ЧАСТОТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АСИНХРОННЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
УРАВНЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ В СТАЦИОНАРНОМ РЕЖИМЕ
Для выяснения принципиальных свойств короткозамкнутого асинхронного двигателя при раздельном управлении амплитудой и частотой напряжения рассмотрим сначала стационарные режимы в линейной идеализации, пользуясь схемой замещения (см. рис. 1.1). Активные сопротивления и индуктивности вначале будем считать постоянными, что позволит получить линейные зависимости, пригодные для исследования не только стационарных режимов, но и переходных электромеханических режимов без учета электромагнитных процессов.
В действительности эти параметры двигателя являются в той или иной степени переменными, в частности активные сопротивления статора зависят от температуры и явления вытеснения тока.
Для упрощения выводов будем пользоваться относительными величинами. Введенные в § 1.1 величины (1.1), (1.2), (1.3):
а=^і//шомі P=f2//2II0M> s==f2/fl
дополним новыми:
относительное напряжение статора (действующее и амплитудное значения)
y = U /UiioM==Um/(Jmuoyit
момент
і.=М/МПоя (1.9)
ф= Ф/Фном,
где Фном — рабочий поток, т. е. поток в воздушном зазоре при номинальном моменте Мтм-
Коэффициент статической устойчивости (перегружаемое™)
^ == Мпои.
Кроме того, будем пользоваться коэффициентами рас - сеяния статора и ротора:
Х=Х/Хо, %2=х2/х0 и общим коэффициентом рассеяния Т=Ті+Т2+ТіТ2.
Для сокращения записи формул используем обозначения, уже получившие применения в литературе:
с = х0т = х, (1 + ) + х'2 = хх + х (1 + х,); d = rjx„ = lx1r1;
е = 1-{-V
Критическое скольжение Ркр не зависит от напряжения статора (параметра у), но зависит от параметра частоты статора а.
Как и при номинальной частоте, параметр рКр делит механическую характеристику двигателя на две области: статически устойчивую при Р<Ркр и статически неустойчивую при р>ркр.
Приведенные формулы дают выражения момента двигателя в зависимости от параметра абсолютного скольжения р, максимального и пускового моментов, а также критического абсолютного скольжения ркР) в явной зависимости от обеих независимых переменных — параметров управления — частоты а и напряжения у, так как в них Ъ, с, d и е — постоянные параметры машины. В реальных условиях работы двигателя независимой величиной является, конечно, не абсолютное скольжение, а момент двигателя, равный сумме моментов статического и динамиче
ского сопротивлений (1.5). Абсолютное скольжение является функцией момента, напряжения на выводах двигателя и его частоты
Нетрудно видеть, что в уравнениях для тока ротора L момента место, которое при номинальной частоте занимало относительное скольжение s, при частотном управление, занял параметр абсолютного скольжения р, который в теории асинхронного двигателя при управляемой частоте играет такую же роль, как относительное скольжение s при постоянной частоте.
Таким образом, поведение асинхронного двигателя при частотном управлении полностью и однозначно определяется тремя независимыми переменными: частотой тока статора, или относительным параметром а, амплитудой напряжения статора, или относительным параметром у, и моментом двигателя, или параметром абсолютного скольжения Р, который играет роль промежуточного параметра нагрузки.
При заданном законе управления амплитудой и частотой напряжения относительные параметры аир характеризуют состояние не только электрических, но и механических величин двигателя.
Параметр а характеризует не только частоту тока статора, но и угловую скорость ротора (с точностью до скольжения) :
(0=(0іном(а—Р). (1.21)
Параметр абсолютного скольжения р характеризует не только частоту тока ротора, по и момент двигателя (если пренебречь падением напряжения в активных сопротивлениях статора).