ЧАСТОТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АСИНХРОННЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
ОСНОВНОЙ ЗАКОН М. П. КОСТЕНКО
(2.1) |
В работе [2], положившей начало частотному управлению, академик М. П. Костенко установил следующий закон управления амплитудой и действующим значением напряжения (в дальнейшем просто напряжения) в зависимости от частоты: чтобы обеспечить оптимальный режим работы асинхронного двигателя при всех значениях частоты и нагрузки, относительное напряжение двигателя необходимо изменять пропорционально произведению относительной частоты на корень квадратный из относительного момента двигателя. Этот закон частотного управления можно записать уравнением
и____ |
” но. ч
или в относительных единицах
Закон был получен в пренебрежении падением напряжения в активных сопротивлениях статора и насыщением магнитной цепи.
'ном |
Основополагающим в законе является то, что напряжение необходимо регулировать так, чтобы коэффициент статической перегружаемости
оставался одинаковым при разных частотах. Так как максимальный момент изменяется пропорционально квадрату потока в воздушном зазоре Ф, то для этого необходимо, чтобы
или 9 = ]/}Г. |
Но в первом приближении
и' ^ ФТ, U" Ф'7'
откуда и следует основное
Положение вектора тока статора, а следовательно и коэффициент статической перегружаемое™, т. е. отношение максимального момента к моменту на валу двигателя при том же напряжении, будут неизменными при всех частотах и угловых скоростях двигателя, абсолютное скольжение имеет постоянное значение, а потери близки к минимальным.
Условия работы асинхронного двигателя в рассматриваемом режиме М. П. Костенко формулирует следующим 52образом [2]: «Если сконструировать асинхронный двигатель для частоты fiHOM, момента М„ом и напряжения на зажимах Uном и изменять затем при новом значении момента М напряжение U и частоту Д таким образом, чтобы удовлетворялось соотношение (2.1), то двигатель будет работать при практически неизменных cos ф, коэффициенте перегружаемое™ и абсолютном скольжении, а его КПД будет определяться уравнением (2.2) и зависеть только от изменения частоты f/fПОм и практически не будет зависеть от изменения момента на валу М/М
ном> если насыщение магнитной цепи двигателя не слишком велико».
Закон Костенко говорит о том, как надо изменить напряжение, если двигатель будет работать не при номинальной частоте, а при новом, пониженном ее значении. Закон учитывает свойства нагрузки. Если она с уменьшением частоты также уменьшается из-за сопутствующего почти пропорционально частоте уменьшения угловой скорости, то нет смысла сохранять поток двигателя на том же уровне. Его можно уменьшить настолько, чтобы только сохранить старый номинальный коэффициент статической перегружаемое™, т. е. запас статической устойчивости.
Уменьшение потока с уменьшением нагрузки при том же запасе устойчивости дает уменьшение потерь в стали двигателя и повышает экономичность привода с частотным управлением и часто меняющейся нагрузкой по сравнению с асинхронным двигателем при постоянной частоте.
Уменьшение потока с уменьшением момента, как известно, имеет место и у двигателей постоянного тока последовательного возбуждения.
Диапазон регулирования скорости вращения двигателя по рассматриваемому закону (2.1) ограничен сверху и снизу.
Верхняя граница определяется насыщением магнито- провода машины. С ростом отношения у /а растет магнитный поток машины и резко увеличивается ток намагничивания /0 ,, что и ограничивает допустимое значение этого отношения. Поэтому применение закона Костенко практически ограничено нагрузками, не слишком превышающими номинальный момент двигателя.
Нижняя граница диапазона регулирования зависит от момента статического сопротивления при трогании двигателя с места. Очевидно, при возрастании частоты и напряжения от нуля двигатель будет неподвижен до тех пор, пока частота ротора, равная частоте статора (ротор неподвижен), не достигнет такого значения, при котором момент двигателя превысит момент трогания неподвижного привода.
Практическое применение основного закона ограничивают трудности непосредственного измерения момента на валу двигателя.
НОМИНАЛЬНЫЙ ЗАКОН
В первое время практическое значение имел закон регулирования напряжения пропорционально частоте:
U/fi=const, или у=а.
Нетрудно виДеІь, что StOT закон получайся Из зйкойа Костенко при постоянном номинальном моменте.
Этот режим близок к естественному режиму питания короткозамкнутого двигателя от синхронного генератора с постоянным возбуждением и от асинхронного преобразователя частоты. Его называли номинальным [3] потому, что табличные заводские
данные специальных серий г^л Х1 x rz4/fi
короткозамкнутых двигателей, выпускаемых промышленностью, например рольганговых, указывались применительно к закону U—
= UH0 ма. При а = 1-ь-0,5
двигатель работает в условиях, мало отличающихся от номинальных. Но при дальнейшем уменьшении частоты момент уменьшается и характеристики резко ухудшаются из-за снижения потока, обусловленного падением напряжения в активных сопротивлениях статора, как эго впервые было показано в [5]. Выяснение роли последнего и является основным результатом настоящего подраздели.
Согласно (2.2) выражение для тока статора (1.11) получает вид:
1 = ^номо[/"о+/^о(1 +Тг) +/'/г/р] • {г [/о+jxо(1 +тг)] —
— UV—го*о(ті + тг) ]а+ го+/*о(1 +Ti)] f^ct/p +
+/-1/-VP},
или, после сокращения на а:
/і==^ном { [/'0+/*0(1+Т2)+Г/2/Р] - Гі/о. [го+
+/*о (1 +т2) ] — [х2о%—jr0x0 (ті+т2) ] +
Н~ 1/о+/*о( 1+Ti) ] г'г/Р+гіг'г/сф}.
Этому уравнению соответствует схема замещения, показанная на рис. 2.1. Схема питается номинальным напряжением, и все ее сопротивления, кроме активных сопротивлений статора и ротора, имеют постоянные значения такие же, как при номинальной частоте. Активное сопротивление статора изменяется обратно пропорционально параметру управления ct, а ротора — параметру нагрузки р.
Отсюда можно сформулировать следующее общее условие работы асинхронного двигателя [5]: при управлении по номинальному закону U=UH0Mа и при пониженных ча -
etotax Двигатель имеет такие же значения токой, потоко! абсолютного скольжения (следовательно, р) и момента, какие он имел бы при номинальной частоте, но с увеличенными обратно пропорционально частоте активными сопротивлениями статора. Все мощности уменьшаются пропорционально частоте, а относительное скольжение увеличивается обратно пропорционально частоте (и параметру «).
Опуская вывод уравнений геометрических мест двигателя в этом режиме, он изложен в работе [3], приведем только некоторые результаты, иллюстрирующие роль активного сопротивления статора.
С изменением частоты круговые диаграммы деформируются тем больше, чем меньше частота. На рис. 2.2 показаны круговые диаграммы двигателя в номинальном режиме при четырех значениях частоты: номинальной 50 Гц, а также 25, 10 и 5 Гц. Так как в этом режиме у=а, то согласно формулам (1.42) и (1.43) масштаб мощности изменяется пропорционально частоте и cos сгі, а момента — S6только пропорционально cos сгі. Диаграммы построены для рольгангового двигателя типа АЗР 24/10-6.
Аналитические выражения характеристик в номинальном режиме легко получить из общих формул § 1.1, подставив в них Y=a. В частности из (1.17) можно получить выражение для потока.
При уменьшении частоты статора поток снижается за счет падения напряжения в активном сопротивлении статора тем больше, чем больше частота ротора. На рис. 1.3
Рис. 2.3
приведены кривые, показывающие изменение потока в зависимости от частоты статора и ротора. Поток сравнительно мало меняется при частотах статора, близких к номинальному значению, потому что параметр р при нормальных нагрузках мал (примерно |3<0,05), но уменьшается до нуля при всех значениях частоты ротора.
На рис. 2.3,а показаны характеристики двигателя АЗР 24/10-6: ток статора; потребляемая мощность; электрические потери статора и ротора; коэффициент мощности и КПД в зависимости от частоты статора при постоянном моменте на валу М—20 Н-м. На рис. 2.3,6 показано для того же двигателя влияние частоты на пусковые характеристики — момент, ток и коэффициент мощности.
Момент двигателя определяется общим выражением (1.20), если в нем принять у—а, или
Величины рКр и q определяются прежней общей формулой, так как они не зависят от параметра напряжения ■у
На рис. 2.4,а показано изменение в зависимости от частоты пара метров механической характеристики Мтах, ркр и q, а также макси мального момента в генераторной области МтахТ.
Рис. 2.4 |
На рис. 2.4,6 приведено семейство кривых момента в зависимості от параметров абсолютного скольжения |3 при различных постоянны, значениях частоты статора и параметра а. Пунктирная кривая пока зывает изменение пускового момента Мп, т. е. момента при s=C а=р.
Ha рис. 2.5 показано семейство кривых момента в зависимости ог относительного скольжения s при разных значениях частоты статора. Максимальный момент в генераторной области больше, чем в двигательной, и в противоположность последнему возрастает с понижением частоты. Это явление обусловлено ролью активного сопротивления статора и в уравнении момента (2.3) отражено через параметр q.
Зависимость момента от угловой скорости, которую легко получить из уравнения (2.3), подставив в него |3=sа, показана на рис. 2.6 семейством кривых при. разных значениях частоты.
Изложенные зависимости показывают, что номинальный режим U~Unома для электроприводов с глубокой регулировкой скорости и при скорости ниже 1/2—1/3 номинальной не эффектив^ц, Это и привело к многочисленным поискам «рациональных» и «оптимальных» законов управления и способов их реализации, которые, как правило, требуют использования замкнутых цепей автоматического управления.
Таким образом, органический недостаток номинально закона управления напряжением заключается в уменьш пин потока с понижением частоты из-за падения напряж ния в первичных активных сопротивлениях двигате^' (в действительности к ним добавляются также и сопроти ления преобразователя частоты). Отсюда возникла нео ходимость изыскания такого закона регулирования напр, жения, при котором устранялось бы влияние этих сопр тивлений па поток двигателя. Для решения этой задач автор предложил регулировать напряжение на выводе двигателя так, чтобы падение напряжения в первичнь активных сопротивлениях точно компенсировалось [9]
Влияние активных сопротивлений г і на поток двигат ля будет компенсировано, если регулировать пропорциг нально частоте внутреннее напряжение эквивалентной схг мы замещения (см. рис. 1.1):
U'— —l]ri=aU'noM, или у=а, (2.4
ГДЄ U'H0M^U' При U=Unом, / 1=/іном-
Очевидно, В ЭТОЙ формуле r-і должно учитывать сопрс тивленне только статора, если U — напряжение, измереь ное на выводах статора, и оно должно учитывать такж сопротивление преобразователя частоты, если U — внутреї няя ЭДС последнего.
Нетрудно видеть, что при регулировании напряжени по закону (2.4) сохраняет постоянное значение при все частотах полный поток двигателя
где Ф)8— поток рассеяния статора.
Действительно,
U'=llXl НОМ + £7hom) [■И — Сі'ФіномИ,
где индекс «ном» отмечает значения переменных при не минальной частоте.
На этом основании закон 1г — компенсации точнее на зывать законом регулирования напряжения, обеспечиваю' щим постоянство полного потока двигателя.
Закон регулирования с постоянным полным потоко> можно выразить через параметры машины следующим образом.
Действующее значение в обозначениях (1.10):
! ~т~+е2
Uf = aU " '
(і2 _|_ с2а2) —+ е2а2) г'+ 2г, а Г 2
При номинальном моменте p=sH0M и У,ои = ииш/ Ї (2.5)
(*2 + с2) 7r4-('i2 + e2) r' z/sm-A 4" 2 Г,
Искомый закон управления напряжением просто выражается через относительный параметр у.
U 10' + /■,/,!
I Г J -- TJ
и ном и 11
или, при использовании (1.11),
(/■, + /х, а) (Z0 +_52з)
/Л, а(г0+З3) +£022за
Отсюда в обозначениях И'кошеном получим искомый закон:
(Ь2 C2a2)P/r,2 + (d2 + Є2»2) - T-~2r, a
с2^г+е2т
Здесь £/'ном/£/ном — постоянный коэффициент, определенный уравнением (2.5).
Уравнения геометрических мест и характеристик двигателя можно получить из общих уравнений (см. гл. 1),
61
tAioM==t^ ном, Г=0, Y=a.
Поступая таким образом, из (1.11) получим:
/ —11' го + Іхо U + тг) +________ r't/$ /о Сї
ЛОМ [**,t +т,)Л-[Г,+ /X,(l+T,)jrvr ;
С исключением первичного сопротивления Гі параметр частоты а сократился, и благодаря этому геометрическим
местом тока для всех частот является одна окружность (рис. 2.7). Уравнение вектора ее центра получим из (1.33)г подставив rj = 0, U НОМ — U ном и пренебрегая г2о<Сл:2о:
JU 2г0х — /JC0(I —f - 2т:)
Р и ном 2х20т(1 + х,) •
Из (2.6), полагая {3=0, найдем уравнение тока синхронного холостого хода
І =Ur ---------------
о U н°«Г0 + /^о(1 +^і) ’
полагая |3=оо, получаем уравнение тока идеального короткого замыкания
j Tjr rbJr /*о (1 +
IJK — U ном _ x*#t + ;>оХо (Х] + х2)
и, полагая £=а (при 5=1), — уравнение тока короткого замыкания
/ r0 + jX о(1 +1;) + /•',/«________
^ ” ном —/г^,(х1+т1)] + [г, + /*,(1+х1)]г'|/“ •
Таким образом, в рассматриваемом режиме постоянного полного потока, или /^-компенсации, круговая диаграмма и все ее элементы, кроме точки короткого замыкания, не зависят от частоты. Точка короткого замыкания с изменением частоты леремещается по окружности. Ее положение для любой частоты статора может быть найдено при помощи обычной шкалы скольжения. Так как в точке короткого замыкания частота ротора равна частоте статора, положение точки короткого замыкания при частоте fi= =fіном определяется пересечением с окружностью луча, проведенного в деление шкалы s=a (рис. 2.7).
Построенная нами круговая диаграмма отличается от обычной круговой диаграммы при номинальных значениях напряжения и частоты только тем, что по положительной действительной оси направлен не вектор приложенного напряжения U, а вектор фиктивного напряжения U', вследствие чего круговая диаграмма повернулась на соответствующий угол по часовой стрелке.
Масштаб вторичного тока согласно формуле (1.41) постоянный (если пренебречь г2о в сравнении с х) ті2=тп(1 +ті).
Мощность измеряется отрезками, параллельными оси ординат, в масштабе, который изменяется строго пропорционально частоте:
mP=mlU'lI0MmIia.
Мощность электрических потерь в статоре можно учесть па круговой диаграмме специальной прямой, которая строится следующим образом: через точку короткого замыкания при номинальной частоте p=s=l проводится прямая, параллельная оси ординат и ниже (или, условно, выше) оси абсцисс; на этой прямой находится точка, так, чтобы полученные отрезки были пропорциональны потерям короткого замыкания в роторе и статоре согласно отношению