ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА. СОСТАВЛЕНИЕ БАЛАНСА И БАЛАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Ведение бухгалтерского учета является важнейшей частью всего счето-
Водства на предприятии. Система бухгалтерского учета включает в себя:
ведение бухгалтерского учета и составление баланса;
осуществление расчетов;
сбор статистических данных (ведение статистики);
разработку планов.
На предприятиях западных стран принято ведение двойной записи или
Двойной системы бухгалтерского учета, представляющей собой систему конт-
Роля всех данных о состоянии имущества, капитала и прибыли предприятия.
Использование данной системы означает полное, точное и своевременное
"проведение по книгам" всех коммерческих операций. Здесь претворяются в
Жизнь два принципа:
"нет бухгалтерской записи без документа";
"немедленная регистрация всех коммерческих операций".
Учет активов и пассивов
Эти данные показываются как минимум один раз в год в балансе. На
Большинстве западных предприятий баланс и отчетность по прибыли и убыт-
Кам составляют чаще: ежеквартально, а в отдельных случаях даже ежемесяч-
Но.
Учет всех доходов и прибылей. Этот показатель есть не что иное как
Разность между расходами и доходами. Она рассчитывается не реже одного
Раза в год при определении прибылей и убытков.
Однако такой учет доходов и прибылей необходимо вести намного чаще и
Регулярно, ежемесячно или даже ежедневно (с помощью ЭВМ). Только эти
Данные позволяют умело проанализировать изменения, происходящие в финан-
Совом положении предприятия и своевременно отреагировать на них.
Осуществление расчетов. С помощью расчетов устанавливаются все виды
Расходов (издержек), в зависимости от того, где они возникают, на каких
Изделиях или на каких видах услуг. Они позволяют знать, какие виды зат-
Рат возникают на самом предприятии.
Ведение статистики предприятия. В этой сфере собираются и обрабатыва-
Ются данные бухгалтерского учета и других сфер (участков) предприятия
(например, данные о сбыте, исследовании рынка и т. п. ). Эта работа ведет-
Ся по другим принципам, нежели бухгалтерский учет. Чтобы отразить ре-
Зультаты деятельности предприятия в сравнении, статистика дает наглядную
Картину в форме таблиц и графиков.
Годовой отчет предприятия.
Отчет состоит из баланса и отчетности по прибыли и убыткам. Обе части
По системе двойной записи отражаются одновременно на счетах бухгалтерс-
Кого учета.
Баланс
В балансе сводятся все активные и пассивные счета на день составле-
Ния, как правило, на последний день года.
Отчетность по прибыли и убыткам
В данном случае составляются отчеты по всем обозримым расходам и до-
Ходам. Одновременно выявляются изменения размера собственного капитала
Предприятия в течение конкретного периода, как правило одного года. Сле-
Довательно, по этой отчетности можно проанализировать результаты дея-
Тельности предприятия с учетом того, как их добились. Все изменения от-
Ражаются в счетах "расходы" и "доходы". Любое увеличение капитала предп-
Риятия есть прибыль, любое его сокращение - убыток.