ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Быстрая разработка макета

С самого начала разработки программного интерфейса и до­кументации к нему проектировщику необходим инструмента­рий, позволяющий быстро создать первоначальную версию интерфейса, которая могла бы быть легко модифицирована согласно результатам ее оценки пользователями. В работе [65] рассмотрен ряд методов, предназначенных для быстрого маке­тирования интерфейса. Некоторые из них входят в более об­щие методы проектирования программного обеспечения, назы­ваемые системами управления интерфейсом пользователя (UIMS). Например, в работе [66] описывается система управ­ления диалогом, в которой качество итеративного проектирова­ния улучшается путем выделения в программном обеспечении компонентов, связанных с обслуживанием диалога, и собствен­но вычислительного процесса. Быстрой разработке макета диалога в данной системе способствует использование различ­ного инструментария. Описана [148] методология проектиро­вания в среде информационной системы разработки програм­много обеспечения USE, при которой используется метод диа­грамм переходов как основа для быстрой разработки макета (прототипа).

Большинство методик быстрого макетирования создава­лось как специфический инструментарий для помощи проекти­ровщику в эффективном «генерировании» структуры програм­много интерфейса, которая могла бы легко модифицироваться в процессе итеративного проектирования. При создании по­добного инструментария важно учесть два принципа. Во-пер­вых, метод должен приводить к созданию программного обес­печения, которое легко модифицировать на этапе доработки. Очень часто программное обеспечение макета только имитиру­ет реальный интерфейс и должно преобразовываться в рабо­чие программы после завершения итеративного проектирова­ния. Во-вторых, способ быстрого макетирования должен соот­ветствовать уровню квалификации проектировщика. Часть по­добных методик требует для правильного использования глу­боких знаний в области программирования, необходимых и профессиональным системным аналитикам. Другие средства являются в основном программными «оболочками», в которых могут использойаться макроопределения, или представляют со­бой диалоговые системы на основе меню, позволяющие проек­тировать интерфейсы даже начинающим разработчикам.

Несмотря на то что разработка методик быстрого макети­рования ведется ускоренными темпами, необходимо тщатель­но изучить вопрос об их использовании в проектировании уни­версальных программных интерфейсов — с целью определения направлений дальнейших исследований. В работе [2] описано применение методов быстрого макетирования и итеративной доработки в 12 проектах информационных систем, на создание которых было затрачено от 3 до 89 человеко-месяцев. Опрос руководителей проектов и системных аналитиков показывает наличие как достоинств, так и недостатков этих методов. Пре­имущества заключаются в предоставлении пользователям ре­ального интерфейса для оценки его качества, общей основе для пользователей и проектировщиков в описании задач и наконец в действительном привлечении пользователей к разработке ин­терфейса. К недостаткам процедур быстрого макетирования можно отнести необходимость поддержания заинтересованности пользователя в течение нескольких итераций проектирования, ограниченные возможности моделирования интерфейса, необхо­димость управления и контроля за итеративным процессом, а также ограниченную возможность макетирования больших информационных систем.

Несмотря на то что эти методики находятся в основном в стадии разработки и не получили оценки эффективности их применения для создания больших систем, можно считать, что существует приемлемый инструментарий быстрого макетиро­вания. По существу эти методики могут рассматриваться либо как инструментальные средства проектирования интерфейса, либо как способы управления диалогом, что отображено на рис. 2.4.

Инструментальные средства проектирования интерфейса

Инструментарий проектирования интерфейса оказывается наи­более полезным специалистам по инженерной психологии при выборе одного из возможных способов выхода данных на экран или устройства отображения в случае, когда он обеспечивает возможность модификации интерфейса человек — ЭВМ без не­обходимости переписывания исходных текстов программ. (В гл. 3 и 9 тома 5 приводится описание различных альтерна­тивных способов ввода — вывода информации.) Этот инстру­ментарий проектирования совместно с процедурами управле­ния ходом диалога способствует разработке интерфейса, кото­рый может быть оценен пользователями и модифицирован в итеративном процессе.

Авторы работы [74] излагают свою концепцию такого ин­струментария на примере интерактивной среды проектирова­ния диалога (AIDE), являющейся частью системы управления диалогом. Система AIDE позволяет проектировщику непосред­ственно наблюдать за изменениями в диалоге при использова­нии различных методов редактирования, включая языки описа­ния диалога, графические средства форматирования, меню, кла­вишные средства форматирования, а также речевой ввод — вы­вод, языковые процессоры и экспертизу проектных решений. По мере завершения диалогового проектирования формируется текст программы на языке высокого уровня. Некоторые методи­ки, входящие в систему AIDE, в настоящее время уже исполь­зуются в работе, однако для их широкомасштабного примене­ния к сложным программным интерфейсам требуется дополни­тельная оценка.

Имеется несколько пакетов программ быстрого макетиро­вания интерфейса, выпускаемых промышленностью в помощь проектировщикам вычислительных диалоговых систем. Зна­чительная часть этих программ довольно специфична и имеет ограниченную сферу применения. Примерами подобных систем являются система проектирования режима заполнения окон на экране дисплея BLOX [122], система управления разработкой DMS [72] для экранного управления вводом данных, система представления данных в отчетах и графиках PRESENT [33] и система управления формами вывода данных FMS [36] для проектирования форм документов, управляемого посредством меню.

Инструментальные средства управления диалогом

Так как для большинства проектов программных интерфей­сов, разрабатываемых с учетом поведенческого фактора, цент­ральным вопросом является проблема общения человека с машиной, инструментальные средства быстрого макетирования интерфейса служат специалистам по эргономике удобным спо­собом легкого осуществления итеративной модификации диало­га без необходимости изменения текста исходной программы. Для создания такого инструментария были предложены раз­ные общие методики. Например, был разработан [64] интерак­тивный диалоговый синтезатор, в котором используется язык спецификаций диалога как первая ступень в построении ими­тационного механизма, создающего варианты интерфейса для различных интерактивных устройств. Позднее было рекомен­довано [116] использование языка программирования Пролог, основанного на продукционных правилах, как методики диа­логовых спецификаций, позволяющей быстро разрабатывать прототипы альтернативных структур диалога человек — ЭВМ.

В дополнение к этому было предложено несколько специ­альных методик управления диалогом. Они включают так на­зываемый поведенческий синтезатор BD [66] для макетиро­вания диалога в диалоговой системе управления; систему бы­строго макетирования интерактивных диалогов RAPID, осно­ванную на использовании диаграмм переходов, которая явля­ется частью системы USE [148]; фонетическую интерактивную систему на основе функционального языка FLAIR [158] — средство макетирования диалогов, определяемых разработан­ной теми же авторами спецификацией языка проектирования диалога на основе ряда экранных меню, направляющих дей­ствия проектировщика, и метод АСТ/1 [89], предназначенный для моделирования с помощью экранной системы механизма работы пользователя с интерфейсом.

Так как в настоящее время большинство методов быстрого макетирования находится в стадии разработки, их применение при создании программного обеспечения под силу только вы­сококвалифицированным программистам. И они действительно реализуют многие такие возможности в большинстве програм­мных проектов. Но как при использовании инструментария бы­строго макетирования, так и при создании диалога самим раз­работчиком назначение данного этапа остается неизменным — содействовать разработке интерфейса, который может быть легко доработан посредством итеративных процедур.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Этапы проектирования программного обеспечения интерфейса человек — ЭВМ

Проектирование качественного программного обеспечения ин­терфейса человек —ЭВМ не является жестким, статическим процессом. Характер и содержание каждого интерфейса варьи­руются в соответствии с конкретной областью его использова­ния, и в группах разработчиков часто …

Оценка эффективности человеко-машинных систем

Существует целый ряд общих методов оценки эффективности для различных уровней характеристик человеко-машинных сис­тем, однако оценка эффективности распознавания речи в слож­ней задаче управления, связанной с отображением информации, представляется задачей более трудной …

Потребность в документации

Соответствующая документация необходима для обеспечения эффективных и экономичных процедур разработки, использо­вания и сопровождения программных систем в целях организа­ции систематического обмена информацией между управленчес­ким персоналом, разработчиками системы и пользователями на всех …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.