Подготовка персонала для САПР
Многочисленные исследования показывают, что подготовка персонала является важным аспектом поведенческого фактора в САПР (см., например, £91J) - Более того, в работе [62] приводится такая оценка: в ближайшие несколько лет необходимо подготовить примерно 100 ООО чертежников и инженеров при средней стоимости подготовки одного специалиста, равной 10 000 долл. Эта стоимость включает прямые и косвенные затраты на оплату инструктора и обучаемого, накладные расходы и издержки, связанные с использованием терминала САПР и снижением производительности труда. «Это означает, что
Соединенные Штаты ожидают поэтапные расходы — только на подготовку специалистов в сумме 1 млрд. долл.» ([92], с. 49).
Тем не менее, учитывая важность подготовки персонала, в ряде исследований указывается, что недостаточное внимание уделяется процессу установки и внедрения САПР. Согласно результатам опроса 850 инженеров-пользователей САПР, 55% опрошенных отмечают, что с ними проведено лишь формальное обучение работе с системой [32]. В недавнем обзоре применения САПР, выполненном Harbor Research Group (Boston, MA), указано, что наиболее часто отмечаемой пользователями САПР проблемой являются обучение и подготовка персонала [102]. В недавнем исследовании [52] 202 поставщика автомобильных комплектующих изделий из Мичигана ответили на разосланные по почте вопросы по подготовке специалистов для САПР. Исследование показало, что отсутствует общий подход к организации подготовки персонала. Среди фирм, использующих САПР, 72% производят обучение неформальным образом в процессе работы; формальное обучение отсутствует, равно как и программы подготовки. Кроме того, 40% фирм не имеют координатора по обучению, причем фактически все фирмы проводят обучение у поставщика или у частных обучающих компаний, что является наиболее распространенным методом подготовки.
Другие исследования также подтверждают недостаточный уровень подготовки. В исследовании [67] случайным образом выбранных национальных фирм-производителей показано, что лишь ограниченное количество (19%) фирм, использующих САПР, занимается подготовкой специалистов. Авторы исследования [48] также производили опрос пользователей САПР (81 пользователя в Рокуэлле), в результате которого установлено, что одной из наиболее часто упоминаемых пользователями проблем внедрения является недостаточный уровень соответствующей подготовки. Более того, пользователи заявляли, что руководство оказывалось не в состоянии преодолеть неэффективность подготовки или обучения, связанного с внедрением новой системы.
Одной из причин такой подготовки персонала, отмечаемой пользователями, может быть форма, в которой обычно проводится обучение, т. е. неформальное обучение с высоким доверием в отношении обучаемых и весьма слабой ориентацией обучающего на специфическую организацию рабочих процессов [52, 2, 67]. При рассмотрении неудачных попыток внедрения систем автоматизации конторской деятельности было показано [97], что «поставщик монтирует стандартное изделие в конкретных условиях пользователя. Обширная литература с описанием неудачных попыток показывает, что такой подход не позволял и не позволит в дальнейшем успешно внедрять интегрированные системы автоматизации конторской деятельности».
Автор приводит различные причины, по которым не следует полагаться на поставщиков: 1) поставщик может не понимать все разнообразие потребностей различных групп пользователей; 2) программа подготовки специалистов, приемлемая в некоторый момент времени, может оказаться неподходящей позже вследствие динамичной природы организаций; 3) поставщики склонны игнорировать проблемы поведенческого фактора при подготовке персонала и смене оборудования и 4) поставщики, по-видимому, лишь в малой степени способны адаптироваться к требованиям пользователей, поскольку они подходят к проблеме с имеющимся готовым решением. Эти выводы несколько расширены в отношении технических средств САПР в работе [99]. Используя опыт составления программ обучения пользователей САПР, автор наблюдал, что подготовка персонала с помощью поставщиков обеспечивает только минимальный уровень знакомства с системой; главные выгоды от использования САПР без проведения специального, ориентированного на особенности рабочих процедур в данной компании обучения персонала реализовать затруднительно. ,
Хотя и не следует использовать предоставляемые поставщиком специальные пакеты обучающего программного обеспечения в качестве программы начального внутрифирменного курса обучения, авторы работы [39] обнаружили специальный интерес в отношении поставщиков. При последовательном изучении проектов автоматизации обнаружено, что опыт успешного внедрения характеризуется тем, что поставщиками проводилось организационнное моделирование для фирм с надлежащим использованием технологий и поведением в случаях возникновения неполадок. В соответствии с этим' выводом авторы рекомендуют использовать взаимодействие между персоналом пользователя и поставщика для распространения навыков нового поведения среди пользователей.
В дополнение к новому подходу к использованию возможностей поставщика первоначальное обучение должно исходить из действительно необходимой подготовки в течение периода первоначальной установки и внедрения системы. В работе [53] показано, что наиболее продуктивное использование новой системы достигается в том случае, когда при первоначальном обучении акцент делается на концептуальные сведения (т. е. рабочие процессы), а не на специфические функции системы. Исследователи обнаружили также, что обучение новым способам применения системы в противоположность умелому ис - .пользованию специальных функций дает в результате более "рациональное использование новых систем в организациях.
В работе [99] также рекомендуется отойти от традиционного метода обучения, когда акцент делается на специфические машинные операции. Автор указывает, что недостатком •большинства обучающих программ САПР является то, что юни обучают операторов созданию изображений на видеотерминале точно так же, как при черчении вручную. По мнению автора, операторов следует обучать созданию моделей на ЭВМ, что позволит получать всю информацию о конечном продукте, необходимую последующим пользователям.
Обучающие программы будущего должны не только способствовать приобретению широкого набора навыков, как это делают существующие программы, но и быть адресованы многочисленной аудитории. Руководители проектов также нуждаются в обучении основам использования САПР. В работе [48] показано, что такое обучение руководителей проектов уменьшает сопротивление переменам со стороны не только руководителей, но и их сотрудников. В работе [99] предлагается ввести специальный курс для руководителей. В подобном курсе обучения следует рассмотреть, почему САПР приводят к изменениям характера работы руководителей (например, к изменениям в координации работы подчиненных в связи с появлением новой выходной информации), а также к изменениям в методах календарного планирования и финансирования работ. Предлагаемый курс может помочь руководителям понять смятение пользователей при изучении и адаптации к новой системе, например беспокойство, вызываемое малой скоростью реакции. Автор полагает, что подобный курс обучения не должен превышать десяти часов.
Рекомендации по усовершенствованию программ первоначального обучения предложены также в работе [99]. Согласно результатам последовательного изучения процесса внедрения электронной системы обмена информацией, пользователи отмечали необходимость наличия обратной связи со своими коллегами уже после первого сеанса работы за терминалом. Колоритным примером может служить высказывание одного из пользователей: «Это первые фразы бредущего словотворца, заблудившегося в искривленном времени». Это наблюдение указывает на необходимость включения в программу первоначального обучения организации эффективной обратной связи на период адаптации пользователей к работе с новой системой. Необходимость наличия обратной связи подтверждается также и в недавно опубликованном обзоре литературы по под - Готовке и обучению, выполненном Холдингом1'. Автор утверж-
" Holding, 1986.
Дает: «Наличие обратной связи представляется существенным для приобретения навыков, и многие эксперименты доказывают, что успех обучения достигается на основе знания результата».
Результаты упомянутых исследований позволяют сделать- следующие заключения относительно организации будущих - программ, цель которых СОСТОИТ в ТОМ, чтобы ПОМОЧЬ ПОЛЬЗО' Вателю в период первоначального обучения:
1. Следует адаптировать подготовку к особенностям организации, умерить надежды на лиц, ответственных за подготовку, и использовать реальные организационные примеры при проведении обучения.
2. Для упрощения адаптации обучения не только к особенностям организации, но и к конкретным пользователям следует до начала обучения провести выборочный опрос пользователей.
3. Необходимо составить официальный план подготовки.
4. Следует помочь руководству понять ход обучения.
5. Необходимо расширить рамки курса, включив в него рассмотрение общих концепций и возможностей системы.
6. Следует расширить контингент обучаемых, включив и тех служащих, кто имеет лишь косвенное отношение к новой системе.
7. Необходимо учитывать, что обучение вызовет чувство смятения и растерянности среди обучаемых, и подготовить руководство к этому, чтобы пользователи не ощущали чрезмерного принуждения к увеличению скорости работы.
8. Для уменьшения зависимости пользователей на начальных стадиях обучения и тем самым увеличения времени работы с системой без отвлечения от работы остальных сотрудников следует назначить специального консультанта, ответственного прежде всего за предоставление помощи новым пользователям.