СИСТЕМА "ЦЕНТРОВ ПРИБЫЛИ" ("Profit Centers")
В связи с дальнейшим обострением конкуренции почти на всех западноев-
Ропейских рынках, где основной целью предприятия стало не увеличение
Объема продаж, а получение необходимой прибыли, была введена система
"Profit Centers" - "центров прибыли".
Суть этой системы состоит в следующем. Предприятие фактически распа-
Дается на определенное число субпредприятий, которые самостоятельно из-
Готавливают продукцию, покупают необходимые для ее производства сырье и
Материалы и независимо от других отделов продают эту продукцию.
Рассмотрим эту систему на достаточно ярком примере - деятельности
Австрийского предприятия "Трайбажер хемише верке", одного из ведущих
Производителей ферросплавов и абразивов на Западе.
Руководство данного предприятия состоит из двух членов правления -
Технического и коммерческого директоров. Коммерческий директор одновре-
Менно является и первым среди равных, т. е. председателем совета директо-
Ров или спикером руководства (по старым понятиям - генеральным директо-
Ром).
Для консультирования руководства по вопросам общего для предприятия
Интереса существует два штаба: один - по проблемам планирования, другой
- по общим проблемам маркетинга, а также проблемам, связанным с загра-
Ничными филиалами данного концерна и иностранными представителями.
Все основные функции на этом предприятии выполняют "центры прибыли".
К примеру, "центр прибыли по ферросплавам" имеет своих технического и
Коммерческого руководителей. Технический руководитель занимается произ-
Водством и всеми вопросами, связанными с ферросплавами. Коммерческое ру-
Ководство этого "центра прибыли", опираясь на поддержку технического ру-
Ководства, покупает сырье и занимается сбытом.
Наряду с "центрами прибыли" на предприятии существуют еще ряд отде-
Лов, занимающихся общими вопросами. К их числу относятся финансы и бух-
Галтерия, отдел закупок, который, однако, закупает только товары и
Сырье, просто необходимые для деятельности предприятия в целом: топливо,
Канцелярские принадлежности и т. п. ). Есть также транспортный отдел, от-
Дел исследований и разработок, юридический отдел и отдел кадров.
Отдельно взятые "центры прибыли" в данной системе работают достаточно
Самостоятельно, могут быстро реагировать на все изменения рынка. К сове-
Там высшего руководства они обращаются только в особых случаях.
Преимущество данной системы состоит в том, что сотрудники каждого
"центра прибыли" тщательно следят за реализацией запланированной прибы-
Ли.
В заключении следует сказать, что система "центров прибыли" зареко-
Мендовала себя в качестве исключительно гибкой организационной структу-
Ры. Она может добиваться очень хороших результатов, прежде всего, в том,
Чтобы быстро реагировать на меняющуюся ситуацию на рынке и условия реа-
Лизации прибыли. Но необходимо всегда помнить, что она может хорошо
Функционировать лишь тогда, когда обеспечена постоянным потоком информа-
Ции от всех "центров прибыли" к руководству и обратно. В этот поток ин-
Формации вовлекаются и все общие отделы - финансовый, транспортный и
Т. п.