ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА "ОБЩЕГО РЫНКА"
Европейские сообщества представляют собой таможенный союз, поэтому
Единая торговая политика здесь реальная необходимость, в отличие от зоны
Свободной торговли, для которой торговая политика остается делом каждой
Стороны.
В ст. 113 Устава ЕС говориться, что по завершении переходного периода
(конец 1969 г.) вводится по единым принципам общая единая внешнеторговая
Политика. В связи с этим Устав предусматривает изменение пошлин и тари-
Фов, заключение торговых соглашений с третьими странами, проведение ли-
Берализации экспорта и импорта, а также осуществление таких мероприятий
По защите внутренней экономики, как предоставление субсидий и борьба с
Демпингом.
Импортная политика "Общего рынка" регулируется постановлением Евро-
Пейского совета ь 288/82 от 5 февраля 1982 г. Существуют особые правила
Импорта товаров из стран с государственной монополией внешней торговли.
Можно сказать, что импортная политика "Общего рынка" достаточно либе-
Ральна, а пошлины ниже, чем во многих других странах.
В последнее время ст. 113 Устава ЕС приобретает все большее значение.
Она определяет возможности принятия специальных защитных мер, своим ост-
Рием направленных против демпинговых цен. Ст. 6 Генерального соглашения
По таможенным тарифам и торговле (ГАТТ), подписанного в 1947 г., считает
Демпингом распространение товаров одной страны на рынке другой по цене
Ниже их нормальной стоимости. В этом случае другая страна имеет право
Ввести для данного товара дополнительные антидемпинговые пошлины в раз-
Мере разницы между заниженной экспортной ценой и нормальной стоимостью
Этого товара.
Комиссия Европейских сообществ констатировала, что в последнее время
Была вынуждена все чаще прибегать к подобным антидемпинговым мерам как
Средству защиты от сомнительной конкуренции (XX общий доклад Комиссии,
1987 г., пункт 788).
Такого рода меры применяются прежде всего против стран Азии, напри-
Мер, Южной Кореи, Японии по товарам текстильной промышленности, электро-
Ники и т. п.
Политика "Общего рынка" в области сельского хозяйства
Сельское хозяйство - одна из важнейших сфер политики ЕС. Преобладаю-
Щая часть всех постановлений и директив касается сельскохозяйственных
Вопросов, на этот сектор экономики прямо или косвенно направляются две
Трети бюджета "Общего рынка".
Аграрная политика базируется на единой системе цен, которая гаранти-
Рует установление единой минимальной цены для многих сельскохозяйствен-
Ных продуктов стран "Общего рынка".
Эта система включает три вида цен:
- лимитированную или предельную цену. Это та цена, которую должны по-
Лучить производители сельхозпродуктов и которая устанавливается на каж-
Дый год Советом министров ЕС. Если рыночная цена из-за большого предло-
Жения - сверхпроизводства - падает ниже данной лимитированной цены, то
После выхода цены за установленный лимит администрация "Общего рынка"
Принимает стабилизирующие меры, т. е. вмешивается в процесс в пользу про-
Изводителей;
- интервенционную цену. Это та цена, по которой органы "Общего рынка"
Обязаны покупать продукты у производителей в ограниченном, а в отдельных
Случаях даже в неограниченном количестве. Другими словами, данная цена -
Это своего рода гарантия закупки сельскохозяйственных продуктов. Система
Вмешательства обеспечивает установление для производителей минимальных
Лимитированных цен по многим продуктам. По этим ценам они могут реализо-
Вать свою продукцию независимо от рыночной цены и от сложившегося соот-
Ношения между спросом и предложением;
- лимитированную импортную цену. Это минимальная цена, по которой
Сельскохозяйственные продукты могут быть импортированы в страны "Общего
Рынка". Во многих случаях она значительно выше мировой цены. Поскольку в
Некоторых третьих странах условия производства аграрных продуктов более
Выгодные, чем в странах ЕС, эти цены служат защите сравнительно высоких
Внутренних цен и, следовательно, защите сельского хозяйства "Общего рын-
Ка".
Во избежание наводнения аграрного рынка в странах ЕС дешевыми импорт-
Ными продуктами сельскохозяйственного производства из третьих стран дан-
Ная система цен специальными наценками - ввозными пошлинами - ис-
Кусственно удорожает импортную продукцию, доводит ее стоимость до уровня
Лимитированной цены на данный товар. В свою очередь, эти наценки перево-
Дятся в бюджет "Общего рынка" и составляют немалую часть его.
Аналогом такой системы для экспортной продукции является возмещение
(платежи), которое получает экспортер. По сути дела это - субсидирование
Экспорта сельскохозяйственной продукции и, по идее, оно должно компенси-
Ровать разницу между мировой ценой и более высокой ценой в "Общем рын-
Ке". Субсидирование позволяет экспортерам и производителям реализовывать
Свою продукцию на мировом рынке независимо от более высокого уровня цены
Внутри ЕС.
Подобная политика на практике породила серьезные проблемы. Ее претво-
Рение в жизнь постоянно приводит к возникновению конфликтов, прежде все-
Го, с США, к сверхпроизводству (в силу предоставления гарантий сбыта по
Лимитированной цене) и, в связи с этим, к существенному обременению бюд-
Жета "Общего рынка".
Кроме того, эта система стала причиной возникновения серьезных споров
Между правительствами стран-членов ЕС, поскольку некоторые из них, к
Примеру, Англия и ФРГ, не хотят субсидировать сверхпроизводство по более
Высокому уровню стоимости в других странах, например, во Франции.
В связи с этим Комиссия ЕС в 1985 г. разработала так называемую "зе-
Леную книгу" о перспективах общей аграрной политики, которая предполага-
Ет проведение ряда реформ, а именно:
- переход к уровню цен, который больше соответствует рыночным ценам;
- более гибкое приспособление механизма вмешательства в рыночные ус-
Ловия;
- выплаты премий производителям сельскохозяйственной продукции за
Сокращение площадей полезных сельхозяйственных земель или сельскохо-
Зяйственного производства;
- факультативное установление более раннего пенсионного возраста для
Производителей сельскохозяйственной продукции, если они готовы прекра-
Тить свою трудовую деятельность;
- развитие и поощрение альтернативных видов производства.
Что касается подобных требований, то Комиссии Европейских сообществ
Пока удалось добиться проведения ограниченных изменений в области произ-
Водства мяса, молока и зерна.
Вопрос сельскохозяйственных субсидий - один из ключевых во внешнетор-
Говой политике ЕС. Каждый год устанавливаются новые лимитированные цены,
А это означает, что косвенно растут субсидии, предоставляемые крестьянам
В странах "Общего рынка".
"Общий рынок", субсидируя свое менее рентабельное сельское хозяйство,
Порождает острые конфликты с производителями сельскохозяйственной про-
Дукции в других странах. Развивающиеся страны не в состоянии удачно за-
Щитить свои интересы, а американские фермеры наоборот являют собой мощ-
Ный потенциал поддержки свободной мировой торговли в своих собственных
Интересах. И правительство США во многих случаях выступало в защиту сво-
Их фермеров, если их интересы так или иначе затрагивались системой "Об-
Щего рынка". Вместе с тем американское правительство не стесняется при-
Бегать к аналогичным протекционистским мерам, если находит их выгодными,
Чтобы поощрить экспорт или ограничить импорт.