваются пользователи-
Ограничения, связанные с применением основных принципов
Несмотря на то что проблемы проектирования интерфейса человек — ЭВМ, рассмотренные и обобщенные в работе [157] и в других исследованиях, относятся в основном к диалогам с буквенно-цифровой формой представления информации, некоторое внимание было уделено и диалогам с применением графического материала. Практически не рассматривались принципы разработки «интеллектуальных» систем, основанных на использовании продукционных правил или иных методов - искусственного интеллекта. Очевидно, что необходимо расширять «базу данных» диалоговых принципов применительно к этой области.
В настоящее время существует, безусловно, обширная база данных по принципам проектирования диалоговых интерфейсов человек — ЭВМ, и, несомненно, она будет быстро расширяться с ростом интереса к вопросам эргономики в этой области. К сожалению, многие из рассматриваемых принципов проектирования диалоговых систем приводятся безотносительно к конкретным ситуациям, в которых они исследовались. Автор работы [85] предполагает, что заметная противоречивость различных рекомендаций фактически означает их возможную применимость в различных условиях.
Автор статьи [91] перечисляет основные принципы разработки человеко-машинного интерфейса, к которым относятся: 1) описание требований, предъявляемых к аппаратной части и программному обеспечению; 2) различные способы обеспечения требуемых параметров; 3) задание допустимых пределов; для значений параметров; 4) оценку ожидаемой эффективности работы оператора; 5) оценку возможных колебаний эффективности; 6) оценивание преимуществ, извлекаемых из реализации требуемых свойств; 7) определение издержек в случае невозможности обеспечения требуемых характеристик и 8) учет практических соображений по затратам и эффекту, связанных с достижением требуемых характеристик. К сожалению, большинство основных принципов, используемых в настоящее время, сводится лишь к описанию требований, и, согласно [91], проектировщик может не знать, каким образом ему следует учитывать поведенческий фактор при разработке - интерфейса.
Даже если бы имелась приемлемая и непротиворечивая база данных основных принципов проектирования, остается проблема доведения этой информации до разработчика. Обычный способ изложения основных принципов проектирования диалога состоит просто в их сведении в справочник без каких-либо изменений, кроме, быть может, алфавитного указателя и оглавления. Путем опроса пользователей проведена [137] оценка полезности справочника по принципам проектирования диалога. Вследствие сложности и частичного перекрытия содержания любой приемлемой базы данных структурная организация справочников и процедуры поиска нужных принципов могут оказаться трудно реализуемыми. Поэтому следует рассмотреть различные формы автоматизации работы с таким справочником. Автоматизация в простейшей форме может сводиться к поисковым процедурам в древовидных структурах даннь х, но может основываться и на сложных логических правилах вывода, помогающих в принятии решений.
Шаг 1 Рис. 2.3. Этапы создания исчерпывающей и удобной в использовании базы данных по основным принципам проектирования диалоговых систем. |
Как показано на рис. 2.3, процесс автоматизации разработки диалогового интерфейса может быть представлен в виде трех последовательных основных этапов. Во-первых, должна быть создана машинная база данных, содержащая исчерпывающий набор принципов проектирования, выведенных эмпирическим путем. Очевидно, что эта база данных будет постоянно обновляться на основании результатов дополнительных исследований. Во-вторых, должны быть разработаны процедуры оперативного доступа к записям базы данных для определения принципов проектирования, применимых к заданным условиям. В-третьих, может оказаться полезной разработка программы для автоматизации процедуры окончательного выбора подмножества принципов проектирования для имеющейся, задачи. Системы логического вывода, основанные на продукционных правилах, могут быть разработаны для контроля за согласованностью принимаемых правил с условиями конкретных прикладных задач. Это гарантирует выбор подходящего множества правил и возможности правильного проектирования на их основе требуемого интерфейса. Инструментальные средства для разработки диалогового интерфейса описываются в разделах, посвященных итеративному характеру - проектирования и возможностям быстрой разработки прототипов.
Простое применение принципов диалогового проектирования еще не гарантирует надлежащего интерфейса человек — ЭВМ ©следствие влияния различных факторов и неодинаковой применимости принципов к различным отдельным случаям. Поэтому необходимо оценивание результатов проектирования с привлечением конечных пользователей. Тем й? менее применение принципов диалогового проектирования улучшает первоначальный проект интерфейса, что в конечном итоге снижает количество итеративных циклов в процессе проектирования.