Переподготовка персонала
Одна из наиболее тонких проблем, связанных с вводом в эксплуатацию и освоением гибких производств и промышленных роботов, состоит в том, что требования к навыкам, предъявляемые этими новыми технологиями, никак не связаны с навыками, стереотипами восприятия и знаниями, накопленными про- иышленным рабочим ранее, и не могут на них опираться [23]. Это означает, что в революционную эпоху промышлен - жых роботов накопленные ранее производственные навыки, ■оторые широко использовались в период, предшествовавший автоматизации с применением микроэлектронной техники, ока - даваются совершенно бесполезными [26].
Здесь надо иметь в виду два важных обстоятельства. Во - первых, необходимо найти рабочих, которым можно путем переподготовки привить новые навыки. Для этого надо проанализировать требования к навыкам и знаниям, необходимым для лиц, занятых в роботизированном производстве. По результатам анализа можно разработать небольшие рабочие задания или тесты. Оценив надежность и корректность этих тестов, их можно предложить уволенным рабочим, что в свою очередь позволит оценить вероятность успешного овладения новыми навыками [4]. На основе этой оценки и знания природы человеческих способностей можно с уверенностью сказать, что навыки, необходимые для новой производственной среды, ориентированной на интенсивное использование роботов и компьютеров, не сможет приобрести более половины уволенных рабочих. Если мы не обеспечим тщательное планирование рабочей силы, то к 2000 г. в США может оказаться более 20 млн. безработных, что совершенно недопустимо с социальной и экономической точек зрения. Чтобы как-то ослабить или вообще исключить такую ситуацию, промышленные роботизированные системы следует проектировать, изготавливать и эксплуатировать так, чтобы максимально использовать накопленные человеком навыки.