Интерфейсы, определяемые пользователем
Новый подход к проектированию программных интерфейсов заключается в использовании так называемого фасадного метода. Это часто бывает полезно при имитации новых структур интерфейса в случае отсутствия в данный момент соответствующей технологии. В работе [23] использован метод подобия внешних характеристик для описания проблем общения между человеком и машиной, который позволяет определить основные требования, предъявляемые к проектированию коммуникационных интерфейсов человек — ЭВМ. Гоулд и др. [60] прибегли к фасадному методу для оценки степени полезности использования систем распознавания речи в задачах составления документов. Техника автоматического распознавания речи пока не позволяет достичь уровня понимания независимого от говорящего связного и лексически не ограниченного текста. Включив в цепочку речевого ввода данных опытную машинистку, хорошо знакомую с принципом действия интерактивного текстового редактора, и отображая результаты ввода на дисплее, авторы работы [60] добились эффективной имитации речевого ввода и смогли численно определить параметры распознавания речи.
Разработан также определяемый пользователем интерфейс на естественном языке для задач управления календарными событиями [77]. Для этой цели использован шестиэтапный итеративный метод проектирования, состоящий из этапов анализа задачи, разработки сложной структурированной программы, обеспечения внешнего сходства с естественноязыковым интерфейсом, создания упрощенного текстового процессора;
Обеспечения сходства с интерфейсом, допускающим ограниченное вмешательство экспериментатора, и сравнительных испытаний. Результирующая программа распознавала примерно 86% пользовательских команд на естественном языке.
Подход на основе моделирования использовался также для построения определяемого пользователем интерфейса при создании системы электронной почты [58]; при этом применялся фасадный метод, способствовавший проведению итеративной доработки предварительного проекта. Недостаточно знакомые с вычислительной техникой пользователи работали с интерфейсом типа командной строки, не прибегая к документации или к помощи со стороны системы. В процессе эксперимента в работу пользователя (незаметно для него) вмешивался оператор, перехватывавший команды пользователя и создававший иллюзию настоящего интерактивного режима. Базирующийся на командах пользователя программный интерфейс подвергался затем итеративной доработке, и процент распознаваемых системой команд пользователя увеличился с 7 до 76. Принимая во внимание убедительные результаты данной работы, можно сделать вывод, что определяемые пользователем интерфейсы, полученные на основе применения фасадного метода, представляются достаточно эффективным средством этапа формативного оценивания.