ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Адаптивные интерфейсы для неопытных пользователей

Повышение качества интерфейса человек — ЭВМ, предназна­ченного для начинающих пользователей, может быть достиг­нуто в процессе итеративного проектирования, условно отобра­женного на рис. 2.1. Как правило, результирующий интерфейс уже ле изменяется и предназначен для всех категорий поль­зователей. Однако в последнее время наблюдается тенденция к построению более динамичных адаптивных интерфейсов. Де­ло в том, что пользователи, недостаточно хорошо ориентиру­ющиеся в вычислительных системах, нуждаются в интерфей­се, который бы учитывал отсутствие опыта, а также их инди­видуальные потребности и наклонности. Поскольку адаптивный интерфейс определяет одно из средств решения этой пробле­мы, в данном разделе излагаются некоторые вопросы по его разработке.

Необходимость в адаптивных человеко-машинных системах обусловлена различиями, неизбежно присущими людям, а так­же машинам и решаемым на них задачам. Хорошо исследова­но проявляемое при эксплуатации вычислительных систем раз­нообразие индивидуальных характеристик пользователей [39, 40, 112, 119, 124], в то время как изучение внутренних, прису­щих отдельному человеку различий находится в начальной стадии [6, 55]. Другой особенностью диалога человек — ЭВМ является то, что очевидная неоднородность свойств кон­кретных машин и решаемых задач увеличивает трудности, ко­торые испытывает пользователь при работе с интерфейсом. Пользователям приходится выполнять огромное количество задач —■ от редактирования текстов до управления базой дан­ных— с помощью самых разных вычислительных систем. С учетом всех упомянутых различий разработка диалога че­ловек— ЭВМ представляет собой крайне трудную проблему.

Принимая во внимание вышесказанное, можно отметить два основных подхода к проектированию диалоговых систем человек — ЭВМ. Первый из них носит название гибкого про­ектирования, а второй — адаптивного проектирования. Метод гибкого проектирования интерфейсов является более традици­онным в разработке диалоговых вычислительных систем. В про­цессе проектирования проводится анализ всех несоответствий действий пользователя и машины, что сводится обычно к оцени­ванию множества методов оптимизации диалога с целью раз­работки наиболее подходящего для пользователя способа его организации. Разработка интерфейса, определяемого пользо­вателем [58], является хорошим примером реализации мето­да гибкого проектирования, наглядно иллюстрирующим кон­кретную цель применения такого метода — создание диалого­вой системы для широкой пользовательской аудитории.

В противоположность этому основой проектирования адап­тивных интерфейсов является принцип, состоящий в том, что плохой контакт при общении пользователя с ЭВМ неизбе­жен. Адаптивный интерфейс устанавливает связь с пользовате­лем и программной задачей для предоставления первому раз - ного рода подсказок, указаний и возможности выбора альтер­нативных вариантов ведения диалога. Такой дополнительный коммуникационный канал между человеком и машиной, помо­гающий пользователю в его работе со сложными вычислитель­ными системами, может быть прямым или косвенным. Вооб­ще в методологии проектирования адаптивных интерфейсов большое значение придается разработке систем, которые мо­гут динамично изменяться, подстраиваясь к пользовательским, машинным и программным различиям [73, 144]. Кроме того, она предполагает, что пользователь хотел бы взаимодейство­вать с ЭВМ как с равноправным партнером, а не слепо сле­довать системным предписаниям [83]. Так как в последнее время проявляется тенденция ко все большему применению адаптивных интерфейсов для создания новых систем, соста­вители данного раздела предлагают на рассмотрение читателя несколько возможных вариантов проектирования, представля­ющихся приемлемыми для построения этого класса програм­мных интерфейсов.

Разработка таких «интеллектуальных» интерфейсов пред­полагает применение адаптивных средств обеспечения челове­ко-машинного взаимодействия и представления знаний. Важ­ность использования первой группы средств вытекает из ак­тивного и динамического характера диалога человека с маши­ной в условиях адаптивных интерфейсов, а рассмотрение вто­рой группы обусловлено необходимостью согласования кон­кретной модели человек — машина — задача с уровнем квали­фикации пользователя и его стилем работы на ЭВМ. Однако не следует рассматривать эти две группы средств изолирован­но. Использование каждой из них является необходимым усло­вием проектирования и оценивания адаптивных интерфейсов, так как при этом предполагается применение эффективных ме­тодов доведения до неопытного пользователя информации, хранимой в памяти машины.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Этапы проектирования программного обеспечения интерфейса человек — ЭВМ

Проектирование качественного программного обеспечения ин­терфейса человек —ЭВМ не является жестким, статическим процессом. Характер и содержание каждого интерфейса варьи­руются в соответствии с конкретной областью его использова­ния, и в группах разработчиков часто …

Оценка эффективности человеко-машинных систем

Существует целый ряд общих методов оценки эффективности для различных уровней характеристик человеко-машинных сис­тем, однако оценка эффективности распознавания речи в слож­ней задаче управления, связанной с отображением информации, представляется задачей более трудной …

Потребность в документации

Соответствующая документация необходима для обеспечения эффективных и экономичных процедур разработки, использо­вания и сопровождения программных систем в целях организа­ции систематического обмена информацией между управленчес­ким персоналом, разработчиками системы и пользователями на всех …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.