Модели супервизорного управления
Производитель ' иость труда |
В ГПС оператор может распределять свое внимание между большим числом машин, уделяя каждой из них столько внимания, сколько необходимо для ее правильного обслуживания
Рис. 7.13. Уровни распределения функций в системе [18]. (Copyright 1982, Перепечатано с разрешения.) |
И контроля. Человек обычно ощущает ответственность при выполнении большого числа разнообразных задач. Вполне правомерно рассматривать человека как вычислительную машину, работающую в режиме разделения времени при разных распределениях времени обработки и разных структурах приоритетов, которые допускают прерывание выполнения заданий. Такой подход можно осуществить с помощью аппарата теории массового обслуживания [5, 22, 32].
Целым рядом исследователей разработаны модели принятия решений человеком в многозадачных ситуациях. Сандерс и МакКормик [18] смоделировали поведение человека в процессе слежения за показаниями приборов. При этом предполагалось, что человек пользуется своими весьма ограниченными возможностями запоминания и переработки информации для последовательного наблюдения за множеством приборов в случайном порядке; мерой рабочей нагрузки служила доля времени, приходившаяся на наблюдение за конкретным прибором. ♦ <
Авторы работы [31] создали парадигму многозадачного динамического конструирования с такими характеристиками, как оценка времени между двумя последовательными входами в задачу, время до момента устранения задачи, продолжительность выполнения задачи, производительность человека, решающего задачи, а также ввели понятие плотности параметров задачи. В этом эксперименте на экране отображался ряд значений требуемого времени завершения задач в уело - виях многозадачного режима и соответствующие им поощрения. Человек должен был решать, какую задачу в каждый конкретный момент выполнять, чтобы выигрыш был максимальным. Экспериментаторы пришли к выводу, что в случае решения человеком ряда задач с помощью ЭВМ для достижения оптимальных результатов важно установить степень ответственности за выполнение им каждой конкретной задачи.
Некоторые исследователи [5, 22] изучали особенности принятия решений в условиях многозадачного режима, когда человек должен распределять свое внимание между задачами управления и другими дискретными задачами. Если пользоваться терминами теории массового обслуживания, то человек как узел обслуживания в рамках рассматриваемой модели имеет дело сразу с несколькими задачами, причем значения интервалов времени между двумя последовательными поступлениями требований на обслуживание распределены экспоненциально. Такая расширяющаяся модель позволила оценить прогнозируемое среднее время ожидания для каждой задачи и среднее время, уделяемое этой задаче.
Говиндарадж и Роуз [10] разработали многопараметрическую модель оптимального выполнения задачи, учитывающую 1) отношение веса управляющего воздействия к весу последующей ошибки; 2) отношение номинальных весов управляющих воздействий к их фактическим весам на дискретных интервалах времени решения задач и 3) пороги изменений управляющих воздействий. Эта модель может оказаться полезной для оценки отображений, в которых известны будущие события, удаленные на определенное расстояние от настоящего, т. е. при известных характеристиках дискретной задачи можно определить продолжительность ее выполнения и время завершения. Проводился эксперимент, в котором люди управляли положением образа самолета на карте по информации, отнесенной на определенное расстояние в будущее. Результаты эксперимента показали, что модель хорошо согласуется с экспериментальными данными.