ЧАСТОТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АСИНХРОННЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
КРУГОВЫЕ ДИАГРАММЫ
Наглядное и информативное представление о характеристиках асинхронного двигателя дает метод векторных уравнений и его графическая интерпретация в виде геометрических мест—множества точек, описываемых на плоскости векторами состояния при изменении параметров: нагрузки—скольжения р и управления — частоты а и напряжения v [3]. Метод векторчых уравнений Может стать 25полезным подспорьем при аналитических исследованиях и расчетах на цифровых ЭВМ и сократить машинное время. Геометрические места показывают поведение асинхронного привода по всему пространству состояний и позволяют выбрать минимальное число вариантов, заслуживающих расчета па ЭВМ. С другой стороны, геометрические места — годографы состояния в функции параметров а, р и у могут быть рассчитаны на ЭВМ, а их изображения выведены на графопостроители или дисплеи для наблюдения, исследования и корректирования. Однако этот вопрос, относящийся к машинному проектированию, еще мало разработан.
При частотном управлении построение круговых диаграмм на плоскости осложняется появлением двух новых независимых переменных — частоты а и напряжения у.
Вектор проводимости статора G будет описывать на комплексной плоскости кривые, зависящие от двух параметров: частоты ротора а и частоты ротора или абсолютного скольжения р.
Из этих кривых можно выделить геометрические места двух видов.
1. Семейство геометрических мест проводимости (тока) но параметру управления а при различных постоянных значениях параметра нагрузки, т. е. абсолютного скольжения Р:
в ПРИ Р = constСемейство геометрических мест проводимости (тока) по параметру нагрузки |3 при различных постоянных значениях параметра управления a: при a=const. Это
семейство отличается от обычных круговых диаграмм при постоянной частоте, очевидно, только параметром. Вместо относительного скольжения s они имеют параметр нагрузки р, пропорциональный абсолютному скольжению:
при a=^c°nst - с1-23)
К первому виду геометрических мест следует отнести и кривые, описываемые вектором центра окружностей проводимости (тока), поскольку эти кривые не зависят от параметра нагрузки р, но зависят от параметра управления а.
При переходных электромеханических процессах частотного управления векторы токов будут описывать на комплексной плоскости кривые, для которых семейства геометрических мест обоих указанных видов будут служить сеткой своеобразных криволинейных координат.
Практическое значение геометрических мест постоянной частоты статора, т. е. обычных круговых диаграмм, не требует пояснений. Геометрические места постоянного абсолютного скольжения полезны в двух отношениях. Во-пер - вых, они дают характерные точки круговых диаграмм, необходимые для построения последних при любом заданном значении частоты статора, т. е. параметра управления а; во-вторых, они наглядно показывают влияние изменения частоты статора на характеристики двигателя и на деформацию круговых диаграмм.
Поле обоих семейств геометрических мест a=const и p=const может дать полное и наглядное представление о поведении двигателя в любых режимах частотного управления.
Для практического применения геометрических мест необходимо не только построить их кривые согласно векторным уравнениям, но и указать на них распределение точек соответствующего параметра: a — для геометрических мест постоянного абсолютного скольжения p=const и параметра р — для геометрических мест постоянной частоты статора a=const.
Для геометрических мест a=const распределение точек параметра нагрузки р может быть установлено с помощью шкал, которые строятся аналогично шкале скольжения обычной круговой диаграммы.
Распределение точек параметра частоты статора а на геометрических местах постоянного абсолютного скольжения |3=const может быть определено при помощи шкал прямого параметра а или обратного параметра 1/а=а.
Эти шкалы в нашем случае проще всего строить, исходя из следующих соображений.
Положение точки на прямой проводимости (тока) Gі может быть определено фазой вектора тока этой точки ф или дополнительным углом а—п/2—ф, отложенным от оси абсцисс. Угол определяется выражением
где /а и /^—-активная и реактивная составляющие тока. В общем случае
где Р, Q и R могут содержать кроме активных и реактивных сопротивлений фиксированные значения параметра р. На основании (1.24) строится в произвольном масшта- |
tm/nirn Чт»пптт^-.ттт^ т +1 |
а ;2 |
j3=const / |
Рис. 1.4 |
I |
(
откуда находим уравнение Шкалы
р = 4- 5-+ (Р - № = Р - jR - fSa..
Шкала проходит через точку S оси ординат под углом о о к оси абсцисс. Масштаб шкалы определяется аргументом
tgOi=(P+S)/R,
так как ее нуль лежит на оси ординат.
Рассмотрим сначала геометрические места постоянного абсолютного скольжения.
Для упрощения, как и в § 1.2, будем пренебрегать потерями в стали, т. е. допустим, что го=0 (уравнения с учетом Го имеются в [3]).
Общее уравнение проводимости (тока) первичной цепи статора (1.22) запишем в виде
—' = г,/У+£«' (1>25)
Здесь обозначено:
H=r/2/$-i~jxo (1 +тг);
_S=jx0 ( 1 - f" Ті) r'2/P—Х2оТ.
При дальнейшем увеличении р конец вектора р возвращается обратно по тому же отрезку (нижняя половина эллипса) до точки, в которой |3=оо и которая совпадает с начальной точкой 0=0.
Рис. 1.5 |
Распределение точек параметра а по окружности р= =const может быть установлено при помощи шкал параметра а. Уравнение для этих шкал можно получить из уравнения (1.25), записав его в виде
Г і + £(Р) я rt+Fxa + jFyV - ’
где
F(V) = xn |
■ХрТ + /(1 +*і)гУЕ + Iх о(1 + Х2)
Отсюда находим выражение для углового аргумента шкалы из условия tg o=ctg Ф, где ф — фазовый угол вектора проводимости:
Рг* + Г 1 Fx + r, а
и в развернутом виде
xVVp Т'1 [Л ovi т *21 - Г'2 /Р J,, nrv,
Хо [х20х(1 +Х2) 4- (1 + т,)г22/З2]
Шкала проводится параллельно оси ординат на произвольном от нее расстоянии. Нуль и единица шкалы определяются лучами, проведенными под углом к оси абсцисс*,' о при а=0 и о при а= 1 (а=1/а).
Найдем теперь окружности p=const для двух граничных случаев: Р=0, т. е. окружность идеального холостого хода, так как при р=0 и s=0, и окружность Р=оо, т. е. окружность идеального короткого замыкания, так как при Р=оо и s=oo.
Вектор центра окружности идеального холостого хода получим из (1.27) подстановкой р=0:
Ро= 1 /2л*і.
Шкала параметра частоты статора может быть определена непосредственно из выражения (1.25) для проводимости при Р=0 тангенсом ее углового аргумента
tg3o== х„(1 +Ч)« = *0(1+*|) * (1‘30)
Для окружности идеального короткого замыкания р = = оо, = 1 /р = 0 аналогичным путем получим:
Роо=1/2^ = Р„-
Уравнение тангенса шкалы параметра bполучим из (1.29), подставляя Ь0 = 0:
tg0 =/l(1 +Slg. (1.31)
6 оо x0z ' '
Окружности идеального холостого хода и идеального короткого замыкания совпадают (с точностью до потерь в стали), но имеют разные шкалы параметра частоты.
Абсцисса центра эллипса равна большой полуоси Rci - Центр эллипса и его малая полуось находятся на действительной положительной полуоси, а большая ось проходит параллельно мнимой оси координат. Нетрудно видеть, что малая полуось эллипса равна радиусу окружности |3=0 и Р=оо, т. е. центры этой окружности и эллипса совпадают (рис. 1.6).
Шкалу параметра частоты а для разметки точек на эллипсе центров можно построить по угловому аргументу вектора эллипса из (1.35). Аргумент этого вектора о определяется только числителем (1.33). На этом основании, отсчитывая о от мнимой отрицательной полуоси, получим:
(1.38)
Радиус окружности проводимости определяется из (1.23) общим выражением
AL — K
K*L—KL* ’
которое после подстановок дает:
Радиус окружности Rc уменьшается прямо пропорционально частоте статора а.
(3=0 (s=0) и р=оо (s=oo) |
Для построения круговых диаграмм нет необходимости вычислять радиус окружности проводимости, поскольку эта окружность определяется своим центром и любой из точек
в |
На рис. 1.6 построены на основании изложенных здесь соотношений геометрические места постоянного абсолютного скольжения: окружности р=0, р = оо, р=1 {f2 = f 1нок) > ЭЛЛИПС центров, а также их шкалы частоты статора а. Построения выполнены по числовым данным, приведенным ниже.
Для построения круговой диаграммы проводимостей (или тока) при некотором достоянном значении часто - ciatopa па эллипсе центров и окружности $=6, оо с помощью соответствующих шкал параметра а строятся точки центра, 0=0 и оо (s=0, оо). Центр окружности первичного тока можно построить по двум точкам s=0 и s= = 00, ие строя эллипса, но имея шкалу его параметра. Для этого достаточно точки s=0 и s—oо соединить хордой (т. е. линией моментов) и из ее средней точки провести нормаль до пересечения с лучом, соединяющим начало координат с соответствующим делением а=а* шкалы эллипса. Точка пересечения даст центр окружности тока при а=а*.
Точки р=0 (s=0) и (3=оо (s=oo) определяют окружность первичного тока и линию момента s=0, s=00. Положение точки короткого замыкания s=l (а=р), определяющей положение линии полезной мощности, т. е. хорды 5=0, s=l, проще всего установить по отношению электрических потерь ротора и статора при коротком замыкании s=l.
Это отношение, приближенно:
С понижением частоты оно гиперболически возрастает, потому что потери в статоре не равны нулю при а=0 (на постоянном токе).
Для построения точки короткого_з_амыкания таким способом (рис. 1.7) нужно на прямой ab, произвольно проведенной по направлению измерения мощностей, т. е. нормально вектору центра окружности проводимости (первичного тока), построить отрезок cd=ed/Kp. Очевидно, точки с, s=0 и искомая точка короткого замыкания s=l будут лежать на одной прямой. После этого строится обычным методом шкала параметра скольжения как прямая, проведенная параллельно линии моментов до пересечения с продолжением линии полезной мощности. Эта точка пересечения даст единицу шкалы скольжения, а точка пересечения шкалы с касательной к окружности в точке s=0 даст пуль шкалы скольжения.
Таким образом, определены все основные элементы окружности проводимости (тока) для любой частоты.
Некоторые построения можно упростить. Построение окружностей постоянного абсолютного скольжения встречает затруднения из-за большого радиуса (на рис. 1.6 пунктиром показана в нижнем левом углу окружность то - 3* 35 ка при номинальной частоте). Но точки этих окружностей легко рассчитать по формуле, вытекающей из уравнения окружности в декартовых координатах:
У = Уц + VR* — C*i,+ •*)*•
Здесь R — радиус окружности, г/ц — ордината ее центра, отсчитываемая по действительной положительной полуоси, принятой за ось у, хц — абсцисса, отсчитываемая по оси х, направленной по отрицательной мнимой полуоси.
Определение на построенной круговой диаграмме величин двигателя — токов статора и ротора, подводимой и otj даваемой мощностей, потерь, момента, cos <р, КПД и скольжения выполняется, так же как и на круговых диаграммах, при постоянной частоте.